Museological Thought: the Origins (V.G. Ananyev. Institute of Art History as a Center of Museological Thought of Petrograd – Leningrad of the Late 1910s–1920s. Saint-Petersburg, 2021)

 
PIIS013038640025108-6-1
DOI10.31857/S013038640025108-6
Publication type Review
Source material for review В.Г. Ананьев. Институт истории искусств как центр музееведческой мысли Петрограда – Ленинграда конца 1910-х –1920-х гг. СПб., 2021
Status Published
Authors
Affiliation: Head of Sector of Methodical Department of the State Russian Museum
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 2
Pages203-207
Abstract

       

Keywords
Received08.02.2023
Publication date30.04.2023
Number of characters17578
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В 2021 г. в свет вышла книга доцента кафедры музейного дела и охраны памятников Санкт-Петербургского государственного университета доктора культурологии В.Г. Ананьева, где впервые в поле зрения специалистов гуманитарной науки оказались вопросы, связанные с неординарной практикой познания и трансляции музееведческих знаний, представленные Институтом истории искусств (Зубовский институт) в бурную эпоху предреволюционных событий и первых лет формирования культурной политики нового государственного строя.
2 В 2022 г. исполнилось 100 лет Российскому институту истории искусств, который был первым в России образовательным учреждением, созданным по образу и подобию Академии изящных искусств во Флоренции. Начало институту положил потомок екатерининского вельможи граф Валентин Платонович Зубов (1884–1969), который в своем петербургском особняке на свои средства основал Институт истории искусств, сохранивший статус одного из ведущих мировых центров изучения истории и теории искусств до сих пор. 2 марта 1912 г. было получено официальное разрешение от петербургского градоначальника на открытие библиотеки и курсов при ней под названием Института истории искусств. В 1916 г. институт был объявлен специальным высшим учебным заведением с трехлетним сроком обучения. А его директором стал В.П. Зубов.
3 При изучении институциональной и культурной истории Зубовского института четко определяются два пути эпистемологии: музейное источниковедение и социологический метод.
4 Вклад сотрудников института и приглашенных к сотрудничеству специалистов в развитие научной и общественной жизни России 1910–1920-х годов весомый. Указанное время охватывает перелом социально-исторической системы, в результате которого наука обрела градации дореволюционной и послереволюционной эпох, что и поставило ее развитие в усложненные условия, добавив к непосредственному изучению музейных модусов еще и широкую просветительскую направленность. Следует указать, что музейная секция Института истории искусств смело шла на эксперименты, привлекая сотрудников к реализации задуманных проектов, рождавшихся в спорах, поддерживала связи с разными городами имперской и советской России. В дебатах зародились и конкретные мысли, приведшие к фундаментальным делам: создание и функционирование комиссии по музейному делу и охране памятников археологии, художественной старины и изобразительного искусства. Вопросы, обсуждавшиеся на комиссиях в конце 1910-х годов, были делегированы в новое время и стали предметом научной дискуссии с акцентом на охрану памятников от всяческих разрушений: временных, природных, исторических и, примета времени – социально-общественных, связанных с проведением политики секуляризации или уничтожения церковных материальных ценностей.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 159

Readers community rating: votes 0

1. Ananiev V. “V Rossii sleduet podumat' gosudarstvu ob iskusstve”: Ministerstvo iskusstv v diskussiyah revolyucionnoj epohi (1917 g.). Ch. 1 [“In Russia, the state should think about art”: The Ministry of Arts in the discussions of the Revolutionary era (1917). Pt. 1] // Vestnik Chelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts]. 2016. № 1 (45). S. 173–181. (In Russ.)

2. Ananiev V. Ermitazh mezhdu “muzeem novogo iskusstva” i “muzeem byta”: proekt I.I. Zharnovskogo v kontekste proektov revolyucionnoj epohi [Hermitage between the “Museum of New Art” and the “Museum of Everyday Life”: I.I. Zharnovsky's project in the context of projects of the revolutionary era] // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [Scientific notes of Kazan University. Series: Humanities]. 2018. Vol. 160. № 3. S. 656–664. (In Russ.)

3. Ananiev V., Fomkina M.I. Prostranstvo hudozhestvennyh muzeev v mezhdunarodnyh proektah 1920–1930-h gg.: teoriya praktiki v muzeologicheskoj mysli mezhvoennogo dvadcatiletiya [The space of art museums in international projects of the 1920s–1930s: theory of practice in the museological thought of the interwar twentieth anniversary] // Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Man. Culture. Education]. 2018. № 2 (28). S. 58–72. (In Russ.)

4. Andreeva I. Dokument kak kul'turnaya forma i epistemologiya muzejnosti [Document as a cultural form and epistemology of museology] // Vestnik kul'tury i iskusstv [Bulletin of Culture and Arts]. 2020. № 2 (62). S. 59–70. (In Russ.)

5. Ananiev V. The Institute of Art History and the Problem of Aesthetic Education in Russia in the First Quarter of the 20th Century //Muzeológia a kultúrne dedičstvo. 2016. Vol. 2. P. 9–20.

Система Orphus

Loading...
Up