New Books on the Thirty Years’ War (A.Ju. Prokopjev. The Thirty Year’s War. Saint-Petersburg, 2020; Vor 400 Jahren. Der Dreißigjährige Krieg / Hrsg. R. Rebitsch, L. Hobelt, E.A. Schmidl. Innsbruck, 2019)

 
PIIS013038640025107-5-1
DOI10.31857/S013038640025107-5
Publication type Review
Source material for review А.Ю. Прокопьев. ТридцатилНовые книги о Тридцатилетней войне (А.Ю. Прокопьев. Тридцатилетняя война. СПб., 2020; Vor 400 Jahren. Der Dreißigjährige Krieg / Hrsg. R. Rebitsch, L. Höbelt, E.A. Schmidl. Innsbruck, 2019
Status Published
Authors
Affiliation: State Academic University for the Humanities
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 2
Pages191-198
Abstract

         

Keywords
Received05.12.2022
Publication date30.04.2023
Number of characters36743
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В 2020 г. увидела свет обобщающая монография заведующего кафедрой средних веков Санкт-Петербургского государственного университета доктора исторических наук, проф. А.Ю. Прокопьева, которая является расширенным и переработанным вариантом соответствующих разделов его книги «Германия в эпоху религиозного раскола»1. 1. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555–1648. СПб., 2008. С. 350–467.
2 Автор сразу дает понять, что взгляд на Тридцатилетнюю войну как на общеевропейскую его, как и многих немецких историков, не устраивает, поскольку «далеко не все монархии [Европы] находились в состоянии войны, многие конфликты начались задолго до 1618 г. и продолжались вне прямой зависимости от Тридцатилетней войны» (с. 6). После 1648 г. все чаще о ней говорили как о «немецкой» или даже «лютеровой» войне, но со временем под влиянием античной и ренессансной риторики ее стали именовать Тридцатилетней, что призвано было отразить масштаб конфликта (с. 8–11).
3 Автор называет следующие причины войны. Продолжались религиозные распри, которые вовсе не остановил Аугсбургский мир 1555 г. Католики требовали вернуть церкви земли, утраченные ею в ходе «ползучей» Реформации уже после 1555 г. Династии германских государств рвали прежние связи, предпочитая теперь заключать браки по конфессиональному признаку и забывая о давнем родстве из-за религиозной вражды. На «кризис согласия» накладывался паралич институтов Империи – из-за разногласий на почве религии утратили дееспособность имперский суд и рейхстаг. Этот вакуум восполнила «инициатива снизу», когда в 1608–1609 гг. в результате спора вокруг Донаувёрта возникла Евангелическая уния и в ответ – Католическая лига, сторонники же мирного диалога оказались слабы. Таким образом, констатирует А.Ю. Прокопьев, войну породила «сама Империя со всеми своими особенностями», тогда как конфликты и кризисы в других уголках Европы на ее развязывание не повлияли. В то же время, отмечает автор, война не была неизбежной, острые ситуации (борьба за Кёльнское архиепископство в 1583 г., за наследство герцогства Юлих-Берг в 1619–1614 гг.) удавалось разрешать (с. 36–58). «Опасными должны были быть вспышки поблизости, способные вызвать цепную реакцию. Так, очагом войны стала Богемия: страна, связанная ленными узами с Империей, но с самобытным религиозным и общественным укладом» (с. 58).
4 Суждения автора интересны, но отнюдь не бесспорны. Довольно странно звучит оценка восстания в Чехии как «вспышки поблизости» – Чехия была частью Империи, так что речь может идти в крайнем случае о событии на окраине последней, но все же в пределах ее границ. Важно то, что повстанцы противопоставили себя императору, объявив о детронизации Фердинанда и пригласив на чешский трон Фридриха Пфальцского. И хотя войны, как не без оснований пишет А.Ю. Прокопьев, никто не хотел, должной осторожности стороны не проявляли. А вот это уже нельзя считать случайным, и потому рано или поздно конфликт должен был разразиться. Кроме того, Чехия являлась частью Империи, но не Германии, и потому считать Тридцатилетнюю войну лишь «немецкой» и сосредотачивать внимание почти исключительно на внутригерманских событиях едва ли правомерно. Не убеждает и тезис о том, что не все монархии Европы участвовали в конфликте – во всяком случае, это делали почти все ее ведущие державы: Империя, Испания, Франция, Швеция, Дания, неучастие окраинных Англии и Польши удивления не вызывает. Борьба за Вальтелину, через которую испанские деньги поступали в Империю, имела прямое отношение к Тридцатилетней войне, но из-за того, что этот район не являлся частью ни Германии, ни Священной Римской империи, схватка за нее не упоминается. Но есть и более серьезное упущение – Голландия, которая до 1648 г. юридически являлась частью Священной Римской империи. И если уж А.Ю. Прокопьев подробно остановился на событиях в Чехии, то непонятно, почему он не сделал того же в отношении Голландии. При этом дается сравнительно подробное описание войны за Мантуанское наследство (с. 140–142), которую частью Тридцатилетней войны автор не считает2. Ее значение в этом смысле сводится, по мнению автора, к оттягиванию части сил Империи из Германии, что усилило недовольство курфюрстов и германских сословий, но не упоминается о вызванной ею ссоре императора с папой и углублении раскола между католиками3. 2. Впрочем, еще Р. Квацца высказывал иную точку зрения: Quazza R. Il periodo Italiano della guerra dei trent’anni // Rivista Storica Italiana. 1933. Vol. 50. Р. 64–89.

3. См. Веджвуд В. Тридцатилетняя война. М., 2012. С. 271–272.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 250

Readers community rating: votes 0

1. Davydov I.P., Fadeyev I.A. Pervonachal'nyi smysl termina “protestantizm”: istoriko-filosofskoe issledovanie [Initial Sense of the Term “Protestantism”: A Historical and Philosophical Study] // Novaya i Novejshaya Istoriya [Modern and Contemporary History]. 2019. № 5. S. 5–25. (In Russ.)

2. Isaev S.A. “Protestantism” znachenie termina v istoricheskoi nauke i religiovedenii [“Protestantism” as a сoncept: Its meaning in historical and religious studies] // Novaya i Novejshaya Istoriya [Modern and Contemporary History]. 2021. № 2. S. 5–18. (In Russ.)

3. Prokopjev A.Ju. Germany during the Religious Split. Sankt-Peterburg, 2008. (In Russ.)

4. Wedgwood C.V. Tridtsatiletniaia voina [The Thirty Years’ War]. Moskva, 2012. (In Russ.)

5. Höbelt L. Ferdinand III. Friedenskaiser wider Willen. Graz, 2008.

6. Münkler Н. Der Dreißigjährige Krieg: Europäische Katastrophe, deutsches Trauma 1618–1648. Berlin, 2017.

7. Quazza R. Il periodo Italiano della guerra dei trent’anni // Rivista Storica Italiana. 1933. Vol. 50. Р. 64–89.

Система Orphus

Loading...
Up