Новые книги о Тридцатилетней войне (А.Ю. Прокопьев. ТридцатилНовые книги о Тридцатилетней войне (А.Ю. Прокопьев. Тридцатилетняя война. СПб., 2020; Vor 400 Jahren. Der Dreißigjährige Krieg / Hrsg. R. Rebitsch, L. Höbelt, E.A. Schmidl. Innsbruck, 2019)

 
Код статьиS013038640025107-5-1
DOI10.31857/S013038640025107-5
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва А.Ю. Прокопьев. ТридцатилНовые книги о Тридцатилетней войне (А.Ю. Прокопьев. Тридцатилетняя война. СПб., 2020; Vor 400 Jahren. Der Dreißigjährige Krieg / Hrsg. R. Rebitsch, L. Höbelt, E.A. Schmidl. Innsbruck, 2019
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Государственный академический университет гуманитарных наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаНовая и новейшая история
ВыпускВыпуск 2
Страницы191-198
Аннотация

         

Ключевые слова
Получено05.12.2022
Дата публикации30.04.2023
Кол-во символов36743
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В 2020 г. увидела свет обобщающая монография заведующего кафедрой средних веков Санкт-Петербургского государственного университета доктора исторических наук, проф. А.Ю. Прокопьева, которая является расширенным и переработанным вариантом соответствующих разделов его книги «Германия в эпоху религиозного раскола»1. 1. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555–1648. СПб., 2008. С. 350–467.
2 Автор сразу дает понять, что взгляд на Тридцатилетнюю войну как на общеевропейскую его, как и многих немецких историков, не устраивает, поскольку «далеко не все монархии [Европы] находились в состоянии войны, многие конфликты начались задолго до 1618 г. и продолжались вне прямой зависимости от Тридцатилетней войны» (с. 6). После 1648 г. все чаще о ней говорили как о «немецкой» или даже «лютеровой» войне, но со временем под влиянием античной и ренессансной риторики ее стали именовать Тридцатилетней, что призвано было отразить масштаб конфликта (с. 8–11).
3 Автор называет следующие причины войны. Продолжались религиозные распри, которые вовсе не остановил Аугсбургский мир 1555 г. Католики требовали вернуть церкви земли, утраченные ею в ходе «ползучей» Реформации уже после 1555 г. Династии германских государств рвали прежние связи, предпочитая теперь заключать браки по конфессиональному признаку и забывая о давнем родстве из-за религиозной вражды. На «кризис согласия» накладывался паралич институтов Империи – из-за разногласий на почве религии утратили дееспособность имперский суд и рейхстаг. Этот вакуум восполнила «инициатива снизу», когда в 1608–1609 гг. в результате спора вокруг Донаувёрта возникла Евангелическая уния и в ответ – Католическая лига, сторонники же мирного диалога оказались слабы. Таким образом, констатирует А.Ю. Прокопьев, войну породила «сама Империя со всеми своими особенностями», тогда как конфликты и кризисы в других уголках Европы на ее развязывание не повлияли. В то же время, отмечает автор, война не была неизбежной, острые ситуации (борьба за Кёльнское архиепископство в 1583 г., за наследство герцогства Юлих-Берг в 1619–1614 гг.) удавалось разрешать (с. 36–58). «Опасными должны были быть вспышки поблизости, способные вызвать цепную реакцию. Так, очагом войны стала Богемия: страна, связанная ленными узами с Империей, но с самобытным религиозным и общественным укладом» (с. 58).
4 Суждения автора интересны, но отнюдь не бесспорны. Довольно странно звучит оценка восстания в Чехии как «вспышки поблизости» – Чехия была частью Империи, так что речь может идти в крайнем случае о событии на окраине последней, но все же в пределах ее границ. Важно то, что повстанцы противопоставили себя императору, объявив о детронизации Фердинанда и пригласив на чешский трон Фридриха Пфальцского. И хотя войны, как не без оснований пишет А.Ю. Прокопьев, никто не хотел, должной осторожности стороны не проявляли. А вот это уже нельзя считать случайным, и потому рано или поздно конфликт должен был разразиться. Кроме того, Чехия являлась частью Империи, но не Германии, и потому считать Тридцатилетнюю войну лишь «немецкой» и сосредотачивать внимание почти исключительно на внутригерманских событиях едва ли правомерно. Не убеждает и тезис о том, что не все монархии Европы участвовали в конфликте – во всяком случае, это делали почти все ее ведущие державы: Империя, Испания, Франция, Швеция, Дания, неучастие окраинных Англии и Польши удивления не вызывает. Борьба за Вальтелину, через которую испанские деньги поступали в Империю, имела прямое отношение к Тридцатилетней войне, но из-за того, что этот район не являлся частью ни Германии, ни Священной Римской империи, схватка за нее не упоминается. Но есть и более серьезное упущение – Голландия, которая до 1648 г. юридически являлась частью Священной Римской империи. И если уж А.Ю. Прокопьев подробно остановился на событиях в Чехии, то непонятно, почему он не сделал того же в отношении Голландии. При этом дается сравнительно подробное описание войны за Мантуанское наследство (с. 140–142), которую частью Тридцатилетней войны автор не считает2. Ее значение в этом смысле сводится, по мнению автора, к оттягиванию части сил Империи из Германии, что усилило недовольство курфюрстов и германских сословий, но не упоминается о вызванной ею ссоре императора с папой и углублении раскола между католиками3. 2. Впрочем, еще Р. Квацца высказывал иную точку зрения: Quazza R. Il periodo Italiano della guerra dei trent’anni // Rivista Storica Italiana. 1933. Vol. 50. Р. 64–89.

3. См. Веджвуд В. Тридцатилетняя война. М., 2012. С. 271–272.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 243

Оценка читателей: голосов 0

1. Веджвуд В. Тридцатилетняя война. М., 2012.

2. Давыдов И.П., Фадеев И.А. Первоначальный смысл термина «протестантизм»: историко-философское исследование // Новая и новейшая история. 2019. № 5. С. 5–25.

3. Исаев С.А. «Протестантизм»: значение термина в исторической науке и религиоведении // Новая и новейшая история. 2021. № 2. С. 5–18.

4. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555–1648. СПб., 2008.

5. Höbelt L. Ferdinand III. Friedenskaiser wider Willen. Graz, 2008.

6. Münkler Н. Der Dreißigjährige Krieg: Europäische Katastrophe, deutsches Trauma 1618–1648. Berlin, 2017.

7. Quazza R. Il periodo Italiano della guerra dei trent’anni // Rivista Storica Italiana. 1933. Vol. 50. Р. 64–89.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх