Perception of the “Other”/“Alien” in the Cultural Space between Russia and the West (“Friend”/“Foe” in cross-cultural communications of the countries of the West and Russia. Saint-Petersburg, 2019)

 
PIIS013038640013398-5-1
DOI10.31857/S013038640013398-5
Publication type Review
Source material for review «Свой»/«Чужой» в кросс-культурных коммуникациях стран Запада и России. СПб.: «Алетейя», 2019, 498 с.
Status Published
Authors
Affiliation:
Ministry of Social Affairs and Integration in Stuttgart (Stuttgart, Germany)
Tomsk state University
Address: Germany, Stuttgart
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 1
Pages246-250
Abstract

             

Keywords
AcknowledgmentThe article is part of a project supported by the Russian Science Foundation (№ 19-18-00421).
Received18.08.2020
Publication date29.01.2021
Number of characters17920
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Оценить в небольшой рецензии сборник статей 20 авторов, которые в 23 главах описали различные аспекты многогранной проблемы восприятия «другого»/ «чужого» в культурном пространстве между Россией и Западом, практически, невозможно. Но уделить внимание некоторым дискуссионным понятиям рецензируемого сборника, задача вполне выполнимая и, более того, даже необходимая. Опуская хвалебные слова в адрес авторов, без сомнения, удавшегося и интересного сборника, в русле традиции немецкого историка Р. Козеллека следует проанализировать ключевые понятия коллективной монографии. Основательный лингвистический и исторический анализ этих понятий в рамках небольшой рецензии осуществить невозможно. Я преследую более скромную цель: пытаться продемонстрировать, что далеко не все применяемые в сборнике понятия и категории в состоянии образцово выполнить функцию «когнитивных инструментов» познания прошлого. Говоря о «когнитивных инструментах», я опираюсь на Марка Блока и использую его термин «ремесло историка». Ведь никакое ремесло не может обойтись без определенных «инструментов», каковыми для историка являются его понятия. Речь, конкретно, пойдет об анализе следующих используемых в монографии понятий: имагология, русофобия, ксенофобия и европейская идентичность.
2 В немецкоязычном пространстве понятие «имагология» (от лат. imago – «образ», «изображение»), надо сказать, употребляется большей частью в литературоведении, а не в теории истории. В немецкой Википедии не найти объяснения этому понятию. Удачное определение понятию «имагология» дает немецкий лексикон киноискусства1. В лексиконе указывается, что в последнее время вместо понятия «имагология» в немецкоязычном пространстве специалистами употребляется термин «межкультурная герменевтика» (interkulturelle Hermeneutik), что, конечно, не является случайностью. Ибо, если под герменевтикой понимать не только искусство интерпретации текстов, но и общую теорию восприятия и понимания действительности, то тогда герменевтика вполне может внести свой вклад в познание процессов межкультурной коммуникации. Но я считаю, что важную роль в понимании межкультурных процессов играет не только герменевтика, но и «история ментальности», которая является частью исторической антропологии и по этой причине, как считает Ульрих Раульф, в состоянии исследовать «историческое априори» в области ментальной истории. Последняя позволяет нам раскрыть глубинные структуры человеческого мышления, которые определяют как границы, так и характер человеческого восприятия «другого»/«чужого»2. Но как бы мы не обозначили историческую дисциплину, занимающуюся исследованием процессов восприятия «своего»/«другого»/«чужого», речь в ней идет действительно об образах, которые рождаются в определенных ситуациях и у конкретных субъектов (по этой причине понятие «имагология», несмотря на редкость своего употребления, подобрано здесь все-таки удачно). Любой исторический образ принадлежит «кому-то» в двойном смысле, ибо любой образ был создан «кем-то» и является образом «кого-то» или «чего-то». Единственное, что человека связывает с прошлым, это его образы прошлого. 1. Art. Imagologie im Lexikon der Filmbegriffe. URL: >>>> (access date: 07.04.2020)

2. Mentalitäten-Geschichte / Hrsg.U. Raulff. Berlin, 1987. S. 9 и др.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 663

Readers community rating: votes 0

1. Art. Imagologie im Lexikon der Filmbegriffe. URL: https://filmlexikon.uni-kiel.de/index.php?action-lexikon&tag-det&id-8229 (access date: 07.04.2020)

2. Mentalitäten-Geschichte / Hrsg. U. Raulff. Berlin, 1987. URL: https://pub.uni-bielefeld.de/project/P439 (access date: 07.04.2020)

Система Orphus

Loading...
Up