Moldovan-Russian Historical Relations (V. I. Tsvirkun. Monuments of the Moldovan-Russian Historical Relations in the Territory of Moldova. Moscow – Saint-Petersburg, 2019)

 
PIIS013038640009161-5-1
DOI10.31857/S013038640009161-5
Publication type Review
Source material for review В. И. Цвиркун. ПАМЯТНИКИ МОЛДАВСКО-РОССИЙСКИХ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ МОЛДОВЫ. М. - СПб.: Нестор-История, 2019, 200 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Cultural Heritage of the Ministry of Education, Culture and Research of the Republic of Moldova
Address: Republic of Moldova, Chisinau
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 3
Pages211-213
Abstract

  

Keywords
Received07.04.2020
Publication date19.06.2020
Number of characters10636
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Видный молдавский историк, доктор исторических наук, профессор Виктор Иванович Цвиркун посвятил несколько десятилетий изучению многосторонних российско-молдавских связей в разные века. Особенно известны его работы, реконструирующие биографию господаря Дмитрия Кантемира (1673— 1723), не только крупного восточноевропейского мыслителя и ученого-энциклопедиста начала XVIII в., но и российского государственного деятеля, соратника Петра Великого.
2 Объясняя во введении к своей новой книге мотивы обращения к изучению памятников молдавско-российских исторических связей на территории его родной страны, В. И. Цвиркун отмечает, что после распада СССР в молдавской историографии превалирует тенденция к умалению и искажению позитивной роли российского влияния на развитие края, к сознательному вытеснению этого фактора из национальной исторической памяти.
3 Римский поэт Публий Овидий Назон писал: «Событие прошло, памятники остаются». На территории Молдавии еще начиная с конца XVIII в. были воздвигнуты различные монументы, прославлявшие русский народ и его сынов, так или иначе внесших свой вклад в развитие «сией пустынной страны». К сожалению, из-за частой смены политических режимов часть этих памятников была уничтожена и предана забвению. Книга В. И. Цвиркуна призвана не только вернуть утраченную память об этих монументах, но и систематизировать объекты исторического и культурного наследия, сохранившиеся на территории современной Республики Молдова. Автор делит их на несколько групп.
4 После присоединения Бессарабии к Российской империи в 1812 г. прежде всего следует говорить о монументах духовно-религиозной культуры. Автор называет их «памятниками духовного единства», ведь именно общность православной веры объединяла русский и молдавский народы. Церкви, возведенные в Бессарабии после присоединения края к Российской империи в 1812 г., олицетворяют происходившее в XIX в. расширение пространства русской культуры. Причем инициаторами строительства новых храмов зачастую выступали именно прихожане. Только во времена, когда во главе православной церкви Бессарабии стоял выдающийся церковный деятель митрополит Кишиневский и Хотинский Гавриил (Бэнулеску-Бодони), скончавшийся в 1821 г., в крае было воздвигнуто 189 новых церквей. В. И. Цвиркун особо выделяет из них «визитную карточку» Кишинева — кафедральный комплекс, состоящий из Собора Рождества Христова и башни-арки. По документам генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии М. С. Воронцов лично ходатайствовал перед императором Николаем I о высочайшем одобрении постройки соборного храма в Кишиневе. Стараниями того же Воронцова к работе над проектом храма был привлечен известный российский архитектор Авраам Мельников, им же был приглашен художник Иван Ковшаров, росписывавший одесский кафедральный Спасо-Преображенский собор. Освящение кишиневского собора состоялось уже в 1836 г. В связи со строительством кафедрального комплекса стоит упомянуть тогдашнего бессарабского военного губернатора П. И. Федорова. Именно он рекомендовал тогда еще молодого архитектора Луку Заушкевича в качестве проектировщика башни-арки под большой колокол (Святых Врат). Кроме того, Федоров купил в Одессе и подарил Кишиневу часы, которые в 1842 г. разместили на арке. В. И. Цвиркун подробно рассматривает судьбу храма вплоть до его закрытия в советское время и превращения его в центральный выставочный зал Министерства культуры МССР. На рубеже 1980—1990-х годов храм был возвращен митрополии Кишиневской и всея Молдовы, и огромную роль в его реставрации сыграл митрополит Владимир (Кантарян), проявивший, по мнению автора, в этом деле «организаторский талант, молитвенное служение и крепость веры». Что же касается триумфальной арки, то установленные на ней к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне мемориальные доски с именами Героев Советского Союза, удостоенных этого звания за освобождение Молдавии, в начале 1990-х были разрушены националистами; та же печальная судьба постигла и гранитные плиты с указанием армий, дивизий и полков, освобождавших республику. Хватит ли у молдавской государственной элиты политической воли восстановить их, покажет время. Удалось же восстановить в 2016 г. по решению правительства «Памятник трем мученикам» (военному священнику поэту Алексею Матеевичу, публицисту и адвокату Симеону Мурафе и меценату Андрею Ходороже), разрушенный в советские времена.

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 490

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up