Francesco Guicciardini — from the «History of Florence» to «The History of Italy»

 
PIIS000523100000105-9-1
DOI10.31857/S000523100000105-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Research Fellow
Affiliation: Institute of World History, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameNovaia i noveishaia istoriia
EditionIssue 4
Pages3-14
Abstract

The article considers the work of Francesco Guicciardini as a historian. Demonstrated are the features of the presentation of historical material by him, as well as his views on history on the example of Italy.

KeywordsFrancesco Guicciardini, Italian wars, Renaissance historiography
Received23.09.2018
Publication date02.10.2018
Number of characters37319
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Франческо Гвиччардини (1483—1540) известен сегодня как один из самых проницательных умов XVI столетия, политический мыслитель и крупнейший историк эпохи позднего Возрождения. Как и его приятель и единомышленник Никколо Макиавелли, он обрел широкую славу посмертно, и произошло это благодаря его монументальной «Истории Италии» в 20 книгах. Этот труд, к моменту смерти автора еще не полностью завершенный и впервые изданный лишь в 1561—1564 гг., стал первым произведением Нового времени, посвященным судьбам всего Апеннинского полуострова как единого целого [1]. Главное содержание этого сочинения составляют Итальянские войны 1494—1559 гг., которые покончили с независимостью средневековой раздробленной Италии и одновременно послужили стимулом для первых проблесков общеитальянского национального самосознания. Если в эпоху Рисорджименто в XIX в. подобные идеи были подняты на щит и истолковывались как первые ростки итальянского патриотизма, в наше время многие историки относятся к такой оценке критически и в лучшем случае видят в патриотизме эпохи Возрождения только истоки новой и достаточно противоречивой мифологии [2]. Но как бы ни оценивать роль Гвиччардини в рамках итальянской истории и историографии, его сочинение стало вехой в развитии мирового историописания, соединив в себе противоречивые тенденции ренессансной мысли. С одной стороны, это проникнутое сугубо земными мотивами, опирающееся на античные образцы и на достоверные источники повествование, в котором смысл событий постигается исключительно через намерения, предположения и ошибки людей. С другой стороны, оно служит отличной иллюстрацией мысли о том, что результаты человеческих поступков очень редко совпадают с поставленными целями, по сути дела подтверждение поговорки «человек предполагает, а Бог располагает», только место Бога чаще всего занимают судьба или недостатки людской натуры.

2

Картина, нарисованная в «Истории Италии», не изобилует яркими красками; она фактологична, как подобает ученой истории, чурающейся чувственных образов и мифов. В значительной мере это военная история, история походов и осад, мирных договоров и политических интриг. Автор был свидетелем Итальянских войн на протяжении почти полувека, с 1494 г. до своей смерти в 1540 г., и описал их ход до 1534 г., т.е. наиболее важный и насыщенный событиями отрезок. Канва исторических событий и сюжетные линии, намеченные Гвиччардини, во многом послужили отправной точкой для последующих историков, его труд заложил основы для восприятия истории Итальянских войн и по сей день может считаться классическим рассказом о них. Но не только и не столько описание происшествий, военных действий и переделов земель привлекает к его страницам. Наиболее актуальными, на мой взгляд, остаются мысли и рассуждения автора о выведенных им людях, об их планах и чаяниях, об их добродетелях и недостатках, о том, как замыслы претворяются в жизнь или, чаще всего, приводят к неожиданным последствиям. В некоторых случаях, когда важно взвесить все доводы за и против тех или иных решений, они изложены во вставных речах. Иной раз автор не может удержаться от обобщений и афоризмов, которые не служат лишь риторическим украшением и перекликаются с другими его сочинениями и заметками. Читая их, мы не раз убеждаемся, что человеческая природа если и меняется, то очень медленно.

Number of purchasers: 0, views: 458

Readers community rating: votes 0

1. «V ”Istorii Italii” — vpervye v ital'yanskom istoriopisanii — vsya zhizn' poluostrova byla predstavlena i proanalizirovana v ee sovokupnosti (complessità’)». — Chabod F. Guicciardini Francesco. — Enciclopedia Italiana, v. XVIII. Roma, 1933, r. 248. U Gvichchardini byli predshestvenniki, v chastnosti, Flavio B'ondo, v seredine XV v. napisavshij na latyni «Italia illustrate»(«Naglyadnoe opisanie Italii») i dekady «Istorii ot upadka Rimskoj imperii», no ehti trudy byli orientirovany na antichnuyu Italiyu i vsemirnuyu istoriyu.

2. Sm., naprimer, raznye otsenki duehli v Barlette, opisyvaemoj i v «Istorii Italii» Gvichchardini, kn. 5, gl. 13 (dalee, 5—13…). Takzhe sm. Yusim M. A. O «Barlettskom vyzove», velikikh istorikakh i patriotizme // Novaya i novejshaya istoriya. 2015. №1. C. 46—47.

3. Sm. naprimer, v Ricordi politici e civili: «382. Buduschee nastol'ko smutno, chto dazhe kogda lyudi reshayut chto-nibud', khorosho ehto obdumav, posledstviya chasto byvayut obratnymi. Tem ne menee nel'zya, podobno zveryu, otdavat'sya na volyu sud'by, a nado, kak podobaet cheloveku, dejstvovat' razumom; mudryj zhe dolzhen byt' bolee udovletvoren, esli postupit obdumanno, khotya by ehto privelo k plokhim posledstviyam, chem esli by poluchil khoroshij rezul'tat ot durnogo soveta» (zdes' i dalee tsit. po izd.: Gvichchardini F. Zametki o delakh politicheskikh i grazhdanskikh. Ego zhe. Sochineniya. Vstup. st. i red. A. K. Dzhivelegova. Per. i prim. M. S. Fel'dshtejna. M., 1934. S. 107—228). Ssylki na raboty Gvichchardini, opublikovannye v ukazannom izdanii, dayutsya za isklyucheniem ogovorennykh sluchaev.

4. Naprimer, o zakhvate frantsuzami Kapui v 1501 g.: «Kak ehto byvaet pri raschete na skoryj mir, neostorozhnost' zaschitnikov pozvolila protivnikam vorvat'sya v gorod, kotoryj oni iz alchnosti i v otmestku za poteri, ponesennye vo vremya shturma, polnost'yu ograbili i perebili mnozhestvo lyudej, a tekh, kto izbezhal smerti, zakhvatili v plen. S takoj zhe zverskoj zhestokost'yu oni oboshlis' s zhenschinami, ne razbiraya ikh zvaniya, v tom chisle i s monakhinyami, kotorye stali zhertvami ikh pokhoti i zhadnosti, mnogie zhe iz nikh byli pozdnee zadeshevo prodany v Rime; po slukham, nekotorye kapuanskie zhenschiny, opasayas' za svoyu zhizn' i chest', brosalis' v reku ili v kolodtsy» (5—5). «Istoriya Italii» tsitiruetsya po izdaniyu Storia d’Italia. A cura di Silvana Seidel—Menchi. Torino, 1970.

5. Nazvanie ehtomu proizvedeniyu dali pozdnejshie izdateli: Guicciardini F. Storie Fiorentine dai tempi di Cosimo de’ Medici fino ai quelli del gonfaloniere Soderini. — Opere inedite illustrate da Giuseppe Canestrini e pubblicate per cura dei conti Piero e Luigi Guicciardini, v. 3. Firenze, 1859; idem. Storie fiorentine dal 1378 al 1509. A cura di R. Palmarocchi. Bari, 1931.

6. Pervoe izdanie: Guicciardini F. Cose fiorentine. A cura di R. Ridolfi. Firenze, 1945. Nazvanie dano publikatorom.

7. Sm. Canestrini G. Prefazione. — Guicciardini F. Opere inedite di Francesco Guicciardini illustrate da Giuseppe Canestrini e pubblicate per cura dei conti Piero e Luigi Guicciardini, v. 1. Firenze, 1857, p. XXIX.

8. Consigli e avvertimenti. Parigi, 1576.

9. Concetti politici. Venezia, 1578.

10. Precetti e sententie. Anversa, 1585.

11. Guicciardini F. Opere Opere inedite di Francesco Guicciardini illustrate da Giuseppe Canestrini e pubblicate per cura dei conti Piero e Luigi Guicciardini, v. 1—10. Firenze, 1857—1867.

12. Ciro Spontone. Avvertimenti della Historia scritti dal Cavaliere Ciro Spontone a i serenissimi principi… Bergamo, Comin Ventura, 1608; Girolamo Canini d’Anghiari. Aforismi politici cavati dall’istoria d’Italia di M. Francesco Guicciardini. Venezia, 1625 (1181 aforizm). Takzhe sm. Ruozzi G. Da Guicciardini a Longanesi. Dall’aforisma di famiglia all’aforisma di editore. — L’Europa degli aforisti. A cura di M. T. Biason 1. Pragmatica dell’aforisma nella cultura europea. — Annali di Ca’ Foscari, 36 (1997), 1—2, p. 11—38.

13. Del Lungo I. Ai lettori. — La Storia d’Italia di Francesco Guicciardini sugli originali manoscritti, v. 1. Firenze, 1919, r. XII. Dzhovanni Korsi v svoe vremya smenil Gvichchardini v kachestve posla Florentsii v Ispanii.

14. Fueter E. Geschichte der neueren Historiographie. München — Berlin, 1911. S. 76.

15. Ibid., S. 71.

16. Ibidem: «Tot, kto ne znaet truda Gvichchardini, vyneset iz otzyvov Ranke vpechatlenie, chto rech' idet o nelovkoj i nedobrosovestnoj kompilyatsii, v to vremya kak ni odin sovremennyj emu istorik ne sravnitsya s Gvichchardini v tschatel'nom i kriticheskom ispol'zovanii istochnikov».

17. Istorik ispol'zuet ehtot tekst, chtoby dat' kharakteristiku papy: «Takovy byli pervonachal'nye clova papy, prostye i iskrennie, kak i podobaet sanu pontifika…, odnako on ostavalsya veren svoej nature, i zaklyuchenie ne zastavilo ego otkazat'sya ni ot ego ulovok, ni ot ego alchnosti» (18—15).

18. Naprimer, 5—6: «V tom zhe godu umer venetsianskij dozh Agostino Barbarigo… Novye zakony esche bolee ogranichili vlast' ego preemnikov, a na ego mesto nego byl izbran Leonardo Loredan, tak chto, blagodarya sovershenstvu ikh formy pravleniya, gosudarstvennye dela ne podverglis' nikakim izmeneniyam ni vsledstvie smerti prezhnego gosudarya, ni iz-za izbraniya novogo».

19. Ochevidno, Gichchardini imeet v vidu svoe naznachenie general'nym komissarom papy L'va Kh pri tserkovnoj armii vo vremya vojny s frantsuzami v iyule 1521 g. i analogichnuyu dolzhnost', kotoruyu on zanimal v khode vojn Kon'yakskoj ligi s impertsami v 1525—1527 gg.

20. Frantsuzskij voenachal'nik Lotrek «teshil sebya chrezmernymi nadezhdami» i ne khotel snimat' osadu, tak kak obeschal korolyu vzyat' Neapol', v to vremya kak esli by frantsuzy otoshli, «oni mogli by vzyat' impertsev, kotorym nedostavalo vsego, izmorom» (19—4).

21. «Komu bolee prisuschi vysokomerie i legkomyslie, kak ne frantsuzam? A gde vysokomerie, tam i osleplenie, gde legkomyslie, tam net ponimaniya dobrodeteli, net sposobnosti sudit' o chuzhikh postupkakh i net ser'eznogo osoznaniya togo, kak nadlezhit postupat' tebe samomu» (16—5). Pravda, ehti slova vlozheny avtorom v usta ispantsa.

22. «Otets Karla [VIII] Lyudovik [XI], pobuzhdaemyj chasto i mnogimi, so ssylkoj na ves'ma blagopriyatnye obstoyatel'stva, k pokhodu na Neapol', i prizyvaemyj genuehztsami k ovladeniyu ikh rodinoj, prinadlezhavshej ego ottsu Karlu, vsegda otkazyvalsya ot vmeshatel'stva v ital'yanskie dela, trebuyuschego bol'shikh raskhodov, sopryazhennogo s trudnostyami i, glavnoe, pagubnogo dlya Frantsuzskogo korolevstva» (1—4).

23. Mengaldo P. V. Prima lezione di stilistica. Roma — Bari, 2001, r. 59

24. Fournel J.-L., Zancarini J.-C. La politique de l’expérience: Savonarole, Guicciardini et le républicanisme florentin. Alessandria, 2002, r. 312.

25. «Rol', kotoruyu my igraem v mire, dana nam sud'boj; khvalyat zhe nas za to, kak my zhivem v usloviyakh, kotorye ona nam sozdala» (Uteshitel'naya rech'). — Gvichchardini F. Sochineniya…, s. 375.

26. Primery privodit istorik literatury Dzh. Tiraboski (Tiraboschi G. Storia della letteratura italiana: Dall’anno 1400 al 1600, v. IV. Milano, 1833, p. 48). V chastnosti, on ssylaetsya na «Parnasskie izvestiya» satirika nachala XVII v. Trayano Bokalini: «Bokkalini vyvodit nekoego oratora, kotoryj vyrazhal tremya slovami to, chto mozhno bylo skazat' dvumya. Spartanskij senat prigovarivaet ego k prochteniyu “Pizanskoj vojny” Gvichchardini, no tot prosit prigovorit' ego k zaklyucheniyu i katorge, no izbavit' ot chteniya (Parnasskie izvestiya, 6)». Tiraboski kritikuet Gvichchardini za vstavnye rechi, «chasto sovershenno nepravdopodobnye i vykhodyaschie za ramki kritiki», no zatem nazyvaet odnim iz luchshikh istorikov Italii.

27. Boden Zh. Metod legkogo poznaniya istorii. Per. M. S. Bobkovoj. M., 2000. C. 58.

28. «Franchesko Gvichchardini zanimalsya yurisprudentsiej na Rimskom forume, no sovremennye emu papy vopreki ego zhelaniyu postavili ego vo glave mnogikh poddannykh im gorodov, i tak kak on po porucheniyu pap vel s frantsuzami mnogie vazhnejshie dela, svyazannye s vojnoj… ehto navelo ego na mysl' rasskazat' o togdashnikh sobytiyakh v Italii i on stal samym vydayuschimsya istorikom iz pisavshikh na ital'yanskom yazyke». — Vico G.-B. De mente heroica dissertatio. — Laboratorio dell’ISPF — V, 2008, 1, p. xii. Sravni: Dzhivelegov A. K. Franchesko Gvichchardini…, s. 65, prim. 1.

29. De Sanktis F. Istoriya ital'yanskoj literatury, t. 2. M., 1964, s. 142; tam zhe, s. 144, o yazyke Makiavelli i Gvichchardini: «Yazyk i stil' ehtikh dvukh pisatelej po svoej intellektual'noj moschi dostigli neprevzojdennogo sovershenstva».

30. …entro la sua storia politica il G. si aggira con una sicurezza di mosse, una perspicacia d’intuito, una felicità di rappresentazione che fanno di lui il massimo fra tutti gli storici italiani. — Chabod F. Guicciardini Francesco. — Enciclopedia Italiana, v. XVIII. Roma, 1933.

31. Nencioni G. La lingua del Guicciardini. — Francesco Guicciardini nel V centennario della nascita 1483—1983. Firenze, 1984, p. 270.

32. Mengaldo P. V. Prima lezione di stilistica. Roma — Bari, 2001, r. 59.

Система Orphus

Loading...
Up