A way of cognition of legal phenomena in the phenomenology of law of the XX century

 
PIIS241328880015830-7-1
DOI10.18254/S241328880015830-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National Research University “Higher School of Economics”
Address: Russian Federation, Москва
Journal nameNauka.me
EditionIssue 1
Pages69-75
Abstract

The purpose of the article is to conduct a historical and philosophical study of the methodological foundations of the implementation of the phenomenological method in the philosophy of law of the XX century on the example of the legal concepts of A. Reinakh and N.N. Alekseeva developed within the framework of continental tradition. The author defends the thesis about the methodological potential of the phenomenological method, the need to expand the research tools of legal science.

Keywordsthe philosophy of law, the methodology, the phenomenological method in law
Received29.07.2021
Publication date19.08.2021
Number of characters13270
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Исследуя философско-правовые концепции А. Райнаха и Н. Н. Алексеева, разрабатываемые в русле континентальной традиции с привлечением методологического аппарата феноменологии, автор статьи приходит к выводу о возможности расширения методологического инструментария современной юриспруденции.
2 Феноменологический метод представляет собой тщательную подробную дескрипцию того, что дано сознанию с аподиктической очевидностью. «Описание, не предполагающее заранее сформулированной концепции объективной реальности или каузальных отношений объектов сознания»1. В основе феноменологического метода, разработанного немецким философом Э. Гуссерлем, лежит сформулированным им «принцип принципов»: «Никакая мыслимая теория не может заставить нас усомниться в принципе всех принципов: любое дающее из самого первоисточника созерцание есть источник познания, и все, что предлагается нам в «интуиции» из самого первоисточника (так сказать, в своей настоящей живой действительности), нужно принимать таким, каким оно себя дает, но и только в тех рамках, в каких оно себя дает. Ведь мы же усматриваем и то, что любая мыслимая теория могла бы любую из своих истин почерпнуть в свою очередь лишь в данном из самого первоисточника»2. 1. Ст. Прист. Теории сознания [Электронный ресурс] // М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. URL: >>>> (дата обращения: 09.05.2021).

2. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. – М.: Академический Проект, 2009. С. 60-61.
3 Целью применения метода феноменологического анализа является поиск априорных универсумов структур сознания, осуществляемых посредством совершения феноменологических редукций – особых мыслительных операций, направленных на «выход» сознания из естественной установки.
4 Естественная установка представляет собой обыденную позицию:
5 а) «по отношению к миру как существующему вне и независимо от человека»,
6 б) «догматическую установку исследователя».3. Обе позиции предполагают существование изучаемой области и осмысляющих ее теорий как само собой разумеющееся, не подвергаемого сомнению. 3. Колесников, А.С. История философии в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. С. 117.
7 Выход из естественной («наивной») установки, состояния дофеноменологической осведомленности о феноменах, совершается посредством «эпохе» (от греч. έποχή — «остановка») – первого вида феноменологических редукций. Процедура эпохе предполагает совершение мыслительной операции, которой то, что дано нам с очевидностью (кажущейся), подвергается сомнению. Совершая эпохе, исследователь – по Э. Гуссерлю, – заключает мир в «феноменологические скобки», т.е. оставляет неразрешенным вопрос об истинности или ложности суждений о мире, исследуемой вещи, «всматривается» в них так, какими они предстают в сознании.
8 Результатом осуществления первого вида феноменологической редукции, заключения мира в феноменологические скобки, является «очищенный» акт сознания, направленный на предмет. Данным свойством сознания в понимании Э. Гуссерля является интенциональность, представляющая собой его априорную структуру – свободную от психологических, эмотивных, психологических, социальных, теоретико-догматических и иных притязаний.

views: 560

Readers community rating: votes 0

1. Alekseev, N.N. Osnovy filosofii prava. – SPb.: Yuridicheskij institut, 1998. – S. 38.

2. Arkhipov, S.V. Uchenie o prave Adol'fa Rajnakha: avtoref. dis. kand. yur. nauk. 12.00.01 / Sergej Vladimirovich Arkhipov. – Kazan', 2018. – S. 8.

3. Gusserl', Eh. Idei k chistoj fenomenologii i fenomenologicheskoj filosofii. Kniga pervaya. Obschee vvedenie v chistuyu fenomenologiyu. – M.: Akademicheskij Proekt, 2009. S. 60-61.

4. Kolesnikov, A.S. Istoriya filosofii v 2 t. Tom 2 : uchebnik dlya bakalavriata i magistratury / A. S. Kolesnikov [i dr.] ; pod redaktsiej A. S. Kolesnikova. — 2-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2019. S. 117.

5. St. Prist. Teorii soznaniya [Ehlektronnyj resurs] // M.: Ideya-Press, Dom intellektual'noj knigi, 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/prist01/index.htm (data obrascheniya: 09.05.2021).

6. Shevtsov, S. Fenomen teorii apriornogo prava Adol'fa Rajnakha /S. Shevtsov // Doksa, 2009. – Vip. №14. – S. 217.

Система Orphus

Loading...
Up