Метод познания правовых явлений в феноменологии права XX века

 
Код статьиS241328880015830-7-1
DOI10.18254/S241328880015830-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский институт "Высшая школа экономики"
Адрес: Российская Федерация, Moscow
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 1
Страницы69-75
Аннотация

Целью настоящей статьи является проведение историко-философского исследования методологических основ применения феноменологического метода в философии права XX века на примере разрабатываемых в русле континентальной философской традиции правовых концепций А. Райнаха и Н.Н. Алексеева. Автор отстаивает тезис о методологическом потенциале феноменологического метода, необходимости расширять исследовательский инструментарий юридической науки.

Ключевые словафилософия права, методология, феноменологический метод в праве
Получено29.07.2021
Дата публикации19.08.2021
Кол-во символов13270
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Исследуя философско-правовые концепции А. Райнаха и Н. Н. Алексеева, разрабатываемые в русле континентальной традиции с привлечением методологического аппарата феноменологии, автор статьи приходит к выводу о возможности расширения методологического инструментария современной юриспруденции.
2 Феноменологический метод представляет собой тщательную подробную дескрипцию того, что дано сознанию с аподиктической очевидностью. «Описание, не предполагающее заранее сформулированной концепции объективной реальности или каузальных отношений объектов сознания»1. В основе феноменологического метода, разработанного немецким философом Э. Гуссерлем, лежит сформулированным им «принцип принципов»: «Никакая мыслимая теория не может заставить нас усомниться в принципе всех принципов: любое дающее из самого первоисточника созерцание есть источник познания, и все, что предлагается нам в «интуиции» из самого первоисточника (так сказать, в своей настоящей живой действительности), нужно принимать таким, каким оно себя дает, но и только в тех рамках, в каких оно себя дает. Ведь мы же усматриваем и то, что любая мыслимая теория могла бы любую из своих истин почерпнуть в свою очередь лишь в данном из самого первоисточника»2. 1. Ст. Прист. Теории сознания [Электронный ресурс] // М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. URL: >>>> (дата обращения: 09.05.2021).

2. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. – М.: Академический Проект, 2009. С. 60-61.
3 Целью применения метода феноменологического анализа является поиск априорных универсумов структур сознания, осуществляемых посредством совершения феноменологических редукций – особых мыслительных операций, направленных на «выход» сознания из естественной установки.
4 Естественная установка представляет собой обыденную позицию:
5 а) «по отношению к миру как существующему вне и независимо от человека»,
6 б) «догматическую установку исследователя».3. Обе позиции предполагают существование изучаемой области и осмысляющих ее теорий как само собой разумеющееся, не подвергаемого сомнению. 3. Колесников, А.С. История философии в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. С. 117.
7 Выход из естественной («наивной») установки, состояния дофеноменологической осведомленности о феноменах, совершается посредством «эпохе» (от греч. έποχή — «остановка») – первого вида феноменологических редукций. Процедура эпохе предполагает совершение мыслительной операции, которой то, что дано нам с очевидностью (кажущейся), подвергается сомнению. Совершая эпохе, исследователь – по Э. Гуссерлю, – заключает мир в «феноменологические скобки», т.е. оставляет неразрешенным вопрос об истинности или ложности суждений о мире, исследуемой вещи, «всматривается» в них так, какими они предстают в сознании.
8 Результатом осуществления первого вида феноменологической редукции, заключения мира в феноменологические скобки, является «очищенный» акт сознания, направленный на предмет. Данным свойством сознания в понимании Э. Гуссерля является интенциональность, представляющая собой его априорную структуру – свободную от психологических, эмотивных, психологических, социальных, теоретико-догматических и иных притязаний.

всего просмотров: 594

Оценка читателей: голосов 0

1. Алексеев, Н.Н. Основы философии права. – СПб.: Юридический институт, 1998. – С. 38.

2. Архипов, С.В. Учение о праве Адольфа Райнаха: автореф. дис. канд. юр. наук. 12.00.01 / Сергей Владимирович Архипов. – Казань, 2018. – С. 8.

3. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Общее введение в чистую феноменологию. – М.: Академический Проект, 2009. С. 60-61.

4. Колесников, А.С. История философии в 2 т. Том 2 : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. С. Колесников [и др.] ; под редакцией А. С. Колесникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. С. 117.

5. Ст. Прист. Теории сознания [Электронный ресурс] // М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. URL: http://psylib.org.ua/books/prist01/index.htm (дата обращения: 09.05.2021).

6. Шевцов, С. Феномен теории априорного права Адольфа Райнаха /С. Шевцов // Докса, 2009. – Вип. №14. – С. 217.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх