Образ будущего как фактор политики

 
Код статьиS241328880005231-8-1
DOI10.18254/S241328880005231-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования»
Адрес: Белоруссия, Минск
Название журналаNauka.me
ВыпускНомер 1
Аннотация

В статье раскрывается понятие «образ будущего», как инструмент политики и фактор конкуренции между русской и западной цивилизациями. Анализируется динамика образа будущего православной (русской) цивилизации; рассматривается диагностический, прогностический и управленческий потенциалы образа будущего применительно к современным российским реалиям. Понятие образ будущего раскрывается, как иррационально-аффективный (эмоционально-чувственный) уровень восприятия будущего, связанный с более-менее четкими представлениями о будущей жизни. Образ будущего диагностирует степень жизнеспособности общества, презентует его реальное будущее состояние.

Диагностический и прогностический потенциал образа будущего актуализировался в новом времени, когда общество перешло из состояния статики в состояние динамики, когда изменения стали фиксироваться на протяжении жизни одного поколения. Образ будущего рассматривается, как важный фактор конкуренции между западной и русской цивилизации в XX веке и ключевой фактор проигрыша русской цивилизации, когда она не смогла достичь своего собственного образа коммунистического «светлого будущего». Констатируется текущий кризис русской цивилизации на основании анализа текущего состояния образа будущего и предлагаются пути преодоления кризиса путем создания иных смыслов существования и инженерии иного образа будущего.

Ключевые словабудущее, образ будущего, модель будущего, кризис православной (русской) цивилизации, прогрессивный оптимизм, прогрессивный пессимизм, ретроградный оптимизм.
Получено20.05.2019
Дата публикации10.07.2020
Кол-во символов36937
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Дефиниция образ будущего

 

Для раскрытия дефиниции образ будущего следует кратко коснуться его слагаемых - слов образ и будущееОбраз – это совокупность чувственно-эмоциональных представлений (информации) об объекте в сознании человека, достаточная для идентификации объекта и оценочного суждения о нем. Будущее — гипотетическая часть линии (оси) времени , отстоящая от прошлого и настоящего по ходу движения времени. Понятие будущее содержит указания на событийность и на предполагаемость. Первое указывает на то, что будущее – это совокупность событий, которые будут иметь место когда-то. Второе говорит о том, что будущее при взгляде на него из настоящего не может быть объективным, а представляет собой совокупность состояний, которые только полагаются как возможные с разной степенью вероятности их наступления. В восприятии субъекта эти события могут носить любую эмоциональную окраску, быть ожидаемыми, желаемыми или нежелаемыми. Очевидно, что будущее будет представлять собой результат взаимодействия разных, иногда разнонаправленных процессов. В этой связи объяснима «борьба за будущее» между различными субъектами, выраженная в конкуренции в настоящем, в том числе через апелляцию к образу будущего. Раскрытие дефиниции образ будущего необходимо с утверждения, что образ будущего - это не будущее, как таковое, а набор представлений о нем, достаточный для оценочного суждения. Термином образ будущего представляет собой иррационально-аффективный (эмоционально-чувственный) уровень восприятия будущего, связанный с более-менее четкими представлениями о будущей жизни. При рациональном осмыслении перспективы и составлении относительно детальных и четких представлений о будущей жизни, можно говорить о переходе восприятия будущего с эмоционально-чувственного уровня образа на рационально-осмысленную стадию модели. Стадия модели представляет субъекту качественно иные возможности для интеллектуального освоения будущего и, соответственно, целенаправленного и осмысленного влияния на него через деятельность в настоящем. Образ будущего в значительной степени слагается из чувственных образов, которые имплицитно присутствуют в социальной реальности. Он вырабатывается в определенное время в определенном социуме и является одним из элементов социальной реальности. На уровне массового сознания доминирующей формой восприятия будущего выступает именно образ (аффект), а не модель (рацио) будущего [9, с. 76-77]. Среди исследователей феномена образ будущего необходимо выделить В.Я. Алдерса («Образы будущего пяти столетий» [1]), Ф. Полака («Будущее истории» (De toekomst is verleden tijd) [4], «Образ будущего» (The Image of the Future) [3]), И.В. Желтикову («Образ будущего как образ» [9]). В своем исследовании В.Я. Алдерс определял образ будущего, как футуристические ожидания. Ф. Полак определял образ будущего, как предвосхищение будущего, соединение фантазии по поводу того, что может быть и желания чего-то конкретного, которое оформляется в виде образа в настоящем [3, р. 20]. И.В. Желтикова представляет «образ будущего», как аффективную форму восприятия будущего, проявляющуюся в фантазиях, переживаниях, страхах, надеждах [9, с. 76]. В отечественном научном и публицистическом дискурсе словосочетания образ будущего зачастую используется в значении проекта или перспективной модели развития страны, что не соответствует значению слова образ [9, с. 77] и не является приемлемым в рамках нашего исследования. Важнейшей качественной характеристикой образа будущего является его убедительность, то есть принятие в качестве возможного и правдоподобного субъектами-носителями образа. Доверие к образу будущего может выражается как в одобрении, так и в отторжении репрезентируемой перспективы. Главенствующую роль в создании образа будущего по Ф. Полаку играют творчески одаренные люди (творческое меньшинство) различной специализации (мистики, религиозные деятели, пророки, философы, ученые, публицисты, поэты, писатели, художники), которые с опережением создают свой продукт из элементов культурного наследия социума, к которому они принадлежат. Эти авторские образы будущего несут на себе отпечаток исторической эпохи, личной судьбы и индивидуальности автора [3, р. 10, 13]. Формирование образа будущего на уровне коллективного сознания происходит в ходе усвоения социумом авторских образов будущего. Российский исследователь И.В. Желтикова придерживается диаметрально противоположной точки зрения по поводу происхождения образа будущего. По ее мнению, в генезисе образа будущего приматом выступает массовое (коллективное) сознание, которое генерирует коллективный образ будущего. Роль конкретных авторов в этом процессе сводится к фиксации и формализации коллективного творчества с той или иной степенью точности. Свою точку зрения исследователь объясняет наличием большого количества совпадений в обрисовке перспектив у авторов, создававших свои произведения в конкретное время. Исходя из чего делается вывод, что эти совпадения не носят случайный характер, а возникают из общности предчувствий, совпадений настроений, единства отношения к будущему в конкретном социуме. В своих выводах И.В. Желтикова ссылается на Эмиля Дюркгейма, который считал, что коллективное сознание рассеяно во всем пространстве общества и не имеет единого центра [9, с. 79; 7, с.87-88]. Ф. Полак полагает, что в конкретный момент времени в культуре доминирует кокой-то один образ будущего, состояние которого свидетельствует о степени жизнеспособности общества. Образ будущего в этом смысле – есть проекция культурного развития общества, презентация реального будущего общества в настоящем. Положительный образ будущего предшествует или сопровождает взлет культуры, в то время как нездоровый, негативный образ будущего является показателем кризиса культуры и свидетельствует о ее скором закате [3, р.19].

всего просмотров: 581

Оценка читателей: голосов 0

1. Aalders, W.J. Toekomstbeelden van vijf eeuwen / W.J. Aalders. - Groningen: J. B. Wolters, 1939. 234 р.

2. Adams, James Truslow. The Epic of America / J.T. Adams. – Boston ; Massachusetts : Little, Brown, and Co, 1931.

3. Polak, F. The Image of the Future / F. Polak. - Amsterdam, London, New York : Elsevier Scientific Publishing Company, 1973. - 320 р.

4. Polak, F.L. De toekomst is verleden tijd. cultuur-futuristische verkenningen. Deel I. Het beloofde land. oerbron van opbloeiende beschaving. 335 blz. Deel II. De toekomstbeeldenstorm. verblinde afbraak der cultuur. 336 blz. - W.J. de Haan, Utrecht, 1955.

5. Батанова, О.Н. Русский мир и проблемы его формирования : диссертация … кандидата политических наук : 23.00.04 / О.А. Батанова. – М, 2009. – 163 с.

6. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М. : Де’Либри, 2015. – 768 с.

7. Дюргейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюргейм. - М. : Канон, 1996. - 432 с.

8. Ерохов, И.А. Новая ситуация политического знания: труд, контроль и образ будущего. – Полис. Политические исследования. 2018. № 4. С. 115-129.

9. Желтикова, И.В. Образ будущего как образ / Ученые записки Орловского государственного университета. №5 (55), 2013г. С. 75-80.

10. Мартьянов, В.С. Россия в поисках идеологий: трансформация ценностных регуляторов современных обществ / под ред. В.С. Мартьянова, Л.Г. Фишмана. – М. : Политическая энциклопедия, 2016. – 334 с.

11. Тойнби, А.Дж., Постижение истории / А.Дж. Тойнби. - М. : Айрис-Пресс, 2010. - 640 с.

12. Третья Программа КПСС [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_programm_KPSS_files/136. htm. – Дата доступа: 22.01.2019.

13. Фокин, А.А. Образы коммунистического будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950-1960-х гг. : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.02 / А.А Фокин. - Челябинск, 2007. – 218 с.

14. Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М. : АСТ, 2005. - 592 с.

15. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. - М. : АСТ, 2014. - 571 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх