The image of the future as a political factor

 
PIIS241328880005231-8-1
DOI10.18254/S241328880005231-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Scientific and methodological institution «National Institute of Education»
Address: Belarus, Minsk
Journal nameNauka.me
EditionIssue 1
Abstract

The article reveals the concept of the image of the future as an instrument of policy and a factor of competition between Russian and Western civilizations; the dynamics of the image of the future Orthodox (Russian) civilization is analyzed; the diagnostic, prognostic and managerial potentials of the image of the future in relation to modern Russian realities are considered.

The diagnostic and prognostic potential of the image of the future was actualized in the new time, when society moved from a state of static to a state of dynamics, when changes began to be recorded during the life of one generation.

The image of the future is considered as an important factor in the competition between Western and Russian civilization in the XX century and a key factor in the loss of Russian civilization, when it could not achieve its own image of the Communist "bright future".

The author States the current crisis of Russian civilization on the basis of the analysis of the current state of the image of the future and suggests ways to overcome the crisis by creating other meanings of existence and engineering a different image of the future.

Keywordsfuture, the image of the future, the model of the future, the crisis of Ortodox (Russian) civilization, progressive optimism, progressive pessimism, retrograde optimism.
Received20.05.2019
Publication date10.07.2020
Number of characters36937
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Дефиниция образ будущего

 

Для раскрытия дефиниции образ будущего следует кратко коснуться его слагаемых - слов образ и будущееОбраз – это совокупность чувственно-эмоциональных представлений (информации) об объекте в сознании человека, достаточная для идентификации объекта и оценочного суждения о нем. Будущее — гипотетическая часть линии (оси) времени , отстоящая от прошлого и настоящего по ходу движения времени. Понятие будущее содержит указания на событийность и на предполагаемость. Первое указывает на то, что будущее – это совокупность событий, которые будут иметь место когда-то. Второе говорит о том, что будущее при взгляде на него из настоящего не может быть объективным, а представляет собой совокупность состояний, которые только полагаются как возможные с разной степенью вероятности их наступления. В восприятии субъекта эти события могут носить любую эмоциональную окраску, быть ожидаемыми, желаемыми или нежелаемыми. Очевидно, что будущее будет представлять собой результат взаимодействия разных, иногда разнонаправленных процессов. В этой связи объяснима «борьба за будущее» между различными субъектами, выраженная в конкуренции в настоящем, в том числе через апелляцию к образу будущего. Раскрытие дефиниции образ будущего необходимо с утверждения, что образ будущего - это не будущее, как таковое, а набор представлений о нем, достаточный для оценочного суждения. Термином образ будущего представляет собой иррационально-аффективный (эмоционально-чувственный) уровень восприятия будущего, связанный с более-менее четкими представлениями о будущей жизни. При рациональном осмыслении перспективы и составлении относительно детальных и четких представлений о будущей жизни, можно говорить о переходе восприятия будущего с эмоционально-чувственного уровня образа на рационально-осмысленную стадию модели. Стадия модели представляет субъекту качественно иные возможности для интеллектуального освоения будущего и, соответственно, целенаправленного и осмысленного влияния на него через деятельность в настоящем. Образ будущего в значительной степени слагается из чувственных образов, которые имплицитно присутствуют в социальной реальности. Он вырабатывается в определенное время в определенном социуме и является одним из элементов социальной реальности. На уровне массового сознания доминирующей формой восприятия будущего выступает именно образ (аффект), а не модель (рацио) будущего [9, с. 76-77]. Среди исследователей феномена образ будущего необходимо выделить В.Я. Алдерса («Образы будущего пяти столетий» [1]), Ф. Полака («Будущее истории» (De toekomst is verleden tijd) [4], «Образ будущего» (The Image of the Future) [3]), И.В. Желтикову («Образ будущего как образ» [9]). В своем исследовании В.Я. Алдерс определял образ будущего, как футуристические ожидания. Ф. Полак определял образ будущего, как предвосхищение будущего, соединение фантазии по поводу того, что может быть и желания чего-то конкретного, которое оформляется в виде образа в настоящем [3, р. 20]. И.В. Желтикова представляет «образ будущего», как аффективную форму восприятия будущего, проявляющуюся в фантазиях, переживаниях, страхах, надеждах [9, с. 76]. В отечественном научном и публицистическом дискурсе словосочетания образ будущего зачастую используется в значении проекта или перспективной модели развития страны, что не соответствует значению слова образ [9, с. 77] и не является приемлемым в рамках нашего исследования. Важнейшей качественной характеристикой образа будущего является его убедительность, то есть принятие в качестве возможного и правдоподобного субъектами-носителями образа. Доверие к образу будущего может выражается как в одобрении, так и в отторжении репрезентируемой перспективы. Главенствующую роль в создании образа будущего по Ф. Полаку играют творчески одаренные люди (творческое меньшинство) различной специализации (мистики, религиозные деятели, пророки, философы, ученые, публицисты, поэты, писатели, художники), которые с опережением создают свой продукт из элементов культурного наследия социума, к которому они принадлежат. Эти авторские образы будущего несут на себе отпечаток исторической эпохи, личной судьбы и индивидуальности автора [3, р. 10, 13]. Формирование образа будущего на уровне коллективного сознания происходит в ходе усвоения социумом авторских образов будущего. Российский исследователь И.В. Желтикова придерживается диаметрально противоположной точки зрения по поводу происхождения образа будущего. По ее мнению, в генезисе образа будущего приматом выступает массовое (коллективное) сознание, которое генерирует коллективный образ будущего. Роль конкретных авторов в этом процессе сводится к фиксации и формализации коллективного творчества с той или иной степенью точности. Свою точку зрения исследователь объясняет наличием большого количества совпадений в обрисовке перспектив у авторов, создававших свои произведения в конкретное время. Исходя из чего делается вывод, что эти совпадения не носят случайный характер, а возникают из общности предчувствий, совпадений настроений, единства отношения к будущему в конкретном социуме. В своих выводах И.В. Желтикова ссылается на Эмиля Дюркгейма, который считал, что коллективное сознание рассеяно во всем пространстве общества и не имеет единого центра [9, с. 79; 7, с.87-88]. Ф. Полак полагает, что в конкретный момент времени в культуре доминирует кокой-то один образ будущего, состояние которого свидетельствует о степени жизнеспособности общества. Образ будущего в этом смысле – есть проекция культурного развития общества, презентация реального будущего общества в настоящем. Положительный образ будущего предшествует или сопровождает взлет культуры, в то время как нездоровый, негативный образ будущего является показателем кризиса культуры и свидетельствует о ее скором закате [3, р.19].

views: 587

Readers community rating: votes 0

1. Aalders, W.J. Toekomstbeelden van vijf eeuwen / W.J. Aalders. - Groningen: J. B. Wolters, 1939. 234 r.

2. Adams, James Truslow. The Epic of America / J.T. Adams. – Boston ; Massachusetts : Little, Brown, and Co, 1931.

3. Polak, F. The Image of the Future / F. Polak. - Amsterdam, London, New York : Elsevier Scientific Publishing Company, 1973. - 320 r.

4. Polak, F.L. De toekomst is verleden tijd. cultuur-futuristische verkenningen. Deel I. Het beloofde land. oerbron van opbloeiende beschaving. 335 blz. Deel II. De toekomstbeeldenstorm. verblinde afbraak der cultuur. 336 blz. - W.J. de Haan, Utrecht, 1955.

5. Batanova, O.N. Russkij mir i problemy ego formirovaniya : dissertatsiya … kandidata politicheskikh nauk : 23.00.04 / O.A. Batanova. – M, 2009. – 163 s.

6. Danilevskij, N.Ya. Rossiya i Evropa / N.Ya. Danilevskij. – M. : De’Libri, 2015. – 768 s.

7. Dyurgejm, Eh. O razdelenii obschestvennogo truda / Eh. Dyurgejm. - M. : Kanon, 1996. - 432 s.

8. Erokhov, I.A. Novaya situatsiya politicheskogo znaniya: trud, kontrol' i obraz buduschego. – Polis. Politicheskie issledovaniya. 2018. № 4. S. 115-129.

9. Zheltikova, I.V. Obraz buduschego kak obraz / Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. №5 (55), 2013g. S. 75-80.

10. Mart'yanov, V.S. Rossiya v poiskakh ideologij: transformatsiya tsennostnykh regulyatorov sovremennykh obschestv / pod red. V.S. Mart'yanova, L.G. Fishmana. – M. : Politicheskaya ehntsiklopediya, 2016. – 334 s.

11. Tojnbi, A.Dzh., Postizhenie istorii / A.Dzh. Tojnbi. - M. : Ajris-Press, 2010. - 640 s.

12. Tret'ya Programma KPSS [Ehlektronnyj resurs]. – 2019. – Rezhim dostupa: leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_programm_KPSS_files/136. htm. – Data dostupa: 22.01.2019.

13. Fokin, A.A. Obrazy kommunisticheskogo buduschego u vlasti i naseleniya SSSR na rubezhe 1950-1960-kh gg. : dissertatsiya … kandidata istoricheskikh nauk : 07.00.02 / A.A Fokin. - Chelyabinsk, 2007. – 218 s.

14. Fukuyama, F. Konets istorii i poslednij chelovek / F. Fukuyama. - M. : AST, 2005. - 592 s.

15. Khantington, S. Stolknovenie tsivilizatsij / S. Khantington. - M. : AST, 2014. - 571 s.

Система Orphus

Loading...
Up