Философия возрождения Индии: социальная мысль Свами Вивекананды в лекциях от Коломбо до Алморы

 
Код статьиS086919080004705-2-1
DOI10.31857/S086919080004705-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Пензенский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Пенза
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы104-121
Аннотация

На основе анализа «Лекций от Коломбо до Алморы» (1897) Свами Вивекананды в статье реконструировано социально-философское содержание лекций, обращенных к индийской аудитории. Ключевые идеи лекционного цикла касаются всех сфер и аспектов жизни Индии. С одной стороны, Вивекананда представляет веданту в качестве квинтэссенции духовности, этики и цивилизации Индии, но, с другой – в неоведантистскую форму он интегрирует социальное содержание. Мыслитель обозначает социальные проблемы и дает ответы на вопросы о состоянии и перспективах Индии. Герменевтический анализ лекций позволяет представить их содержание как представление особой философии возрождения Индии. Автор статьи описывает четыре условных проблемных поля социальной мысли Вивекананды: 1) образ Индии в контексте идеи нации; 2) понимание Запада как Другой цивилизации и культуры; 3) взаимообогащение между Индией и Западом в социальной, политической, культурной и духовной сферах; 4) социальные проблемы современности и будущие перспективы Индии. Согласно Вивекананде, суть ренессанса Индии – прогресс, в котором должны принять участие весь народ и каждый человек; однако прогресс невозможен в условиях кастовой системы и народных страданий, когда над ним властвует меньшинство. Вивекананда предлагает духовное возрождение через пробуждение сознания, но оно должно продолжиться в социальном, культурном и политическом пробуждении. Его философия возрождения включает прочный положительный импульс к практической социальной деятельности во всеиндийском масштабе – развитию образования, институциональным трансформациям и борьбе против бедности и угнетения.

Ключевые словасоциальная философия, образ Индии, нация, понимание Другого, миссия Индии, пробуждение, социальные реформы, традиция
Источник финансированияИсследование поддержано грантом Российского научного фонда “Индийская философия в контексте истории мировой философии: проблема трансляции смыслов”, проект № 16–18–10427.
Получено08.04.2019
Дата публикации06.06.2019
Кол-во символов57353
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

2 Философское наследие индийского мыслителя и общественного деятеля Свами Вивекананды (1863–1902, наст. имя Норендронатх Дотто) свыше столетия привлекает внимание исследователей. В отечественной и зарубежной науке изучаются как конкретные аспекты его мысли – этика, религиозная философия, политические взгляды, социальные идеи [cм.: Челышева, 1986; Прусак, 2000; Мезенцева, 2003; Mohapatra, 1996; Rambachan, 1987; Singh, 2007], так и его философия в целом (см.: [Костюченко, 1977; Ray, 2001; Jhanji, 2007]). Многообразие и многослойность философии Вивекананды прослеживаются в самых разных его трудах, и в этом отношении в высшей степени показателен цикл его выступлений и лекций, прочитанных сразу после возвращения в 1897 г. в Индию из США и Европы, изданных впоследствии под названием «Лекции от Коломбо до Алморы».
3 Возвращение Вивекананды в Индию стало поворотным пунктом в трансляции его философии веданты: до этого он представлял западной аудитории Индию, ее религию, философское наследие и культуру – начиная с выступлений на Всемирном конгрессе религий в Чикаго (сентябрь 1893) до выступлений в США и Европе (1895–1896). После прибытия 15 января 1897 г. в Коломбо и оказанной ему триумфальной встречи Вивекананда обращается к аудитории индийской – с лекциями или выступлениями в ответ на приветствия. На протяжении всего пути от Цейлона до Бенгалии он буквально насыщает атмосферу страны своими идеями, касающимися практически всех аспектов и областей жизни Индии – ее религии, социальности, философии, истории и современности. При первом приближении содержание этих лекций свидетельствует, что он транслирует индийской аудитории неоведанту, представляя интерпретацию веданты как квинтэссенции духовности, этики и цивилизации Индии. Но в неоведантистскую форму интегрировано не только религиозно-философское, но и социальное содержание: Вивекананда поднимает насущные общественные проблемы и дает ответы на вопросы о состоянии и перспективах общества, о настоящем и будущем Индии.
4 Этому циклу не уделяется такого внимания, как общеизвестным «четырем йогам», биографы ограничиваются упоминанием его выступлений или цитированием наиболее ярких фрагментов из некоторых речей [Роллан, 1991, p. 286–292]. Ключевые идеи этих лекций учтены в реконструкции философии Вивекананды, осуществленной В. С. Костюченко [Костюченко, 1977]. Настоящая статья предполагает восполнить этот пробел в исследовании философии Вивекананды, исходя из понимания «лекций от Коломбо до Алморы» как, во-первых, имеющих социально-философское содержание в рамках неоведантистского подхода и, во-вторых, своеобразной экспозиции философии возрождения Индии – пробуждения, о котором говорит сам философ.
5

ОБРАЗ ИНДИИ В КОНТЕКСТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НАЦИИ

6 Социально-философская мысль Вивекананды создавалась под непосредственным влиянием западогенных идей и концепций и в полемике с ними, а мощное влияние личности и мышления Рамакришны в религиозной сфере мысли не позволило ему оставаться мыслителем сугубо религиозным и проповедовать «рамакришнаизм». В. С. Костюченко справедливо подчеркнул, что Вивекананда разрабатывает ряд проблем, которыми попросту не мог заниматься его учитель, знаменитый проповедник Рамакришна, и по сравнению с последним у него произошло «весьма характерное изменение акцентов; …социальные вопросы все более выдвигаются у него на первый план» [Костюченко, 1977, с. 69]. Более того, в основе социальной мысли Вивекананды нетрудно определить некоторые общефилософские категории, преимущественно западного происхождения. Среди ключевых идей, определяющих его социальную философию, – европогенное представление о нации (в англосаксонской версии, связывающей нацию с гражданской, цивилизационной и политической идентичностью) и идея понимания Другого.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1237

Оценка читателей: голосов 0

1. Бердяев Н. А. Русская идея. М., АСТ, 2010 [Berdyaev N. A. The Russian Idea. Moscow: AST, 2010 (In Russian)].

2. Ишервуд К. Рамакришна и его ученики / Пер. с англ. М. Л. Салганик. М.: Ладомир, 1997 [Isherwood Christopher. Ramakrishna and His Disciples. Calcutta: Adwaita Ashrama, 1965. (Russian Translation)].

3. Костюченко В. С. Свами Вивекананда. М.: Мысль, 1977. С. 13–34. [Kostyuchenko V. S. Swami Vivekananda. Moscow: Mysl’, 1977. Pp. 13–34 (In Russian)].

4. Мезенцева О. В. Проблема деятельности человека в учении Свами Вивекананды. Ценностные ориентиры индийского общества. М.: ИВ РАН, 2003. С. 123–150 [Mezentseva O. V. The problem of Man’s Activity in the Teachings of Swami Vivekananda. Moscow: IV RAN (In Russian)].

5. Роллан Р. Жизнь Рамакришны. Жизнь Вивекананды. Пер. с франц. М.: Политиздат, 1991 [Rolland Romain. Vie de Ramakrishna. Vie de Vivekananda. Moscow: Politizdat, 1991 (Russian Translation)].

6. Прусак А. И. Теория действия Свами Вивекананды. Социологические исследования. 2000. № 1. С. 93–98. [Prusak A. Theory of Action by Swami Vivekananda. Sotsiologitsheskie issledovaniya. 2000. No. 1. Pp. 93–98 (In Russian)].

7. Челышева И. П. Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б. Г. Тилака и Ауробиндо Гхоша. М.: Наука, 1986 [Chelysheva I. P. The Ethical Ideas in worldview of Swami Vivekananda, B. G. Tilak and Aurobindo Ghose. Moscow: Nauka, 1986 (In Russian)].

8. Banerjea S. The Study of Indian History. Nationalism in Asia and Africa. N.Y.: Cleavland, L.: Widenfield, 1970. Pp. 225–244.

9. Banerjea K. M. On the Relation Between the Hindu and Buddhistic Systems of Philosophy And the Light Which the History of the One Throws on the Other. Krishna Mohan Banerjea: Christian Apologist / Ed. with Introd. by T.V. Philip. Bangalore, 1982. Pp. 131–158.

10. Bankim’s Hinduism: An Anthology of Writing by Bankim Chandra Chattopadhyay / Ed. by Amiya P. Sen. New Delhi: Permanent Black, 2011.

11. Carpenter Mary. The Last Days in England of the Rajah Rammohun Roy. L.: E.T. Whitfield, 1875.

12. Chattopadhyay Bankim Chandra. Samya (Equality). Renaissance and Reaction in Nineteenth Century Bengal. Ed. by M. K. Haldar. Calcutta: Minerva, 1977.

13. Dasgupta Subrata. Awakening: the Story of the Bengal Renaissance, Noida: Random Нouse Publishers, 2010.

14. Dasgupta R. K. Swami Vivekananda’s Idea of Vedanta. Prabuddha Bharata. 2002. May. Pp. 15–20.

15. Dutt, Romesh Chunder. A History of Civilization of Ancient India Based on Sanskrit Literature. In 2 Vols. Vol. I. L.: Kegan Paul, Trench, Trübner & Co, 1893.

16. Halbfass W. India and Europe. An Essay of Philosophical Understanding. Albany: SUNY-Press, 1988.

17. Hixon L. Meetings with Ramakrishna. Delhi: Motilal Banarasidass, 2011.

18. Jhanji, Rekha (Ed.) The Philosophy of Vivekananda. New Delhi: Aryan Books International, 2007.

19. Mohapatra Kalpana. Political Philosophy of Swami Vivekananda. New Delhi: Northern Book, 1996.

20. Rambachan A. The Place of Reason in the Quest for “Moksha”: Problems of Vivekananda’s Conceptualization of Jnanayoga. Religious Studies. Cambridge–N. Y., 1987. Vol. 2. No. 2. Pp. 279–288.

21. Ray Suhas Ranjan. The Vedanta of Swami Vivekananda. Kolkata: Sristi Prakashan, 2001.

22. Singh Shail Kumari. Religious and Moral Philosophy of Swami Vivekananda. 2nd ed., Patna: Janaki Prakashan, 2007.

23. Studies in Bengal Renaissance. Ed. by A. Gupta. Calcutta: Jadavpur University, 1958.

24. Tagore, Rabindranath. Buddhadeva. Shantiniketan: Basu, 195–.

25. Tagore, Rabindranath. Sadhana: The Realization of Life. L: Macmillan, 1914.

26. Vivekananda, Swami (2001) Complete Works. Mayavati Memorial Edition, 12th ed. 9 vols, Mayavati, Almora. Advaita Ashrama, 2001. Vol. III.

27. Vivekananda, Swami. Complete Works. Mayavati Memorial Edition. 12th ed. In 9 vols. Mayavati – Almora: Advaita Ashrama, 1998–2002.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх