Цивилизационное пространство стран Востока в XXI веке: уникальные черты и влияние западного опыта

 
Код статьиS013122270028177-5-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-9-119-128
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: РФ, 625003 Тюмень, ул. Володарского, 6
Аффилиация: Институт Китая и современной Азии РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, Нахимовский пр-т, 32
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск № 9
Страницы119-128
Аннотация

Настоящая статья раскрывает цивилизационные особенности развития стран Востока (с акцентом на Китай, Японию, Корейский полуостров, а также Индию), которые в новом тысячелетии являются системообразующими игроками на мировой политической и экономической арене, и стремятся к достижению лидирующих позиций в неофициальных рейтингах влияния на глобальные процессы. Китай, Япония и Республика Корея в культурно-историческом плане представляют собой комбинацию западной рыночно-прагматичной и восточной конфуцианско-буддистской (с элементами национальных религиозно-этических школ в Японии и Республике Корея) модели, что обусловливает их высокую способность к объединению зарубежного и собственного специфичного опыта поступательного развития. То же самое можно сказать и об Индии, которую называют самой большой восточной демократией, успешно сочетающей западный опыт со своими традициями, культурой и менталитетом. Для мировоззрения стран Востока исключительно важна “игра в долгую”, продвижение такой модели развития, когда велика координирующая роль государства как общего медиатора, несомненного авторитета и для обычного гражданина, и для крупного чиновника, а также для руководителя огромной корпорации. Тем не менее усвоение западного опыта продолжается, неизбежно меняются лишь формы и восприятие этого процесса восточными обществами.

Ключевые словаЗапад и Восток, цивилизационные особенности, опыт развития, политика и экономика, социальная структура, роль государства и личности
Источник финансированияСтатья подготовлена при поддержке РНФ (грант № 22-78-10118, https://rscf.ru/project/22-78-10118/).
Получено20.10.2023
Дата публикации30.09.2023
Кол-во символов30910
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 Само понятие “цивилизация” вошло в европейскую научную мысль в середине XVIII века (Дж. Вико, А. Фергюсон, Й. Гердер) больше как синоним слова “культура”, но с расширенным набором характеристик, выходящих за рамки стандартных религиозно-философских представлений об отличительных чертах той или иной нации (родственной группы наций). Впоследствии это понятие неоднократно пересматривалось и дополнялось, особенно в XX в., когда появился цивилизационный подход как совокупность уникальных черт, присущих конкретному типу развития региональных сообществ.
3 К началу XX в. сформировалось устойчивое глобальное разделение на регионы-лидеры (в основном Северная Америка и Западная Европа), регионы, занимающие промежуточное положение (Центральная и Восточная Европа, некоторые страны Латинской Америки), и регионы-аутсайдеры, куда вошли исламский мир и практически весь восток, юг и юго-восток Евразийского континента [1, pp. 58-60]. По сути, странам Востока отказывали в особом цивилизационном пути, предрекая им явный дальнейший упадок и малозначительную роль в европоцентричной картине мира – другими словами, роль сырьевого и трудового придатка, без перспектив занять весомое место в системе международных отношений.
4 Однако уже в 1920–1930-е годы общая тональность оценок в отношении государств Восточной Азии изменилась, что преимущественно было связано с успехами Японии на пути капиталистических реформ и ее вхождением в число государств, имеющих колонии. Некоторые исследователи указывали также на огромный потенциал Индии и Китая, который вполне мог быть реализован в случае объединения этих государств под руководством сильных и независимых национальных правительств.
5 В предлагаемой статье авторы не ставят цели подробно рассмотреть эволюцию воззрений ученого сообщества в вопросах цивилизационной состоятельности рассматриваемого региона, но ряд концепций упомянуть необходимо. На протяжении XX в. формируются две крупные научные школы: культурно-историческая (Г. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби) и культурно-материалистическая (М. Вебер, М. Блок, Л. Февр, Ф. Бродель). Если в первой школе выделялось определяющее значение духовных факторов для формирования и развития цивилизаций, то вторая акцентировала внимание преимущественно на факторах экономического роста и материального производства [1, pp. 57-60, 83-85].
6 Важная для характеристики рассматриваемых стран концепция “жизненного цикла”1 наций и государств вышла именно из культурно-исторической школы, в то время как культурно-материалистическая школа предложила идею факторов экономического роста, без которых невозможно занять лидирующие позиции на мировой арене. Если представители первой школы оставляли возможность “возрождения” восточноазиатских наций в отдаленном будущем, то представители второй не видели для этого особых предпосылок. Однако стремительный рост ряда экономик стран Востока (Японии, Китая и Республики Корея) во второй половине XX в., а также экономический расцвет Индии в 1990-х годах, произошедший благодаря успешной адаптации западной модели, показал поспешность негативных оценок. 1. Речь идет о прохождении национальных государств через этапы зарождения, становления, созревания, увядания и распада с неоднократным повторением этого цикла в новых условиях, но с сохранением твердого “ядра” (ценностей и свойств), в котором зашифрован узнаваемый цивилизационный код.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 181

Оценка читателей: голосов 0

1. Kroeber A.L. Style and civilization. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1957. 182 p.

2. Нуреев Р.М. Сравнение экономических систем в пространстве: цивилизационные подходы к анализу. Terra Economicus, 2010, т. 8, № 2, сс. 138-153.

3. Yamazaki M. Asia, a Civilization in the Making. Foreign Affairs, 1996, vol. 75, no. 4, pp. 106-118. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/asia/1996-07-01/asia-civilization-making (accessed 24.02.2023).

4. Филипенко А.С. Цивилизационные аспекты экономического развития. Теоретическая экономика, 2013, № 5 (17), сс. 38-47.

5. Lee Yong Wook. Performing Civilizational Narratives in East Asia: Asian Values, Multiple Modernities, and the Politics of Economic Development. Review of International Studies, 2020, vol. 46, iss. 4, pp. 456-476. Available at: https://doi.org/10.1017/S0260210520000212

6. Мещеряков А.Н. Реформы периода Мэйдзи: человеческое измерение. Ежегодник “Япония”, 2018, т. 47, сс. 350-367.

7. Чугров С.В. Переосмысление итогов Второй мировой войны в современной Японии. Полис. Политические исследования, 2020, т. 29, № 5, сс. 22-45.

8. Pakhomov O. East Asian Civilization and the Problem of Region Making. Millennial Asia. An International Journal of Asian Studies, 2021, vol. 12 (1), pp. 57-75. Available at: https://doi.org/10.1177/0976399620940467

9. Tonby O., Woetzel J., at al. Asia’s Future is Now. McKinsey Global Institute. July 2019. 20 p. Available at: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured%20insights/asia%20pacific/asias%20future%20is%20now/asias-future-is-now-final.pdf (accessed 24.02.2023).

10. Малашенко А.В., Нисневич Ю.А., Рябов А.В. Становление постиндустриальной общепланетарной цивилизации. Вопросы теоретической экономики, 2020, № 2, сс. 86-98.

11. Huang F. The World is Moving East, Fast. Allianz Research, 18.01.2021. 19 p. Available at: https://www.allianz.com/content/dam/onemarketing/azcom/Allianz_com/economic-research/publications/specials/en/2021/january/2021_01_18_AsiaPostCovid19.pdf (accessed 20.02.2023).

12. Geun Lee. East Asian Soft Power and East Asian Governance. Journal of International and Area Studies, 2009, vol. 16, no. 1, pp. 53-66. Available at: https://s-space.snu.ac.kr/bitstream/10371/96475/1/4.East-Asian-Soft-Power-and-East-Asian-Governance-Geun-Lee.pdf (accessed 25.06.2023).

13. Леонтьева Э.О., Белокопытова М.С. Институты Конфуция как инструмент внешней политики КНР. Регионалистика, 2016, т. 3, № 5, сс. 51-59.

14. Pae H.K. Script Effects as the Hidden Drive of the Mind, Cognition, and Culture. Cham, Switzerland, Springer, 2020. 267 p. Available at: https://doi.org/10.1007/978-3-030-55152-0 (accessed 20.02.2023).

15. Aronson B. Corporate Governance Models and Practices in Japan and East Asia: Proceedings of a Panel Discussion. Columbia Journal of Asian Law, 2013, vol. 27, no. 1, pp. 220-254. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2395059 (accessed 16.02.2023).

16. Buluswar S., Friedman Z., Mehta P., Mitra S., Sathre R. 50 Breakthroughs. Critical Scientific and Technological Advances Needed for Sustainable Global Development. Institute for Globally Transformative Technologies. Berkeley, 2019. 1021 р. Available at: https://downloads.ctfassets.net/f7hp8esjm2is/3ODuE7IMah8xzYhhgOqRgf/eeca63c0fc5bb9a291f5a763e7ad50e0/50BT_Full_report.pdf (accessed 16.02.2023).

17. Cheng Kai-ming. Advancing 21st Century Competencies in East Asian Education Systems. Asia Society. Centre for Global Education. February 2017. 26 p. Available at: https://asiasociety.org/files/21st-century-competencies-east-asian-education-systems.pdf (accessed 16.02.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх