Культурная память об участии танзанийских народов и вождей в работорговле XIX в.

 
Код статьиS086919080016634-4-1
DOI10.31857/S086919080016634-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 5
Страницы168-179
Аннотация

Статья написана на основе результатов полевых исследований, проведенных в Танзании в 2018-2020 гг. А.А. Банщиковой, О.В. Иванченко и В.Н. Брындиной. Исследование было посвящено историческим воспоминаниям танзанийцев об арабо-суахилийской работорговле XIX в., а также возможному влиянию этой печальной страницы истории на современные межэтнические отношения в стране. Было собрано более 160 формальных и неформальных интервью на английском и суахили в Дар-эс-Саламе, Багамойо, Каоле, Танге, Пангани, на Занзибаре и в нескольких других населенных пунктах. Поиск информантов для интервьюирования проходил с учетом соблюдения репрезентативности выборки по уровню образования, полу, возрасту, конфессии, этнической принадлежности.

В данной статье рассматривается такой частный вопрос, как участие танзанийских вождей в работорговле. Респондентам задавались вопросы о том, участвовали ли вожди и местные народности в данном бизнесе; если да, то какие и в каком качестве, какова была их мотивация; сказываются ли возможные воспоминания об этом на современных отношениях между различными народами Танзании.

Было выяснено, что у танзанийцев нет негативного отношения к местным народам и вождям, участвовавшим в работорговле; более того, их участие довольно часто представляется как вынужденное (из страха перед арабами, обладавшими более современным оружием, либо в результате уловок и обмана с их стороны). При этом об участии арабов в работорговле известно гораздо более широко, в отношениях между афро- и арабо-танзанийцами наличествуют некоторые трения, в том числе связанные с историей. Вызывает интерес, что при ответе на вопросы об известных танзанийских лидерах, участвовавших в работорговле, респонденты часто вспоминали вождей, известных сопротивлением германской колонизации. Для танзанийцев история сопротивления колониальным властям и обретения независимости остается намного более важной и актуальной, чем воспоминания о работорговле.

Ключевые словаТанзания, работорговля, межэтнические отношения, вожди, историческая память
Источник финансированияРабота выполнена в рамках гранта РФФИ 20-09-00361 «Культурная память об арабской работорговле XIX века и ее влияние на межэтнические отношения в современной Танзании».
Получено07.09.2021
Дата публикации29.10.2021
Кол-во символов26709
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Данная работа написана по итогам трех сезонов полевых исследований, посвященных изучению исторической памяти об арабской работорговле XIX в., проведенных А.А. Банщиковой, О.В. Иванченко и В.Н. Брындиной в 2018–2020 гг. в ряде населенных пунктов Танзании (Дар-эс-Салам, Багамойо, Каоле, Пангани, Танга и Занзибар и других). В ходе исследований было собрано более 160 формальных и неформальных интервью на английском и суахили, многие из которых были глубинными. Помимо общих вопросов о том, что респонденты знают о работорговле (например, кем были работорговцы, куда вывозили рабов и т.д.), и вопросов, призванных выявить возможное влияние данной ситуации на современные межэтнические отношения в стране, в интервью присутствовали вопросы об участии местных вождей в работорговом бизнесе: какие именно вожди и народы известны в данном отношении, какова была мотивация их участияи как это повлияло на современные отношения между разными народами Танзании.

Арабо-суахилийская работорговля XIX в. на территории современной Танзании

2 На территории Африки, как и на территории современной Танзании, работорговля велась веками. Уже во втором веке нашей эры рабов из Африки вывозили в Египет, а в более позднее время они направлялись в Персию, Аравию, Индию и Китай, где использовались в качестве солдат, домашних слуг и рабочих [Law 1967, p. 183; Ofcansky, Yeager, 1997, p. 167]. Отношения рабства, патернализма, личной зависимости были неотъемлемой чертой большинства африканских обществ. Существуют ранние доколониальные свидетельства рабовладения у берберов Марокко и Алжира, туарегов Сахары, эфиопов, египтян и сомалийцев, волоф Сенегала и Гамбии, лози Замбии, а также среди народов ньямвези и чагга Танзании и оманских арабов прибрежных районов Восточной Африки [Bezemer et al., 2014, p. 5]. В доколониальную эпоху местными народами часто совершались рейды на территории соседей с целью захвата рабов; также рабами становились военнопленные и преступники; рабы могли быть получены в качестве дани, уплачиваемой завоеванными народами; иногда в рабство обращались свободные люди за долги [Iliffe, 1979, p. 17; Lovejoy et al., 1979, p. 19; Bezemer et al., 2014, p. 7]. Во времена голода вожди начинали активно заниматься набегами с целью захвата рабов, которые впоследствии обменивались на продовольствие [Gueye, 1979, p. 152]. То есть работорговля и сам институт рабства – феномен, возникший в Африке не в результате воздействия внешних сил (прибытия арабов, европейцев); многие ученые полагают, что именно существование автохтонных форм рабства и зависимости стало важной предпосылкой для дальнейшего вовлечения местных народов в «экспортную»работорговлю [Gueye, 1979, p. 150; Bezemer et al., 2014, p. 5]. В раннее Новое время работорговля велась в основном из внутренних районов бассейна Замбези (Мозамбик) и контролировалась португальцами. В XVIII в. французы основали плантации сахарного тростника на территории Маврикия (Иль-де-Франс) и Реюньона (Бурбон), которые нуждались в рабочей силе в больших объемах, чем могло предоставить местное население. В результате спрос на рабов повысился: большая часть поступала туда из Мозамбика, примерно четверть поставляла Килва [Gerbeau, 1979; Ogot, 1979, p. 177; Klein, 2005, p. 1384]. В первой половине XIX в. на Занзибаре и Пембе появились обширные плантации гвоздики, кокосов и зерна, которые требовали еще большей рабочей силы, чем плантации Маскаренских островов. Их владельцами были в основном оманские арабы, а также местные суахилийские дельцы с континента. Султан Сеййид Саид, правитель Маската, Омана и Занзибара, перенес столицу из первого в последний; в его правление остров стал ведущим мировым поставщиком гвоздики и крупнейшим невольничьим рынком Восточной Африки [Collins, 2006, p. 339]. Помимо удовлетворения нужд Занзибара и Пембы, рабов вывозили в Аравию, страны Персидского залива, Персию, Индию, на острова Реюньон, Маврикий, Мадагаскар, на Коморы и Сейшелы [Shepherd, 1980, p. 75; Austen, 1988, p. 21; Alpers, 2005, p. 7]. Арабы стремились во внутренние районы Танганьики с целью добычи рабов, со временем местные правители также включились в этот процесс. В обмен на рабов они хотели получить огнестрельное оружие, чтобы расширить свои территории и захватывать еще больше рабов. То есть, по сути, африканские вожди довольно часто стали выступать как посредники арабских купцов в работорговле [Овчинников, 1986, с. 70]. Через территорию Танганьики проходило три основных маршрута, по которым двигались караваны со слоновой костью и рабами. Центральный маршрут начинался в городе Уджиджи на побережье озера Танганьика (регион Кигома), проходил через нынешние области Кигома, Табора, Сингида, Додома, Морогоро и заканчивался в Саадани, Винде, Багамойо (область Пвани), Дар-эс-Саламе и Мбвамаджи (область Дар-эс-Салам) [Sheriff, 1988; Sheriff, 2005]. Северный маршрут начинался у озера Виктория и доходил до Момбасы (на территории современной Кении), Танги и Пангани (область Танга); южный маршрут вел от южной границы озера Малави до Килвы (область Линди) [Rockel, 2006, p. 5]. Как правило, работорговлей занимались те народы Танганьики, через территории которых пролегали данные маршруты.

Наиболее известные правители Танганьики и их связь с работорговлей

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 451

Оценка читателей: голосов 0

1. Банщикова А.А., Иванченко О.В. Воспоминания об арабской работорговле и межэтнические отношения в современной Танзании: между семейной травмой и государственной политикой толерантности. Антропологический форум. 2020 (1). № 44. С. 83–113.

2. Банщикова А.А., Иванченко О.В. Конец арабской работорговли XIX века в представлениях христиан и мусульман современной Танзании. Stratum plus. 2020 (2). №6. С. 349–359.

3. Банщикова А.А., Брындина В.Н., Иванченко О.В. Представления о географии арабской работорговли XIX в. в современной Танзании: результаты полевого исследования. Восток (Oriens). 2020. № 1.С. 82–93.

4. Банщикова А.А. Танзания. Современное рабство, межэтнические отношения и групповая репрезентация арабов. Азия и Африка сегодня. 2021. № 5. С. 59–65.

5. Овчинников В.Е. История Танзании в новое и новейшее время. М.: Наука, 1986.

6. Alpers, E.A. The Role of the Yao in the Development of Trade in East-Central Africa. PhD thesis. SOAS University of London, 1966.

7. Alpers E.A. Trade, State, and Society Among the Yao in the Nineteenth Century. The Journal of African History. 1969. Vol. 10. No. 3. Pp. 405–420.

8. Alpers E.A. Ivory and Slaves in East Central Africa. Changing Patterns of International Trade to the Later Nineteenth Century. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1975.

9. Alpers E.A. Introduction: Slave Routes and Oral Tradition in Southeastern Africa. Slave Routes and Oral Tradition in Southeastern Africa. Ed. Zimba B., Alpers E.A., Isaacman A.F. Maputo (Mozambique): Folson Entertainment, 2005. Pp. 1–12.

10. Austen R.A. The 19th Century Islamic Slave Trade from East Africa (Swahili and Red Sea Coasts): A Tentative Census. Slavery and Abolition. 1988. Vol. 9 (3). Pp. 21–44.

11. Banshchikova A., Ivanchenko O. Historical Memory of the 19th-Century Arab Slave Trade in Modern-Day Tanzania: Between Family Trauma and State-Planted Tolerance. The Omnipresent Past. Historical Anthropology of Africa and African Diaspora. Ed. D.M. Bondarenko, M.L. Butovskaya. Moscow: LRC Publishing House, 2019. P. 23–45.

12. Bennett N.R. Mirambo of Tanzania, 1840–1884. Oxford University Press, 1971.

13. Bezemer D., Bolt J., Leninsk R. Slavery, Statehood, and Economic Development in Sub-Saharan Africa. World Development. Elsevier, 2014. Vol. 57(C). Pp.148–163.

14. Biginagwa T. Historical Archaeology of the Nineteenth-Century Caravan Trade in Northeastern Tanzania: a Zooarchaeological Perspective. Azania Archaeological Research in Africa, 2012. 47(3). Pp. 405–406

15. Brode H. Tippoo Tib, The Story of His Career in Central Africa, Narrated from His Own Accounts. London: Edward Arnold, 1907.

16. Collins R.O. The African Slave Trade to Asia and the Indian Ocean Islands. African and Asian Studies, 2006. Vol. 5. Issue 3-4. Pp. 325–346.

17. Feierman S. The Shambaa. Tanzania before 1900. Ed. Roberts A. Nairobi: East African Publishing House for the Historical Association of Tanzania, 1968. Pp. 1–16.

18. Feierman S. Peasant Intellectuals: Anthropology and History in Tanzania. University of Wisconsin Press, 1990.

19. Fischer G. Talking to Chief Mkwawa. Ethnography. 2016. Vol. 17. No. 2. Pp. 278–293.

20. Gerbeau H. The Slave Trade in the Indian Ocean: Problems Facing the Historian and Research to be Undertaken. The African Slave Trade from the Fifteenth to the Nineteenth Century. Reports and papers of the meeting of experts organized by UNESCO at Port-au-Prince, Haiti, 31 January to 4 February 1978. Paris: Imprimeries Reunies de Chambery, 1979. Pp. 184–207.

21. Giblin J. The Slave Trade, the Hegemony of Paternalism, and their Place in the National History of Tanzania. Slaves Routes and Oral Tradition in Southeastern Africa. Ed. B. Zimba, E. A. Alpers, A. F. Isaacman. Maputo, 2005. Pp. 253–278.

22. Gueye M. The Slave Trade within the African Continent. The African Slave Trade from the Fifteenth to the Nineteenth Century. Reports and papers of the meeting of experts organized by UNESCO at Port-au-Prince, Haiti, 31 January to 4 February 1978. Paris: Imprimeries Reunies de Chambery, 1979. Pp. 150–163

23. Iliffe J. A Modern History of Tanganyika. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.

24. Kabeya J.B. King Mirambo: One of the Heroes of Tanzania. Nairobi: East African Literature Bureau, 1976.

25. Klein M.A. Slavery: Mediterranean, Red Sea, Indian Ocean. Encyclopedia of African History. Ed. Shillington K. New York, London: Fitzroy Dearborn, 2005. Pp. 1382–1384.

26. Laing S. Tippu Tip. Ivory, Slavery and Discovery in the Scramble for Africa. Cowes, Medina Publishing, 2017.

27. Law R.C.C. The Garamantes and Trans-Saharan Enterprise in Classical Times. The Journal of African History, 1967. Vol. 8. No. 2. Pp. 181–200.

28. Lipschutz M.R., Rasmussen R.K. Dictionary of African Historical Biography. University of California Press, 1986.

29. Lovejoy P. Transformations in Slavery: A History of Slavery in Africa. Cambridge University Press, 2012.

30. Lovejoy P., Kopytoff I., Cooper F. Indigenous African Slavery. Historical Reflections / Reflexions Historiques. Berghahn Books, 1979. Vol. 6 (1). Pp. 19–83.

31. Ofcansky T.P., Yeager R. Historical Dictionary of Tanzania. Second edition. London: Scarecrow Press Inc, 1997.

32. Ogot A. Population Movements between East Africa, the Horn of Africa and the Neighbouring Countries. The African Slave Trade from the Fifteenth to the Nineteenth Century. Reports and papers of the meeting of experts organized by UNESCO at Port-au-Prince, Haiti, 31 January to 4 February 1978. Paris: Imprimeries Reunies de Chambery, 1979. Pp. 175–182.

33. Redmayne A. Mkwawa and the Hehe Wars. The Journal of African History. 1968. Vol. 9. No. 3. Pp. 409–436.

34. Reid R. Remembering and Forgetting Mirambo: Histories of War in Modern Africa. Small Wars & Insurgencies. 2019. Vol. 30 (4-5). Pp. 1040–1069.

35. Rockel S.J. Forgotten Caravan Towns in 19th Century Tanzania: Mbwamaji and Mpwapwa. Azania: Journal of the British Institute in Eastern Africa.2006 (1). Vol. 41. Issue 1. 2006. Pp. 1–25.

36. Shepherd G. The Comorians and the East African Slave Trade. Asian and African Systems of Slavery. Ed. Watson J.L. University of California Press, 1980. Pp. 73–100.

37. Sheriff A. Localisation and Social Composition of the East African Slave Trade, 1858-1873. Slavery & Abolition. 1988. Vol. 9. Issue 3. Pp. 131–145.

38. Sheriff A. Slave Trade and Slave Routes of the East African Coast. Slave Routes and Oral Tradition in Southeastern Africa. Ed. B. Zimba, E.A. Alpers, A.F. Isaacman. Maputo, Mozambique: Folson Entertainment, 2005. Pp. 13–38.

39. Unomah A.C. Mirambo of Tanzania. London: Heinemann Educational, 1977.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх