Public-Private Partnerships In Science And Technology Sector

 
PIIS013122270024681-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-1-25-35
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
Financial Research Institute (NIFI)
Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Financial Research Institute (NIFI)
Address: 3, bld. 2, Nastas’inskii Per., Moscow, 127006, Russian Federation; 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, 117997, Russian Federation
Affiliation: Financial Research Institute (NIFI)
Address: 3, bld. 2, Nastas’inskii Per., Moscow, 127006, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 67 Issue 1
Pages25-35
Abstract

The article discusses characteristic features of public-private partnerships (PPPs) as an instrument of public management of innovative development. It is noted that after the global financial crisis of 2008–2009, strategic PPPs play an increasingly important role in the implementation of large-scale research and technical programs and projects. They are characterized by a focus on solving long-term issues of innovative and socio-economic development, long implementation periods and significant scale, an emphasis on the development of critical technologies, complexity and expansion of functions of a public partner, as well as high risks of research and development. There are two types of such partnerships - institutional (Joint Technology Initiatives) and contractual. Both of these types are formed based on the European Technology Platforms, however, institutional partnerships involve formation of a legal entity, and contractual PPPs are formed based on agreements between the European Commission and industry associations. It is argued that a variety of forms and types of PPPs, in which public entities and corporations, research and educational institutions, and innovative small and medium-sized companies participate, can contribute to solving the priority tasks of Russia's innovative development. To do this, first of all, it is necessary to amend the current legislation, which lacks norms regulating general principles and rules for the formation and functioning of PPPs in science and technology sectors. Russia’s regulations contain an extremely narrow definition of the purpose and objects of PPP agreements. The goals are not related to the public innovation policy, and the objects are represented by a closed list of 21 objects, which, with the exception of computer programs and databases, belong to technological complexes of real estate and transport infrastructure. According to the authors, adoption of such a legal act will contribute to implementation of the key national programs, projects and initiatives and boost innovation development of the country

Keywordspublic-private partnership; scientific, technological and innovative development; technology platforms, framework programs for research and innovation, EC
Received30.08.2022
Publication date03.03.2023
Number of characters30943
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [ист. 1] основными механизмами ее реализации названы федеральные научно-технические мегапроекты – важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП ГЗ), федеральные научно-технические программы (ФНТП) и комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла (КНТП). При этом эффективное взаимодействие участников рассматривается как ключевое условие успешного выполнения таких мегапроектов1. 1. В настоящее время выполняются четыре ФНТП в области синхротронных и нейтронных технологий, генетических технологий, сельского хозяйства, экологии и климатических изменений; а также КНТП по созданию пилотного производства отечественных белковых компонентов. Планируется принятие трех ВИП ГЗ по созданию единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ; российской научно-технологической платформы оперативного реагирования на инфекционные заболевания; низкоуглеродной энергетики замкнутого цикла.
3 К настоящему времени в России сформированы многочисленные элементы инновационной инфраструктуры, состоящие из различных организационных форм партнерств. Получили распространение сетевые партнерства (например, центры коллективного пользования), научно-производственные центры (центры трансфера технологии, научно-образовательные центры и др.), кластерные формы партнерств (технико-внедренческие зоны, научно-технологические, инновационно-технологические центры, инновационный центр “Сколково”), технологические платформы. Принципы партнерства участников инновационного цикла легли в основу деятельности институтов развития и государственных корпораций.
4 Накоплен весьма значительный пласт научных работ, посвященных анализу многообразных форм и типов партнерств, оценке состояния и перспектив их развития, в том числе в сфере науки, технологий и инноваций. Отметим в этой связи работы М.Я. Веселовского, Е.А. Монастырского, А. и М. Слонимских, Н.В. Смородинской и Д.Д. Катукова, И.О. Волковой и Е.Д. Бурды [1, 2, 3, 4, 5, 6].
5 Подчеркивая важную роль научных и научно-технических партнерств в инновационной трансформации российской экономики, многие авторы в то же время отмечают проблемы и трудности этого процесса. Указывается прежде всего на значительное опережение образования новых организационных форм партнерства в рассматриваемой сфере в ущерб развитию правовой базы, что приводит к некоординированному их использованию [7]; отсутствие общего закона о ГЧП, обеспечивающего единство подходов к реализации совместных проектов, что, среди прочего, ведет к нежеланию бизнеса нести риски долгосрочных финансовых вложений в инновации [8]; пробелы в законодательстве, касающиеся учета эволюции форм взаимодействия государства и бизнеса в сфере науки и инноваций и наличие в современной российской экономике разнообразных форм “квази-ГЧП”, в том числе институциональных форм и долгосрочных договоров с юридическими лицами с участием публично-правовых образований [9].
6

ЭВОЛЮЦИЯ ГЧП В СФЕРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

7 Во многих странах ОЭСР история государственно-частных партнерств в научной и научно-технической сферах насчитывает уже несколько десятилетий. В Западной Европе научные и научно-технические формы ГЧП впервые появились в конце 1940-х – начале 1950-х годов в виде коллективных исследовательских центров (collective research centers) для разработки новых технологий, предназначенных для ускорения темпов восстановления базовых отраслей промышленности и транспортной инфраструктуры после завершения Второй мировой войны [10]. В Японии в 1970–1980-х годах партнерства стали важным инструментом реализации крупномасштабных программ разработки промышленных технологий (например, технологии производства сверхбольших интегральных схем). В США создание первых государственно-частных партнерств в сфере науки и технологий связывают с принятием в 1986 г. Закона о соглашениях в области совместных исследований и разработок [ист. 2], в соответствии с которым Национальный институт стандартов и технологии получил право заключать соглашения на проведение совместных исследований и разработок с частными коммерческими и некоммерческими организациями.

Number of purchasers: 2, views: 257

Readers community rating: votes 0

1. Veselovskii M.Ya. Public-Private partnership in the innovation sphere: current state and prospects. MIR (Modernization. Innovations. Development), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 8-17. (In Russ.) DOI: 10.18184/2079-4665.2015.6.3.8.17

2. Monastyrnii E.A. Innovation cluster. Innovations, 2006, no. 2, pp. 38-43. (In Russ.)

3. Smorodinskaya N.V., Katukov D.D. When and why regional clusters become the basic link of the modern economy. Baltic Region, 2019, vol. 11, no. 3, pp. 61-91. (In Russ.) DOI: 10.5922/2079-8555-2019-3-4

4. Volkova I.O., Burda E.D. Analysis of the state and prospects for development of technological platforms in the Russia’s Energy Sector. Innovations, 2017, no. 5, pp. 25-33. (In Russ.)

5. Volkova I.O., Burda E.D. Comparative analysis of the state of development of technological platforms in European Union and Russian Federation. Bulletin of South Ural State University. Series “Economics and Management”, 2016, no. 4, pp. 66-75. (In Russ.)

6. Andryushkevich O.A., Denisova I.M. Formation of Russian institutions of public-private partnership in the field of innovations. Economic Science of Modern Russia, 2011, no. 2 (53), pp. 73-89. (In Russ.)

7. Artamonov D.Yu., Mednikov V.V., Novoselov M.V. Institute of public-private partnership in technological modernization of the economy. Regional Issues of Economic Transformation, 2014, no. 7, pp. 18-26. (In Russ.)

8. Chernykh S.I., Frolova N.D., Baibulatova D.V., Shashkova N.V. et al. Mechanisms for development of public-private partnerships in research and development. Moscow, IPRAN, 2021. 90 p. (In Russ.)

9. Spithoven A., Clarisse B., Knockaert M. Building absorptive capacity to organise inbound open infrastructure in low tech industries. Working Paper 2009/606. Universiteit Gent, August 2009. Available at: https://www.researchgate.net/publication/46443376_Building_Absorptive_Capacity_to_Organise_Inbound_Open_Innovation_in_Low_Tech_Industries (accessed 28.08.2022).

10. Reillon V. Public-Private Partnerships in Research. European Parliament. Briefing. May 2017. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2017/603934/EPRS_BRI%282017%29603934_EN.pdf (accessed 28.08.2022).

11. Reillon V. Contractual Public-Private Partnerships in Research. European Parliament. At a Glance, May 2017. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2017/603937/EPRS_ATA (2017)603937_EN.pdf (accessed 29.08.2022).

Система Orphus

Loading...
Up