Государственно-частные партнерства в научно-технической сфере

 
Код статьиS013122270024681-0-1
DOI10.20542/0131-2227-2023-67-1-25-35
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ
ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
НИФИ
Адрес: РФ, 127006 Москва, Настасьинский пер., 3/2; РФ, 117997 Москва, Профсоюзная ул., 23
Аффилиация: Научно-исследовательский финансовый институт Минфина РФ
Адрес: РФ, 127006 Москва, Настасьинский пер., 3/2
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 67 Выпуск №1
Страницы25-35
Аннотация

Рассматривается развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в научной и научно-технической сферах в странах ОЭСР. Здесь все большую роль играют стратегические ГЧП, для которых характерны нацеленность на решение долгосрочных задач инновационного развития, длительные сроки реализации и значительные масштабы, акцент на разработку прорывных технологий, усложнение и расширение функций публичного партнера, а также высокие риски исследований и разработок. Выделены два типа партнерств – институциональные и контрактные, которые образуются на основе Европейских технологических платформ. Анализируются отличительные признаки этих партнерств и особенности функционирования в Рамочных программах ЕС. Разнообразные формы и виды европейских ГЧП могут быть использованы и для решения первоочередных задач инновационного развития России. Это потребует изменений в действующем законодательстве, регулирующем общие принципы и правила образования и функционирования научных и научно-технических ГЧП

Ключевые словагосударственно-частное партнерство, научно-техническое и инновационное развитие, технологические платформы, Рамочные программы, ЕС
Получено30.08.2022
Дата публикации03.03.2023
Кол-во символов30943
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

2 В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации [ист. 1] основными механизмами ее реализации названы федеральные научно-технические мегапроекты – важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИП ГЗ), федеральные научно-технические программы (ФНТП) и комплексные научно-технические программы и проекты полного инновационного цикла (КНТП). При этом эффективное взаимодействие участников рассматривается как ключевое условие успешного выполнения таких мегапроектов1. 1. В настоящее время выполняются четыре ФНТП в области синхротронных и нейтронных технологий, генетических технологий, сельского хозяйства, экологии и климатических изменений; а также КНТП по созданию пилотного производства отечественных белковых компонентов. Планируется принятие трех ВИП ГЗ по созданию единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ; российской научно-технологической платформы оперативного реагирования на инфекционные заболевания; низкоуглеродной энергетики замкнутого цикла.
3 К настоящему времени в России сформированы многочисленные элементы инновационной инфраструктуры, состоящие из различных организационных форм партнерств. Получили распространение сетевые партнерства (например, центры коллективного пользования), научно-производственные центры (центры трансфера технологии, научно-образовательные центры и др.), кластерные формы партнерств (технико-внедренческие зоны, научно-технологические, инновационно-технологические центры, инновационный центр “Сколково”), технологические платформы. Принципы партнерства участников инновационного цикла легли в основу деятельности институтов развития и государственных корпораций.
4 Накоплен весьма значительный пласт научных работ, посвященных анализу многообразных форм и типов партнерств, оценке состояния и перспектив их развития, в том числе в сфере науки, технологий и инноваций. Отметим в этой связи работы М.Я. Веселовского, Е.А. Монастырского, А. и М. Слонимских, Н.В. Смородинской и Д.Д. Катукова, И.О. Волковой и Е.Д. Бурды [1, 2, 3, 4, 5, 6].
5 Подчеркивая важную роль научных и научно-технических партнерств в инновационной трансформации российской экономики, многие авторы в то же время отмечают проблемы и трудности этого процесса. Указывается прежде всего на значительное опережение образования новых организационных форм партнерства в рассматриваемой сфере в ущерб развитию правовой базы, что приводит к некоординированному их использованию [7]; отсутствие общего закона о ГЧП, обеспечивающего единство подходов к реализации совместных проектов, что, среди прочего, ведет к нежеланию бизнеса нести риски долгосрочных финансовых вложений в инновации [8]; пробелы в законодательстве, касающиеся учета эволюции форм взаимодействия государства и бизнеса в сфере науки и инноваций и наличие в современной российской экономике разнообразных форм “квази-ГЧП”, в том числе институциональных форм и долгосрочных договоров с юридическими лицами с участием публично-правовых образований [9].
6

ЭВОЛЮЦИЯ ГЧП В СФЕРЕ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

7 Во многих странах ОЭСР история государственно-частных партнерств в научной и научно-технической сферах насчитывает уже несколько десятилетий. В Западной Европе научные и научно-технические формы ГЧП впервые появились в конце 1940-х – начале 1950-х годов в виде коллективных исследовательских центров (collective research centers) для разработки новых технологий, предназначенных для ускорения темпов восстановления базовых отраслей промышленности и транспортной инфраструктуры после завершения Второй мировой войны [10]. В Японии в 1970–1980-х годах партнерства стали важным инструментом реализации крупномасштабных программ разработки промышленных технологий (например, технологии производства сверхбольших интегральных схем). В США создание первых государственно-частных партнерств в сфере науки и технологий связывают с принятием в 1986 г. Закона о соглашениях в области совместных исследований и разработок [ист. 2], в соответствии с которым Национальный институт стандартов и технологии получил право заключать соглашения на проведение совместных исследований и разработок с частными коммерческими и некоммерческими организациями.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 234

Оценка читателей: голосов 0

1. Веселовский М.Я. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: современное состояние и перспективы. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 2015, т. 6, № 3, сс. 8-17.

2. Монастырный Е.А. Инновационный кластер. Инновации, 2006, № 2, сс. 38-43.

3. Смородинская Н.В., Катуков Д.Д. Когда и почему региональные кластеры становятся базовым звеном современной экономики. Балтийский регион, 2019, т. 11, № 3, сс. 61-91.

4. Волкова И.О., Бурда Е.Д. Анализ состояния и перспектив развития технологических платформ в российской энергетике. Инновации, 2017, № 5, сс. 25-33.

5. Волкова И.О., Бурда Е.Д. Сравнительный анализ состояния развития технологических платформ в Европейском Союзе и Российской Федерации. Вестник ЮУрГУ. Серия “Экономика и менеджмент”, 2016, № 4, сс. 66-75.

6. Андрюшкевич О.А., Денисова И.М. Становление российских институтов государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Экономическая наука современной России, 2011, № 2 (53), сс. 73-89.

7. Артамонов Д.Ю., Медников В.В., Новоселов М.В. Институт государственно-частного партнерства в технологической модернизации экономики. Региональные проблемы преобразования экономики, 2014, № 7, сс. 18-26.

8. Черных С.И., Фролова Н.Д., Байбулатова Д.В., Шашкова Н.В. и др. Механизмы развития государственно-частного партнерства в сфере исследований и разработок. Москва, ИПРАН, 2021. 90 с.

9. Spithoven A., Clarisse B., Knockaert M. Building absorptive capacity to organise inbound open infrastructure in low tech industries. Working Paper 2009/606. Universiteit Gent, August 2009. Available at: https://www.researchgate.net/publication/46443376_Building_Absorptive_Capacity_to_Organise_Inbound_Open_Innovation_in_Low_Tech_Industries (accessed 28.08.2022).

10. Reillon V. Public-Private Partnerships in Research. European Parliament. Briefing. May 2017. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2017/603934/EPRS_BRI%282017%29603934_EN.pdf (accessed 28.08.2022).

11. Reillon V. Contractual Public-Private Partnerships in Research. European Parliament. At a Glance, May 2017. Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ATAG/2017/603937/EPRS_ATA (2017)603937_EN.pdf (accessed 29.08.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх