Политизация этничности и смежные феномены (Контуры терминологического поля)

 
Код статьиS013122270016921-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-8-131-138
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Европы РАН
Адрес: , РФ, 125993 Москва, ул. Моховая, 11, стр. 3
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №8
Страницы131-138
Аннотация

Рассмотрен феномен политизации этничности и  смежные процессы  – этнополитическая мобилизация (наряду с панэтнической мобилизацией и этнической демобилизацией), этнизация политики и иных сфер социальной жизни в политических целях. Автор исходит из конструктивистского и этносимволистского подходов. Анализируются природа, стадии развития и структура указанных процессов, предпринята попытка их концептуализации. Обращается внимание на взаимосвязь данных процессов в терминологическом поле политической науки и на необходимость их различения и адаптации к ним этнополитических стратегий.

Ключевые словаэтничность, политизация этничности, этнизация политики, этнополитическая мобилизация, этническая политика, этносимволизм
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов25784
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Этничность – одна из основных характеристик современных социальных общностей. До сих пор периодически встречаются мнения, высказывания и устремления, представляющие этничность как нечто устаревшее, “вышедшее из моды” и не актуальное в нашем космополитичном мире [1]. Однако в последние десятилетия наблюдается явление, получившее название этнического парадокса современности: казалось бы, отошедшие в архаику концепты с новой силой заявляют о себе, приводят к человеческим трагедиям, способствуют созданию новых государств и в целом совершенно не спешат в уготованную им могилу. Одна из наиболее интенсивных (по срокам истребления) этнических чисток последних веков (геноцид тутси в Руанде) произошла в 1994 г.; несколько десятков национальных государств были созданы на протяжении 1990-х годов, причем за основу часто брался именно этнический принцип; наконец, сепаратистские устремления ряда регионов Европы, Северной Америки, Юго-Восточной Азии, которые вновь актуализировались в 2000-е годы, основаны именно на этнических лозунгах [2, c. 147]. Происходит как политизация этничности, так и этнизация политики, а также иных сфер жизни, напрямую не связанных с этническими характеристиками, – таких как спорт [3] или бизнес [4]. Наряду с этим вновь приобретает актуальность этнополитическая мобилизация и связанные с ней процессы. Для понимания этнополитической динамики современного мира и корректной концептуализации соответствующих явлений необходимо более детально рассмотреть каждый из упомянутых феноменов и поместить их на соответствующие участки терминологического поля.
2

ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ И ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ

3 Именно политизация вводит этничность в парадигму общественно-политических наук. Ее можно определить как наделение этничности политическими функциями. Также необходимо упомянуть и сходный по смысловому наполнению термин этнополитическая мобилизация, который подразумевает стимулирование определенных общественных настроений путем задействования этнической идентификации. М. Эсман подчеркивает, что посредством этнополитической мобилизации этническая группа становится “коллективным субъектом”, который обладает возможностями для осуществления политических действий. Иными словами, во всех случаях, когда этнос заявляет о себе как о политической силе (а не только как о любопытном экспонате в антропологическом музее), речь идет о политизации этничности и об этнополитической мобилизации [5, p. 24]. Разница между этими понятиями лежит на поверхности: политизация этничности – понятие более широкое, не обязательно подразумевающее мобилизацию; то есть, всякая мобилизованная этничность политизирована, но не всякая политизированная этничность – мобилизована. Этничность, по замечанию А.И. Тэвдой-Бурмули, может “погружаться в сон” и “просыпаться” [6, c. 16]. Позволим себе скорректировать этот тезис: этничность не “спит” никогда, просто при отсутствии тех или иных стимулов она может довольствоваться культурными проявлениями своей сущности. Разумеется, речь идет об уже возникших и сформированных этнических группах; те, которым еще предстоит возникнуть (в рамках конструктивистской парадигмы), также не “спят” – они просто (еще) не существуют.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 744

Оценка читателей: голосов 0

1. Геллнер Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. Москва, Ad Marginem, 1995. 222 с. [Gellner E. Usloviya svobody: grazhdanskoe obshchestvo i ego istoricheskie soperniki [Conditions of Liberty. Civil Society and Its Rivals]. Moscow, Ad Marginem, 1995. 222 p.]

2. Фабрикант М.С. Национализм в современном мире (сравнительное межстрановое исследование). Общественные науки и современность, 2013, № 1, сс. 141-153. [Fabrikant M.S. Natsionalizm v sovremennom mire (sravnitel'noe mezhstranovoe issledovanie) [Nationalism in the Contemporary World (Comparative Cross-Country Study)]. Social Sciences and Contemporary World, 2013, no. 1, pp. 141-153.]

3. Кильдюшов О. СССР как машина по производству наций: теория и практика (с примерами из советского спорта). СССР: жизнь после смерти. Глущенко И.В., Кагарлицкий Б.Ю., Куренной В.А., ред. Москва, Изд-во НИУ ВШЭ, 2012, сс. 89-102. [Kil'dyushov O. SSSR kak mashina po proizvodstvu natsii: teoriya i praktika (s primerami iz sovetskogo sporta) [The USSR as a Nation-Making Machine: Theory and Practice (With Evidence from the Soviet Sport]. SSSR: zhizn' posle smerti [USSR: Postmortem Life]. Glushchenko I.V., Kagarlitskii B.Yu., Kurennoi V.A., eds. Moscow, HSE Press, 2012, pp. 89-102.]

4. Comaroff J.L., Comaroff J. Ethnicity, Inc. Chicago, University of Chicago Press, 2009. 236 p.

5. Esman M. Ethnic Politics. Ithaca, Cornell University Press, 1994. 304 p.

6. Тэвдой-Бурмули А.И. Этнополитическая динамика Европейского союза. Москва, Аспект Пресс, 2018. 224 с. [Tevdoi-Burmuli A.I. Etnopoliticheskaya dinamika Evropeiskogo soyuza [Ethnopolitical Dynamics of the European Union]. Moscow, Aspekt Press, 2018. 224 p.]

7. Weber A., Hiers W., Flesken A. Politicized Ethnicity: A Comparative Perspective. London, Palgrave Macmillan, 2016. 187 p.

8. Брубейкер Р. Национальные меньшинства, национализирующие государства и внешние национальные родственные государства в новой Европе. Национализм в поздне- и посткоммунистической Европе. Т. 1. Ян Э., ред. Москва, РОССПЭН, 2010, сс. 149-173. [Brubaker R. Natsional'nye men'shinstva, natsionaliziruyushchie gosudarstva i vneshnie natsional'nye rodstvennye gosudarstva v novoi Evrope [National Minorities, Nationalizaing States and External National Homelands in the New Europe]. Natsionalizm v pozdne- i postkommunisticheskoi Evrope [Nationalism in the Late- and Post-Communist Europe]. Vol. 1. Jan E., ed. Moscow, ROSSPEN, 2010, pp. 149-173.]

9. Хенкин С.М. Феномен сепаратизма: опыт Испании. Москва, МГИМО-Университет, 2017. 109 с. [Khenkin S.M. Fenomen separatizma: opyt Ispanii [Separatism Phenomenon: Spanish Experience]. Moscow, MGIMO University Press, 2017. 109 p.]

10. Фурсова Е.Н. Берберский вопрос и проблема самоидентификации коренного населения Северной Африки на примере современного алжирского общества. Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика, 2018, т. 10, № 2, сс. 254-268. [Fursova E.N. Berberskii vopros i problema samoidentifikatsii korennogo naseleniya Severnoi Afriki na primere sovremennogo alzhirskogo obshchestva [The Berber question and the self-identity problem of the North African indigenous population in the context of contemporary Algerian society]. Vestnik of Saint Petersburg University. Asian and African Studies, 2018, vol. 10, no. 2, pp. 254-268.] DOI: 10.21638/11701/spbu13.2018.209

11. Nasong’o W. Explaining Ethnic Conflicts: Theoretical and Conceptual Perspectives. The Roots of Ethnic Conflict in Africa: From Grievance to Violence. Nasong’o W., ed. London, Palgrave Macmillan, 2015, pp. 11-20.

12. Порошин А.В. Политические механизмы управления этнической гетерогенностью в Малайзии. Метаморфозы разделенных обществ. Кудряшова И.В., Харитонова О.Г., ред. Москва, МГИМО-Университет, 2020, сс. 188-203. [Poroshin A.V. Politicheskie mekhanizmy upravleniya etnicheskoi geterogennost'yu v Malaizii [Political Mechanisms of Ethnic Heterogeneity Management in Malaysia]. Metamorfozy razdelennykh obshchestv [Metamorphoses of Divided Societies]. Kudryashova I., Kharitonova O., eds. Moscow, MGIMO-University, 2020, pp. 188-203.]

13. Васильева С.А. Пантюркизм на современном этапе: теоретическая база и практическая деятельность. Социум и власть, 2011, № 3, сс. 75-78. [Vasil'eva S.A. Pantyurkizm na sovremennom etape: teoreticheskaya baza i prakticheskaya deyatel'nost' [Contemporary Pan-Turkism: Theoretical Foundations and Practical Activities]. Sotsium i vlast', 2011, no. 3, pp. 75-78.]

14. Шабаев Ю.П. Конструирование нового национализма финно-угров: конкуренция глобального и регионального. Мир России. Социология. Этнология, 2004, т. 13, № 3, сс. 48-70. [Shabaev Yu.P. Konstruirovanie novogo natsionalizma finno-ugrov: konkurentsiya global'nogo i regional'nogo [Constructing the New Finno-Ugric Nationalism: Concurrence Between the Global and the Regional]. Universe of Russia. Sociology. Ethnology, 2004, vol. 13, no. 3, pp. 48-70.]

15. Ellis P. The Celtic Dawn: A History of Pan-Celticism. Philadelphia, Trans-Atlantic Publications, 1993. 256 p.

16. Rothschild J. Ethnopolitics: A Conceptual Framework. Washington, Columbia University Press, 1981. 290 p.

17. Пономарева Е.Г., Рябинин Е.В. “Цветные революции” в контексте стратегии управляемого хаоса. Обозреватель-Observer, 2015, № 12, сс. 38-51. [Ponomareva E.G., Ryabinin E.V. “Tsvetnye revolyutsii” v kontekste strategii upravlyaemogo khaosa [“Color Revolutions” in the Context of the Managed Chaos]. Obozrevatel'-Observer, 2015, no. 12, pp. 38-51.]

18. Харитонова О.Г. Цветные революции в контексте теорий демократизации. Политическая наука, 2014, № 3, сс. 184-210. [Kharitonova O.G. Tsvetnye revolyutsii v kontekste teorii demokratizatsii [Color Revolutions in the Context of Democratization Theories]. Politicheskaya nauka, 2014, no. 3, pp. 184-210.]

19. Riesman D. Some Observations on Intellectual Freedom. American Scholar, 1953, vol. 23, no. 1, pp. 9-25.

20. Sollors W. Beyond Ethnicity: Consent and Descent in American Culture. New York, Oxford University Press, 1986. 298 p.

21. Chapman M., McDonald M., Tonkin E. Introduction – History and Social Anthropology. History and Ethnicity. Tonkin E., McDonald M., Chapman M., eds. London, Routledge, 1989, pp. 1-21.

22. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2009, № 2, сс. 3-17. [Stefanenko T.G. Etnicheskaya identichnost': ot etnologii k sotsial'noi psikhologii [Ethnic Identity: From Ethnology to Social Psychology]. Moscow University Psychology Bulletin, 2009, no. 2, pp. 3-17.]

23. Горовиц Д.Л. Структура и стратегия этнического конфликта. Власть, 2007, № 2, сс. 29-38. [Horowitz D.L. Struktura i strategiya etnicheskogo konflikta [Structure and Strategy of Ethnic Conflict]. Vlast', 2007, no. 2, pp. 29-38.]

24. Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. Москва, Праксис, 2004. 464 с. [Smith A. Natsionalizm i modernizm. Kriticheskii obzor sovremennykh teorii natsii i natsionalizma [Nationalism and Modernism: A Critical Survey of Recent Theories of Nations and Nationalism]. Moscow, Praksis, 2004. 464 p.]

25. Арутюнов С.А. Этничность – объективная реальность. Этнографическое обозрение, 1995, № 5, сс. 7-10. [Arutyunov S.A. Etnichnost' – ob"ektivnaya real'nost' [Ethnicity is an Objective Reality]. Ethnographic Review, 1995, no. 5, pp. 7-10.]

26. Фрейд З. Вопросы общества и происхождение религии. Москва, Фирма СТД, 2007. 606 с. [Freud S. Voprosy obshchestva i proiskhozhdenie religii [Issues of Society and Origins of Religion]. Moscow, Firma STD, 2007. 606 p.]

27. Doherty P., Poole M. Religion as an Indicator of Ethnicity in Northern Ireland – an Alternative Perspective. Irish Geography, 2002, vol. 35, no. 1, pp. 75-89. DOI: 10.1080/00750770209555795

28. Tilly C. State and Counterrevolution in France. Social Research, 1989, vol. 56, no. 1, pp. 71-97.

29. Лункин Р.Н. Церкви в политике и политика в церквях: как современное христианство меняет европейское общество. Санкт-Петербург, Нестор-История, 2020. 504 с. [Lunkin R.N. Tserkvi v politike i politika v tserkvyakh: kak sovremennoe khristianstvo menyaet evropeiskoe obshchestvo [Churches in Politics and Politics in Churces: How Contemporary Christianity is Changing European Society]. Saint Petersburg, Nestor-Istoriya, 2020. 504 p.]

30. Van Sterkenburg J. Race, Ethnicity and the Sport Media. Amsterdam, Amsterdam University Press, 2011. 182 p.

31. Ачкасов В.А. Этнополитическая мобилизация: попытка концептуализации понятия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения, 2014, № 3, сс. 81-89. [Achkasov V.A. Etnopoliticheskaya mobilizatsiya: popytka kontseptualizatsii ponyatiya [Ethno-Political Mobilization: An Attempt to Conceptualize the Idea]. Vestnik of Saint Petersburg University. Philosophy, Culturology, Political Science, Law, International Relations, 2014, no. 3, pp. 81-89.]

32. Ачкасов В.А. Этнополитический конфликт как следствие этнизации социальных проблем. Политическая экспертиза: Политэкс, 2013, т. 9, № 2, сс. 41-61. [Achkasov V.A. Etnopoliticheskii konflikt kak sledstvie etnizatsii sotsial'nykh problem [Ethnopolitical Conflict as a Result of Social Problems’ Ethnicization]. Political Expertise: Politex, 2013, vol. 9, no. 2, pp. 41-61.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх