Октавио Пас и индийский авангард: об одном эпизоде рецепции работ Клода Леви-Строса в 1960-е годы

 
Код статьиS086954150012350-5-1
DOI10.31857/S086954150012350-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник сектора искусства стран Азии и Африки
Аффилиация: Государственный институт искусствознания
Адрес: Козицкий переулок 5, Москва, 125009, Россия
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация:
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Институт языкознания РАН
Адрес: Б. Кисловский пер. 1/1, Москва, 125009, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы54-75
Аннотация

В настоящей статье прослеживается, как этнографическая мысль Клода Леви-Строса интерпретируется поэтом Октавио Пасом и художником Джагдишем Сваминатханом, как она воздействует на их творческую практику и на способы институализации искусства. Первая часть статьи посвящена анализу книги Паса о Леви-Стросе (1967), которая на несколько лет стала основным проводником в структурную антропологию для испано- и англоязычного мира. Во второй части рассматриваются искусство Сваминатхана, его теория живописи и принципы организации музея племенного и современного искусства “Рупанкар” в Бхопале (Мадхья-Прадеш), которые во многом отражают влияние этнографии Леви-Строса. Заключительная часть посвящена поэме Паса “Бланко”, которую можно назвать итогом размышлений поэта о близости индийской мысли и структурной антропологии.

Ключевые словаОктавио Пас, Джагдиш Сваминатхан, Клод ЛевиСтрос, структурализм, модернизм, индийское искусство, племенное искусство, искусство адиваси, бриколаж, история идей, поэзия
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 19-18-00429]
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов53907
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1941 г. на трансатлантическом судне, следовавшем из Марселя в Нью-Йорк, Клод Леви-Строс познакомился с Андре Бретоном, лидером движения сюрреалистов. Между ними возникла “многолетняя дружба”, которая “началась с обмена заметками, с дискуссий о соотношении между эстетической традицией и самобытностью” (Леви-Строс 1999а: 19). Это знакомство состоялось еще до того, как будущий родоначальник структурной антропологии написал свои первые этнографические работы: самая ранняя из них, “Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара”, будет издана в 1948 г., хотя основывалась на материале еще довоенной экспедиции.
2 В дальнейшем, в Нью-Йорке, где Леви-Строс преподавал в Новой школе социальных исследований, его близкими знакомыми стали и другие сюрреалисты: Ив Танги, Андре Массон, Марсель Дюшан, Макс Эрнст (Леви-Строс, Эрибон 2018: 52). Он часто встречался с ними, посещал в их компании рестораны экзотической кухни; вместе с Эрнстом и Бретоном Леви-Строс исследовал блошиные рынки и антикварные лавки в поисках ремесленных изделий индейцев (уже в Париже Эрнст будет иногда посещать лекции Леви-Строса: специально для них, в частности, он нарисует божество индейцев хопи [Там же: 57]). По словам ученого, он и сюрреалисты “принадлежали к одной и той же интеллектуальной традиции второй половины XIX века”: внимание поэтов и художников движения было обращено к “иррациональному”, в котором они видели “один из источников своей эстетики” – примерно тот же материал Леви-Строс подвергал научному анализу (Там же: 58).
3 Свой метод сопоставления мифов Леви-Строс уподоблял коллажу1 – художественной технике, с которой много работал Макс Эрнст. Этот метод заключался в том, чтобы разложить материал с помощью анализа и заново соединить его элементы, извлекая новый смысл из получившейся модели (Lévi-Strauss 1983: 327–331). По словам ученого, эта интеллектуальная связь с коллажем особенно выражена в “Мифологиках” и в “Неприрученной мысли” (Там же: 59)2. В последней работе особое место отведено размышлению о теории искусства: Леви-Строс утверждает, что для разных видов художественной деятельности, несмотря на множество различий, характерны общие законы. Эту общность помогает объяснить одно из центральных понятий его теории – бриколаж: индейские маски и ренессансный портрет для исследователя-антрополога находятся в единой плоскости – их можно проанализировать с помощью одного и того же инструментария. 1. Слово “бриколаж”, несмотря на явное созвучие, этимологически не связано со словом “коллаж”: оно образовано от коллоквиального глагола bricoler (мастерить). Хотя созвучие этих двух слов, по всей видимости, было намеренным.

2. Ср. также вступление к первому тому “Мифологик”, где инструменты этнографического анализа и структуры изучаемых мифов сопоставляются с музыкальными формами (Леви-Строс 1999б: 22–24).
4 Понятие бриколажа, одно из самых сложных в этнографической теории Леви-Строса, метафорически описывает механизм мифологического мышления. Среди прочего, оно позволяет рассматривать “научное” и “мифологическое” мышление с единых позиций. Если научное мышление отталкивается от фактов и событий, выстраивая из них некую непротиворечивую структуру, то мифологический бриколаж действует противоположным образом: изначальная структура раскладывается на отдельные элементы, образуя новую сборку или, как это называет антрополог, трансформацию. Для пояснения этой мысли Леви-Строс обращается к искусству, так как оно существует “между” научным познанием и мифологическим мышлением и, соответственно, может наглядно показать механизм бриколажа (так, сам метод художественного коллажа, по Леви-Стросу, может считаться “использованием бриколажа в созерцательных целях” [Lévi-Strauss 1962: 43–44; Леви-Строс 1994: 137–138]).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 847

Оценка читателей: голосов 0

1. Berezkin, Yu.E. 2009. Kirtimukkha, sisiutl’ i drugie simmetrichno-razvernutye izobrazheniia indo-tikhookeanskogo regiona [Kirtimukha, Sisiutl and Other Symmetrical Unrolled Images of Indo-Pacific Region]. In Aziatskii bestiarii: obrazy zhivotnykh v traditsiiakh Yuzhnoi, Yugo-Zapadnoi i Tsentral’noi Azii [Bestiary of Asia: Bestial Images in Southern, Western and Central Asia], edited by M.A. Rodionov, 5–24. St. Petersburg: MAE RAN.

2. Bhattacharya, M. 1998. Echoes of India: The Poems of Octavio Paz. India International Centre Quarterly 25 (1): 1–19.

3. Boon, J.A. 1972. From Symbolism to Structuralism, Lévi-Strauss in a Literary Tradition. New York: Harper.

4. Bradu, F. 2012. Persistencia de la India en Octavio Paz [Persistence of India in Octavio Paz’s Oeuvres]. Acta poética 33 (2): 95–108.

5. Cafaggi, C.E.L. 2017. Dos jardines de la modernidad: India en Octavio Paz [Two Gardens of Modernity: India in Octavio Paz’s Oeuvres]. Estudios de Asia y África 52 (2): 349–386.

6. Cantú, R. 2013. Ideograms of the East and the West: Octavio Paz, Blanco, and the Traditions of Modern Poetry. Journal of East-West Thought 3 (1): 64–78.

7. Correa, Ch. 1999. Museums: An Alternate Typology. Daedalus 128 (3): 327–332.

8. Dhingra, A. 2004. La India en la obra de Octavio Paz. Algunas reflexiones [India in Octavio Paz’s Oeuvres: Some Meditations]. Actas XIV Congreso AIH IV: 161–168.

9. Dosse, F. Histoire du structuralisme. T. I, Le champ du signe, 1945–1966 [History of Structuralism, Vol. I: Field of Signs]. Paris: La découverte.

10. Elwin, V. 1951. The Tribal Art of Middle India: A Personal Record. London: Oxford University Press.

11. Gladoshchuk, A. 2019. “Kniga, orudie dukha”: Oktavio Pas i Stefan Mallarme [“The Book Spiritual Instrument”: Octavio Paz and Stéphane Mallarmé]. Novoe literaturnoe obozrenie 156: 163–179.

12. Guha, R. 1999. Savaging the Civilized: Verrier Elwin, His Tribals, and India. Chicago: University of Chicago Press.

13. Hacker, K. “A Simultaneous Validity of Co-Existing Cultures”: J. Swaminathan, the Bharat Bhavan, and Contemporaneity. Archives of Asian Art 64 (2): 191–209.

14. Herrenschmidt, O. 1966. Le cycle de Lingal. Essai d’étude textuelle de mythologies: Les mythologies des tritus de langue gondi (Inde Centrale) [The Cycle of Lingal. Textual Analysis of Mythology: Myths in Gondi Language (Central India)]. Paris: École pratique des hautes études.

15. Kuzina, E. 2018. Misticheskoe telo indiiskogo modernizma: Suza, Svaminatkhan, Panikar [Mystical Body of Indian Modernism: Souza, Swaminathan, Paniker]. Iskusstvoznanie 2: 240–271.

16. Levi, J. 2009. Structuralism and Kabbalah: Sciences of Mysticism or Mystifications of Science? Anthropological Quarterly 4 (82): 929–984.

17. Lévi-Strauss, C. 1962. La penśee sauvage [The Savage Mind]. Paris: Plon.

18. Lévi-Strauss, C. 1983. Le regard éloigné [The View from Afar]. Paris: Plon.

19. Lévi-Strauss, C. 1985. Strukturnaia antropologiia [Structural Anthropology], translated by V.V. Ivanov. Moscow: Nauka.

20. Lévi-Strauss, C. 1994. Nepriruchennaia mysl’ [The Savage Mind]. In Pervobytnoe myshlenie [The Savage Mind], translated by A.B. Ostrovskiy, 111–336. Moscow: Respublika.

21. Lévi-Strauss, C. 1999. Mifologiki. 4 vols. Vol. 1, Syroe i prigotovlennoe [Mythologiques. 4 vols. Vol. 1, The Raw and the Cooked]. Moscow: Universitetskaia kniga.

22. Lévi-Strauss, C. 1999. Pechal’nye tropiki [Tristes Tropiques], translated by G.E. Sergeev. Lvov: Initsiativa; Moscow: AST.

23. Lévi-Strauss, C. 2000. Put’ masok [The Way of the Masks], translated by A.B. Ostrovskii. Moscow: Respublika.

24. Lévi-Strauss, C., and D. Eribon. 2018. Izdaleka i vblizi [From Afar and Nearby], translated by I. Panferova. St. Petersburg: Izdatel’stvo Ivana Limbakha.

25. Lévi-Strauss, C., and R. Jakobson. 1975. “Koshki” Sharlia Bodlera [“The Cats” by Charles Baudelaire]. In Strukturalizm: “za” i “protiv” [Structuralism: Pro and Contra], edited by E.A. Basina and M.Ya. Poliakova, 231–255. Moscow: Progress.

26. Luis, S.K. 2019. Between Anthropology and History: The Entangled Lives of Jangarh Singh Shyam and Jagdish Swaminathan. In Intersections of Contemporary Art, Anthropology and Art History in South Asia: Decoding Visual Worlds, edited by S. Perera and D.N. Pathak, 139–180. Cham: Palgrave Macmillan.

27. Magis, C.H. 1978. La poesía hermética de Octavio Paz [Ocativo Paz’s Hermetic Poetry]. México: El colegio de México.

28. Nichols, B. 1995. The Buddhism of Claude Lévi-Strauss. The Centennial Review 39 (1): 109–128.

29. Nicholson, M. 2013. Surrealism in Latin American Literature: Searching for Breton’s Ghost. New York: Palgrave Macmillan.

30. Padoux, A., and R.-O. Jeanty. 2013. The Heart of the Yoginī: The Yoginīhrdaya, a Sanskrit Tantric Treatise. New York: Oxford University Press.

31. Piatigorskii, A.M. 2007. Vvedenie v izuchenie buddiiskoi filosofii (deviatnadtsat’ seminarov) [Introduction to Buddhist Philosophy (12 Workshops)]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie.

32. Quiroga, J. 1999. Understanding Octavio Paz. Columbia: The University of South Carolina Press, 1999.

33. Rowe, W. 1984. Paz, Fuentes and Lévi-Strauss: The Creation of a Structuralist Orthodoxy. Bulletin of Latin American Research 3 (2): 77–82.

34. Shapir, M.I. 2015. Russkaia tonika i staroslavianskaia sillabika: Vl. Maiakovskii v perevode R. Yakobsona [Russian Tonics and Old Church Slavonic Syllabics: Vl. Maiakovskii in Roman Jakobson’s Translation]. In Universum versus: yazyk – stikh – smysl v russkoi poezii XVIII–XX vekov. Bk. 2 [Universum versus: Language – Verse – Meaning in Russian Poetry, 18th–20th Century. Bk. 2], edited by A.S. Belousova and V.S. Polilova, 46–61. Moscow: Yazyki slavianskoi kul’tury.

35. Snellgrove, D. 1959. The Hevajra Tantra: A Critical Study. Pt. I, Introduction and Translation. London: Oxford University Press.

36. Strenski, I. 1980. Lévi-Strauss and the Buddhist. Comparative Studies in Society and History 22 (1): 3–22.

37. Vozdigan, K.M. 2013. Iskusstvo plemeni varli za predelami ritual’nogo prostranstva: D.S. Mashe i ego rabota v sobranii MAE. K istorii evropeiskogo priznaniia plemennogo iskusstva Indii [Varli’s Art Outside the Ritual Space: J.S. Mashe and His Oeuvres in MAE Collection, Toward the History of Indian Tribal Art Recognition in Europe]. In Evropeiskoe kul’turnoe prostranstvo v kollektsiiakh MAE [European Cultural Space in MAE Collection], edited by A.A. Novik, 450–462. St. Petersburg: MAE RAN.

38. Wiseman, B. 2007. Lévi-Strauss, Anthropology and Aesthetics. Cambridge: Cambridge University Press.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники и материалы

Сыркин 1964 – Брихадараньяка упанишада / Пер., пред. и комм. А.Я. Сыркина. М.: Наука, 1964. Durán 2019 –

Durán M.S. Festín de signos: Octavio Paz y Claude Lévi-Strauss. Un asomo al abismo // Fuimos peces. 21.01.2019. https://www.fuimospeces.mx/single-post/2019/01/20/Festin-signos

Manifesto 2012 – Group 1890 Manifesto // Transits of a Wholetimer. J. Swaminathan: Years 1950–69. New Delhi: Archana Press, 2012. P. 70.

Mookerjee 1966 – Mookerjee A. Tantra Art: Its Philosophy and Physics. New Delhi, 1966.

Morales 2018 – Morales A. Fulgor de Octavio Paz en la India // The New York Times. 19.04.2018. https://www.nytimes.com/es/2018/04/19/octavio-paz-india/

Paz 1970 – Paz O. Claude Lévi-Strauss: An Introduction / Transl. J.S. Bernstein, M. Bernstein. Ithaca: Cornell University Press, 1970.

Paz 1998 – Paz O. Ladera este seguido de Hacia el comienzo y Blanco. Valencia: Galaxia Gutenberg, 1998.

Swaminathan 1980 – Swaminathan J. The Traditional Numen and Contemporary Art // Lalit Kala Contemporary. 1980. No. 29. P. 1–11.

Swaminathan 1992 – Swaminathan J. Art and the Adivasi // India International Centre Quarterly. 1992. Vol. 19 (1/2). Р. 113–127.

Swaminathan 1995a – Swaminathan J. The Cygan. An Auto-bio Note // Lalit Kalā Contemporary. 1995. No. 40 (Special Issue on J. Swaminathan). P. 7–14.

Swaminathan 1995b – Swaminathan J. The New Promise // Lalit Kala Contemporary. 1995. No. 40 (Special Issue on J. Swaminathan). P. 18–20.

Swaminathan 2012 – Swaminathan J. Auto-Bio Notes // Transits of a Wholetimer. J. Swaminathan: Years 1950–69. New Delhi: Archana Press, 2012. P. 18–35.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх