Станислав Андрески: исходные посылки социологии незнания

 
Код статьиS004287440005056-6-1
DOI10.31857/S004287440005056-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии и социально-политических наук Южного федерального университета
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы59-69
Аннотация

Имя Станислава Андрески (1919-2007) редко упоминается в отечественных работах по социальной философии. Отчасти, это происходит потому, что его концептуальные оценки состояния современных социально-гуманитарных наук носят весьма критический характер. Но главная причина непопулярности его критики состоит в том, что в основание своих жестких оценок он положил прямые апелляции к социально-политической и гуманитарной реальности XX в. Он посвятил свою жизнь критическому анализу идей социологии (специально идей М. Вебера) в контексте войн, революций, диктатур и других катастроф прошлого столетия.

В статье предпринимается попытка оценить методологическую эффективность представленного в работах Андрески подхода к современной социологии и обосновывается мысль, что исторический опыт его поколения представляет для нас, живущих в не столь трагическую, но, тем не менее, достаточно бурную, чреватую непредсказуемыми последствиями эпоху, несомненный экзистенциальный, исследовательский и методологический интерес.

Ключевые словаСтанислав Андрески, социально-гуманитарные науки, «социология незнания», шарлатанство в науке
Получено29.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов31722
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Станислав Леонард Анджеевски (Андрески) (1919–2007) закончил гимназию в Познани. В 1938 г. поступил на факультет экономики и права Познаньского университета. Воевал в 1-ой танковой дивизии Польских вооруженных сил на Западе. После Второй мировой войны остался в Великобритании. Учился в Лондонском университете и Лондонской школе экономики. Преподавал социологию в высших учебных заведениях. Был автором множества книг, переведенных на разные языки. Наиболее актуальной из них представляется его работа «Озарения и ошибки Макса Вебера», в которой он подверг критике концепцию рациональности классика современной социологии и методологии социального познания [Andreski 1984; Макаренко 2011].
2 Результаты этой критики могут по-разному оцениваться в различных проблемных пространствах социологии и философии, но наибольший интерес вызывают истоки их радикальности. Апеллируя к очевидностям повседневных социальных практик, Андрески позволяет себе сказать то, о чем часто умалчивают респектабельные философские и социологические конструкции. В качестве примера такого рода критики можно привести идею Андрески об общих ошибках К. Маркса и М. Вебера – мыслителей, которых чаще всего противопоставляют друг другу. А между тем, подчеркивание их сходства становится тем более актуальным, чем большее место занимает концепция М. Вебера в современных словарях социальных наук, политики и публицистики, в том числе, и в России [Вебер 2016, Вебер 2017]. Конечно, связь идей Вебера и Маркса уже была прослежена в классическом труде Д. Лукача [Лукач 2017], демонстрировавшего набор вопросов и соответствующих социальных, политических и мировоззренческих ответов на них, которые присутствуют в работах Вебера и Маркса и сохраняются в явном или латентном виде на протяжении целого столетия [Поцелуев 2017]. Но особенность работы Андрески состоит в том, что он прямо указывает на роль этих вопросов и ответов в реальных судьбах конкретных людей и целых поколений, погибших в борьбе за воплощение соответствующих идей. И именно из этого погружения известных социологических концепций в реальность социальной жизни вырастает выдвинутая и обосновываемая в книге Андрески квалификация социальных наук как колдовства, вырастает его критика религиозных и светских идеологий. При этом, чтобы уяснить представленные у Андрески теоретические измерения этой критической позиции, требуется обращение к целому ряду релевантных современных методологических трактовок статуса социологии как науки (cм.: [Томэ, Шмид, Кауфман 2017]).
3 Главным объектом анализа Андрески является современная наука и прежде всего ее социально-гуманитарные области. Причем наука, взятая в контексте культуры. Такая оптика была намечена Андрески еще в 1950-1960-е гг. – времена всеобщей эйфории перед достижениями науки. Замечу, в те годы он был далеко не единственным критиком излишних сциентистских претензий. В частности, суждения Андрески на эту тему перекликаются с концептами социальной инерции и научно-технической контрреволюции, которые были сформулированы М.К. Петровым примерно в то же время для дистанцирования от идеологемы «научно-технической революции» [Петров 1996а; Петров 1996б Макаренко 2013]. Но в Предисловии к польскому изданию книги о Вебере [Andreski 1992b] Андрески, в духе своих апелляций к социальной реальности, встраивает указанную проблематику уже в контекст распада советского блока и СССР. Андрески обращает внимание на роль социальных наук в порождении подобных ситуаций. Поэтому новое издание книги может рассматриваться как репортаж о клубке вопросов, возникших в середине ХХ в. и до сих пор образующих ткань российской интеллектуальной культуры на фоне текущих социально-политических процессов.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2102

Оценка читателей: голосов 0

1. Achiezer, Alexander S. (1998) Russia. Critics of Historical Expirience (Social and Cultural Russian Dynamics), the Siberian Chronograph, Novosibirsk (in Russian).

2. Bickbov, Alexander T. (2014) Grammatics of Order. Historical Sociology of Concepts, changed Our Reality, Publishing House of the National Research University лHigher School of Economics╗, Moscow (in Russian).

3. Boorstin, Daniel J. (1965) The Americans: The National Experience, Alfred A. Knopf, Inc. and Random House, Inc., N.Y. (Russian Translation 1993).

4. Boorstin, Daniel J. (1973) The Democratic Experience, Vintage Books, N.Y. (Russian Translation 1993).

5. Boorstin, Daniel J. (1958) The Colonial Experience, Random House, N.Y. (Russian Translation 1993).

6. Bourdieu, Pierre (2012) Sur l'Etat. Cours au College de France (1989-1992), Seuil., Paris (Russian Translation 2016).

7. Fleck, Ludwik (1979) Genesis and Development of a Scientific Fact, The University of Chicago Press (Russian translation, 1999).

8. Hirschman, Albert O. (1987) Leidenschaften und Interessen. Politische Begrundungen des Kapitalismus vor seinem, Sieg Sabine Offe. 1, Auflage.

9. Hobsbawm, Eric (1994) Age of Extremes. The Short Twentieth Century, 1914-1991, M. Joseph & V. Books (Russian Translation, 2004).

10. Maclntyre, Alasdair (1984) After Virtue: A Study in Moral Study, University of Notre Dame Press, 2nd ed. (Russian Translation, 2000).

11. Makarenko, Victor (2011). Unbroken Record and the Problem of Attitude of Champions (Abstract: Stanislaw Andreski. Maxa Webera olsnienia i pomylki. Wydawnictwo naukowe PWN, Warszawa 1992), Political Conceptology, ╣ 1, pp. 178Ц209, http://politconcept.sfedu.ru/2011.1/12.pdf (in Russian).

12. Makarenko, Victor (2013) Practising Hegelians and Social Inertion: Fragments of Political Philosophy M.K. Petrov, Mart Ed., Rostov on Don (in Russian).

13. North, Douglass C., Wallis, John J. Weingast, Barry R. (2009) Violence and Social Orders: A Conceptual Framework for Interpreting Recorded Human History Paperback, Cambridge University Press (Russian Translation, 2011).

14. Ogurtzov, Alexander, Platonov, Vladimir V. (2004) Education Images. Western Philosophy of Education. XX Century. RCGI, St. Petersburg (in Russian).

15. Petrov, Michail K. (1996) Scientific and Technicak Revolution and Philosophy, Petrov, Michail Historical and philosophical Research, ROSSPEN, Moscow, pp. 19Ц74 (in Russian).

16. Petrov, Michail K. (1996) Language and Worldview, Petrov, Michail Historical and philosophical Research, ROSSPEN, Moscow, pp. 168Ц228 (in Russian).

17. Pozeluiev, Sergey (2017) Lukacs Remembering, Lukacs, Gyorgy History and Class Consciosness: Stidies in Marxist Dialectics, Russian Foundation of Support for Education and Science, ╠oscow (in Russian).

18. Russell, Bertrand (1958) The ABC of Relativity, George Allen & Unwid Ltd, Museum Street London (Russian Translation, 2016).

19. Rosenstock-Huessy, Eugen (1993), Out of Revolution: Autobiography of Western Man (2 ed.), Providence and Oxford: Berg P

20. ublishers, Inc. (Russian Translation, 2002).

21. Science and Crisis: Historical and Comparative Essays, ed. E.I. Colchinsky, Dmitry Boulanin, St. Petersburg (in Russian).

22. Sloterdijk, Peter (1983) Kritik der zynischen Vernunft. 2 Bande. Suhrkamp, Frankfurt am Main (Russian Translation, 2009).

23. Thoma, Dieter, Ulrich Schmid, Kaufmann, Vincent (2015) Der Einfall des Lebens. Theorie als geheime Autobiographie, Carl Hanser Verlag, Munchen (Russian Translation, 2017).

24. Walzer, Michael (1989) The Company Of Critics: Social Criticsm And Political Commitment In The Twentieth Century, Peter Halban, London (Russian Translation, 1999).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх