Коллекция И.С. Полякова как первый опыт комплексного фотоисследования Западной Сибири

 
Код статьиS086954150012349-3-1
DOI10.31857/S086954150012349-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: заведующая лабораторией аудиовизуальной антропологии, старший научный сотрудник лаборатории музейных технологий, хранитель фонда фотонегативов
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), РАН
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы35-53
Аннотация

В статье анализируется ранняя коллекция фотографий по этнографии остяков (хантов), которая хранится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. Фотодокументы были созданы зоологом И.С. Поляковым в соавторстве с фотографом И.А.И. Лютиком в 1876 г. в ходе экспедиции в долину р. Оби. Настоящая статья основана на исторических документах из российских архи-вов и на опубликованном отчете И.С. Полякова. Фотодокументы рассматриваются в контексте специфики ранней этнографической фотофиксации, а также особенностей социальной истории, культуры и быта остяков, живших по берегам рек Иртыш, Обь и в районе Обской губы. Значительное внимание автор уделяет музейной истории коллекции, ее восприятию современниками, особенностям хранения и музеефикации. Описание и тематическая классификация групп фотодокументов позволяют представить возможности и методы полевой фотоработы 1870-х годов, а также увидеть культуру остяков сквозь призму личного опыта исследователя и фотографа.

Ключевые словаполевая работа, этнографические исследования, ханты, фотография, визуальная антропология, источниковедение, музейная коллекция
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов50970
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 1870 годы в России начинается развитие экспедиционной и, в частности, этнографо-антропологической фотографии. Подъем интереса к новому способу фиксации культуры связан с этнографической выставкой, которая прошла в Москве в 1867 г. и вызвала широкий общественный резонанс. На выставке впервые экспонировались фотоматериалы, представлявшие народы, живущие на территории Российской империи. Современники увидели возможности фотографии как нового визуального метода исследования традиционного быта.
2 В конце XIX в. появляются первые методики и технические рекомендации по фотоработе в условиях экспедиционных исследований (Edwards 1992: 4; Наставления для… 1875). Разнообразный национальный состав страны предоставлял широкое поле деятельности ученым-этнографам, стремящимся не только собрать новые данные о разных народах, но и рассматривающим эти народы как самобытные уникальные составляющие культуры государства.
3 В 1870–1880 годы на этапе зарождения научной фотографии к съемкам привлекались в основном студийные фотографы. Организовать процесс непрофессионалу было сложно: приобретение фототехники было делом дорогостоящим, а освоение технологии – непростой задачей. Как правило, предпочтение отдавалось портретной съемке в персональных студиях. Оказавшись за пределами своего рабочего помещения, в экспедиции, профессионалы не могли изменить устоявшегося мышления и методов работы и продолжали создавать постановочные портреты. Во многом по этой причине в ранней этнографической фотографии преобладают статичные съемки людей и почти отсутствует более широкая визуализация повседневной жизни. Фотохудожники не преследовали этнографических целей, не задумывались над методами научной фиксации, а делали ставку на красоту и качество исполнения. Они рассматривали свою работу как коммерческий проект, создавали произведения искусства, пытались отразить не столько реалии, сколько наиболее яркие, экзотические стороны быта (Geary 1986: 93).
4 Понимание того, что для проведения комплексной фотофиксации жизни сообщества недостаточно поверхностного знакомства с ним, пришло не сразу. Чтобы почувствовать, понять и описать культуру, в нее нужно вжиться, а на это, как и на установление связей с людьми, необходимо время. Этого времени зачастую не хватало: как правило, путешествия-исследования 1870–1880-х годов в Российской империи охватывали большие территории, что требовало активного передвижения и не позволяло надолго задерживаться в одном пункте. Таким образом, этнографические фотодокументы нередко оказывались поверхностными фрагментами, вырванными из контекста, и отличались бедностью и однообразием сюжетов.
5 Особенности, характерные для ранней российской этнографической фотографии, создававшейся в ходе экспедиционных исследований, можно проследить на примере коллекции И.С. Полякова (МАЭ № 106А) из фонда Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН1 (далее – МАЭ). Это собрание, являясь уникальным, представляет особый интерес для исследователей, поскольку отражает методики и подходы к экспедиционной фотосъемке того времени, иллюстрируя предпочтения в выборе объектов, сюжетов и ракурсов. В коллекции заметно влияние научных идей и технических возможностей 1870-х годов, она, в отличие от других собраний этого периода, состоит не из случайных фотографий, а представляет собой тематическую серию материалов. Рассмотрение подобной фотоколлекции в контексте истории экспедиционного исследования, биографии собирателя и анализа композиции основных сюжетов позволит проанализировать ранние этапы и механизмы становления научного фотоисточника/визуального документа, а также покажет ситуативную и конъюнктурную обусловленность зафиксированных тем.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 783

Оценка читателей: голосов 0

1. Морозов С.А. Русская художественная фотография: очерки из истории фотографии. 1839–1917. М.: Искусство, 1961.

2. Перевалова Е.В. Туземная элита Березовского края в рисунках и фотографиях // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2016. № 2 (33). С. 162–172. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2016-33-2-162-172

3. Решетов А.М. И.С. Поляков – ученый-энциклопедист // Вестник Сахалинского музея (Южно-Сахалинск). 2002. № 9. С. 178–189.

4. Соколова З.П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // Этнографическое обозрение. 2002. № 1. С. 41–62.

5. Dippie B.W. Representing the Other: The North American Indian // Anthropology and Photography 1860–1920 / Ed. E. Edwards. L.: Yale University Press, 1992. P. 132–136.

6. Edwards E. Introduction // Anthropology and Photography 1860–1920 / Ed. E. Edwards. L.: Yale University Press, 1992. P. 3–17.

7. Geary Ch.M. Photographs as Materials for African History Some Methodological Considerations // History in Africa. 1986. Vol. 13. P. 89–116.

8. Gidley M. Edward S. Curtis and the North American Indian, Incorporated. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

9. Heintze B. In Pursuit of a Chameleon: Early Ethnographic Photography from Angola in Context // History in Africa. 1990. Vol. 17. P. 131–156.

10. Kendall L., Mathe B. Drawing Shadows to Stone // Drawing Shadows to Stone: The Photography of the North Pacific Expedition, 1897–1902 / Ed. L. Kendall, B. Mathe, T.R. Miller. Seattle: University of Washington Press; N.Y.: American Museum of Natural History, 1997. P. 18–42.

11. Korlekar M. Re-Visioning the Past: Early Photography in Bengal 1875–1915. New Delhi: Oxford University Press, 2005.

12. Pankhurst R. The Political Image: The Impact of the Camera in an Ancient Independent African State // Anthropology and Photography 1860–1920 / Ed. E. Edwards. L.: Yale University Press, 1992. P. 234–240.

13. Wright C. An Unsuitable Man: The Photographs of Captain Francis R. Barton // The Journal of Pacific Arts Association. 1997. No. 15–16. P. 42–60.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники и материалы

ГАТ 1 – Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 15. Д. 657.

ГАТ 2 – Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 6. Д. 518.

ГАТ 3 – Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 8. Д. 157.

СПФ АРАН 1 – Санкт-Петербургский филиал Архива Академии наук. Ф. 142. Оп. 1 (до 1918 г.).

СПФ АРАН 2 – Санкт-Петербургский филиал Архива Академии наук. Ф. Р-IV. Оп. 1. Д. 96.

СПФ АРАН 3 – Санкт-Петербургский филиал Архива Академии наук. Ф. 50. Оп. 2. Д. 205.

От фотографической комиссии 1866 – Всероссийская этнографическая выставка. От фотографической комиссии распорядительного комитета по устройству русской этнографической выставки. М., 1866.

Наставления для… 1875 – Наставления для желающих изготовлять фотографические снимки на пользу антропологии // Известия ИРГО. 1872. Т. 8. № 2. С. 86–88.

Поляков 1877 – Поляков И.С. Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской Академии наук. Приложение к XXX тому записок ИАН № 2. СПб., 1877.

Устинович, Мендельсон 1935 – Устинович П., Мендельсон Н. И.С. Тургенев. Из неизданной переписки с Б.М. Маркевичем и А.П. Философовой // Звенья. 1935. Т. V. С. 282–303.

Финш, Брэм 1882 – Финш О, Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь доктора О. Финша и А. Брэма. М.: тип. М.Н. Лаврова и К°, 1882.

Ядринцев 1887 – Ядринцев Н. Речь на могиле И.С. Полякова // Восточное обозрение. 1887. № 15. С. 16.

Sommier 1885 – Sommier S. Un estate in Siberia: fra Ostiacchi, Samoiedi, Siriénni, Tatári, Kirghísi e Baskíri. Firenze: Ermanno Loescher, 1885.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх