Национальная безопасность и развитие в стратегических приоритетах Республики Корея и Японии

 
Код статьиS013122270016912-4-1
DOI10.20542/0131-2227-2021-65-8-41-50
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: , РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 65 Выпуск №8
Страницы41-50
Аннотация

В предложенной статье авторы анализируют новые черты в стратегии безопасности и экономического развития Республики Корея и Японии. Отмечается взаимозависимость факторов, обеспечивающих безопасность и  инновационный рост. Анализируется тенденция к  более самостоятельной внешнеполитической роли Республики Корея и росту значимости международного профиля Японии в АТР, в том числе в системе военно-политических отношений в регионе. Рассматриваются приоритеты стратегии развития Республики Корея в рамках “Корейского нового курса” (КНК) и новое видение будущего Японии в программных документах правительства этой страны.

Ключевые словаРеспублика Корея, Япония, Китай, США, внешнеполитическая и оборонная стратегия, стратегия развития, инновационный рост, “Корейский новый курс”
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2020-783).
Дата публикации24.09.2021
Кол-во символов34736
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В 2017 г. президент США Д. Трамп изложил свою индо-тихоокеанскую доктрину (Free and Open Indo-Pacific, FOIP), которая в последующие два года была детализирована и обрела более конкретные очертания. В тот же период союзники и партнеры США по региону, включая Японию, Австралию, Индию, государства АСЕАН также сформулировали и обосновали собственные подходы применительно к концепции FOIP, высказав свое отношение к американскому проекту. На этом фоне обращало на себя внимание то, что официальный Сеул, один из наиболее важных союзников США в Тихоокеанской Азии, не только воздержался от поддержки данной стратегии, но даже стремился избегать упоминаний об этом в политическом дискурсе.
2 Данное обстоятельство едва ли можно объяснить ссылками на “безразличие” или узость внешнеполитического кругозора Сеула. Напротив, в последнее время Южная Корея выступала в качестве активного игрока на азиатских площадках, не только демонстрирующего политическую инициативу, но и руководствующегося собственным видением складывающейся здесь ситуации.
3

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ МУН ЧЖЭ ИНА

4 На рубеже 2016–2017 гг. Республика Корея столкнулась с серьезными испытаниями. В результате крупного политического скандала тогдашний президент Пак Кын Хе, обвиненная в коррупции и злоупотреблении властью, была подвергнута процедуре импичмента, а впоследствии – приговорена к длительному сроку тюремного заключения. Одним из последствий острого внутреннего кризиса стала не только дискредитация правящей “Партии великой страны”, но и заметное падение доверия к идеологии политического консерватизма, которая на протяжении целого десятилетия определяла лицо Южной Кореи не только на внутренней, но и на внешней арене.
5 Избранный на пост президента в мае 2017 г. Мун Чжэ Ин, в прошлом студенческий активист, характеризуемый как “прогрессист”, с самого начала декларировал намерение осуществить серьезный разворот внешнеполитического курса страны, с учетом своих либеральных взглядов, а также изменений, происходящих в регионе.
6 Следует сказать, что Пак Кын Хе оставила своему преемнику сложное наследство в международных делах. В частности, бывшему президенту ставят в вину недальновидное решение (июль 2016 г.) о размещении в стране американских противоракетных комплексов THAAD, что спровоцировало серьезный кризис в южнокорейско-китайских отношениях. Хотя по логике Сеула и Вашингтона эти установки были развернуты исключительно для противодействия угрозе со стороны Пхеньяна, который в тот период активизировал разработку и летные испытания ракет различных классов, Пекин воспринял это как серьезный вызов своим интересам в сфере безопасности. Особый гнев китайской стороны вызвало то обстоятельство, что Пак Кын Хе пренебрегла настойчивыми советами отложить реализацию данного решения. Не вняла она и прозрачным предупреждениям о том, что практические шаги по размещению комплексов ПРО, чем бы они не мотивировались, автоматически приведут к “обрушению” партнерских отношений между Китаем и РК [1].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 585

Оценка читателей: голосов 0

1. 日本再興戦略-JAPAN is BACK [Strategy of Japan’s Revitalization. (In Japan.)] Available at: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/pdf/saikou_jpn.pdf (accessed 20.02.2021).

2. 未来投資戦略2017―Society 5.0 の実現に向けた改革― [Future Investment Strategy – Reforms to Implement Society 5.0. (In Japan.)] Available at: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/pdf/miraitousi2017.pdf (accessed 20.02.2021).

3. 未来投資戦略2018-未来投資戦略2018 ―「Society 5.0」 「データ駆動型社会」への変革― [Future Investment Strategy – Transformation To Society 5.0 and Society Driven by Data. (In Japan.)] Available at: http://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/pdf/miraitousi2018_zentai.pdf (accessed 20.02.2021).

4. 国家安全保障戦略 [National Security Strategy. (In Japan.)] Available at: https://www.cas.go.jp/jp/siryou/131217anzenhoshou/nss-j.pdf (accessed 20.02.2021).

5. 米「尖閣」発言を修正 主権をめぐる立場に変更なし [The U.S. Modified Its Wording Related to Senkaku. No Changes in Stance on the Issue of Sovereignty. (In Japan.)] Available at: https://www.jiji.com/jc/article?k=2021022700296&g=int (accessed 20.02.2021).

6. Terada Т. Australia and Japan's alliance can beat China’s interdependence trap. The Japan Times, 20.02.2021. Available at: https://www.japantimes.co.jp/opinion/2021/02/20/commentary/world-commentary/api-australia-china/ (accessed 20.02.2021).

7. Tajima Y. Japan calls on industry and academia to fortify cyber defenses. Nikkei Asia, 20.10.2020. Available at: https://asia.nikkei.com/Business/Technology/Japan-calls-on-industry-and-academia-to-fortify-cyber-defenses/ (accessed 20.02.2021).

8. Lee Ji-Yoon. Moon’s approval rating hinges on vaccine success. The Korea Herald, 05.01.2021. Available at: http://www.koreaherald.com/common/newsprint.php?ud=20210105000853 (accessed 05.01.2021).

9. Moon Jae-in’s. Policy on the Korean Peninsula. A Peninsula of Peace and Prosperity. Seoul, Ministry of Unification, 2018. 35 p.

10. Yuna Ban. South Korea’s Soft Power in Middle Power Diplomacy: Enhancing Popular Culture and its Challenges. Synergy. The Journal of Contemporary Asian Studies, December 2, 2020. Available at: https://utsynergyjournal.org/2020/12/02/south-koreas-soft-power-in-middle-power-diplomacy-enhancing-popular-culture-and-its-challenges (accessed 09.02.2021).

11. Babina Y. Hwan. The limitations of “Global Korea’s” Middle Power. The Asan Forum. Available at: http://www.theasanforum.org/the-limitations-of-global-koreas-middle-power/ (accessed 13.02.2021).

12. S. Korea, China agree to establish two more military hotlines. The Korea Herald, 02.03.2021. Available at: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20210302001053 (accessed 02.03.2021).

13. Jung Da-min. Controversy rises over military’s push for light aircraft carrier development. The Korea Herald, 04.01.2021 Available at: https://www.koreatimes.co.kr/www/nation/2021/01/205_301918.html (accessed 04.01.2021).

14. South Korean tanker seized by Iran in Strait of Hormuz. Arabnews.com. Available at: https://www.arabnews.com/node/1787066/middle-east (accessed 05.01.2021).

15. Lawmakers propose resolution calling for S. Korea nuclear armament amid N.K. threats. The National Assembly of the Republic of Korea. 31.08.2017. Available at: http://korea.assembly.go.kr/inc/popPrint.jsp (accessed 05.10.2017).

16. “Korean New Deal. National Strategy for a Great Transformation”. Government of the Republic of Korea. Seoul, Ministry of Economy and Finance, 2020. 63 p.

17. Pak Han-na. Minister urgers financial firms to funnel funds into new growth engines. The Korea Herald, 05.01.2021. Available at: http://www.koreaherald.com/view.php?ud=20210105000859 (accessed 05.01.2021).

18. Yun Kyung Kim. For Whom is South Korea Amending its Commercial Act? EAF Policy Debates, no. 151 (December 15, 2020), pp. 1-6.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх