Russian Muslim Community in the World Ummah

 
PIIS013122270009014-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-3-98-104
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Dialogue of Civilizations Research Institute
Address: 42/5, bldg. 1, Pokrovka Str., Moscow, 105062, Russian Federation
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 64 Issue 3
Pages98-104
Abstract

The article explores the current place and role of the Russian Muslim community in the global Islamic Ummah. The evolution of the community's relations with Islamic countries in the post-Soviet era, along with the growing interest shown to it by Muslims worldwide, is studied. Perception of current events in the Middle East by Muslims in Russia, as well as their participation in these events, is analyzed. Here it is important to mention their presence and activity in the ranks of the Islamic State. According to some information, the number of mudjahids from Russia reached four thousand. Even after the defeat of the IS, some Russian Muslims stayed in the Middle East. Moscow declares that the existence of Muslim minorities contributes to the country's good relations with the Islamic World. Russian Muslims support the official course in the foreign policy.  However, the article also refers to the attempts of some Muslim politicians and representatives of the clergy, despite their loyalty to the authorities, to speak out in some cases and take an independent position that may differ from the official foreign policy course. Firstly, it concerns Ramzan Kadyrov, the leader of the Chechen Republic, who makes attempts to establish direct ties with some Muslim countries, first of all, in the Persian Gulf. Moreover, Kadyrov expressed his disagreement with official position during the crisis in Myanmar, when Russia supported the fight of the country’s government against the Muslim opposition. Also there was a disappointment in the Republic of Tatarstan regarding Russian-Turkish conflict in 2015.

KeywordsIslam, Ummah, Middle East, Islamic State, Russian Muslims, Kadyrov, Tatarstan, foreign policy
Received29.03.2020
Publication date29.03.2020
Number of characters24632
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Мусульманское сообщество Российской Федерации оказывает влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Кремля. Об этом написаны десятки монографий и великое множество статей. Пишут ученые, политики, имамы и муфтии. Одни – что ислам есть угроза (пусть и скрытая), иные – ислам есть часть российской (суб)цивилизации. Не полемизируя ни с теми, ни с этими, заметим, что есть тема, которую и те, и другие затрагивают нечасто. Тема эта – место российских мусульман в мировой умме.
2 В мировой исламской умме российское мусульманство выглядит маргинально, как в историческом контексте, так и с демографической (российские мусульмане составляют от нее менее полутора процентов), политической и собственно религиозной точек зрения.
3 Оказавшиеся на территории России, они не могли полноценно участвовать в мировой политике, в формировании глобальной исламской мысли и идеологии. Среди них не могло быть харизматичных мыслителей-авторитетов уровня аль-Фараби, аль-Газали, Ибн Рушда, Ибн Халдуна. Исламскую идентичность татарам, кавказцам привнесли в некотором роде уже готовой, сформированной извне.
4 Их присутствие в происходивших в мировой умме и вокруг нее процессах было ограниченным. Они не участвовали в “противостоянии цивилизаций”, подобно экспансии в VIII в. ислама на Пиренейский полуостров, Крестовых походах, или осадах Вены в XVI-XVII вв. Они обитали на окраинах мусульманского мира, а их сопротивление российской экспансии начиная с XVII в. было “частным делом”, не оказавшим существенного влияния на христианско-исламский расклад сил.
5 При всем том, в XIX в. в истории мусульман России случился удивительный, имевший мировое значение эпизод. Речь идет о существовавшем в 30–50-х годах позапрошлого века имамате Шамиля, который некоторыми аналитиками порой именуется “государством нового типа”, оказавшимся редким случаем, когда “в окружении монархических государств возникло и длительно существовало демократическое государство, где утвердилась дерзновенная для своего времени идея о равенстве людей” [1, с. 87, 89]. В такой оценке есть преувеличения. По сути то была попытка сотворения исламского государства (в тогдашних газетах о его запрете в Империи не писали). И это государство было жизнеспособным и, вероятно, просуществовало бы намного дольше, если бы не война с Россией.
6 Примерно в то же самое время в другой части мусульманского мира, в Алжире, возникло еще одно исламское государство – эмира Абд-аль-Кадира, разгромленное французскими завоевателями. Показательно, что, оказавшись в руках победителей, оба – и Шамиль, и Абд аль-Кадир – оставались почетными пленниками, что можно считать свидетельством большого уважения к ним как государственным деятелям.
7 С точки зрения государственного строительства, опыт Имама Шамиля и Абд аль-Кадира можно признать общеисламским, ибо тем самым они обозначили религиозно-политический тренд, который и по сей день присутствует в мировой умме.

Number of purchasers: 0, views: 799

Readers community rating: votes 0

1. Shamil'. Illyustrirovannaya ehntsiklopediya. Moskva, Fond "Sodruzhestvo", 2005. 440 s. [Shaml’. Illyustrirovannaya entsiklopediya [An Illustrated Encyclopedia]. Moscow, Fond "Sodruzhestvo", 2005. 440 p.]

2. Bennigsen A. Musul'mane v SSSR. Panorama-Forum, Kazan', 1995, № 3, ss. 108-126. [Bennigsen A. Musul’mane v SSSR [Muslims in the USSR]. Panorama-Forum, Kazan’, 1995, no. 3, pp. 108-126.]

3. Khadzh rossijskikh musul'man. Ezhegodnyj sbornik putevykh zametok o khadzhe. Nizhnij Novgorod, ID "Medina", 2012, № 4. 104 s. [Khadzh rossiiskikh musul’man. Ezhegodnyi sbornik putevykh zametok o khadzhe [Hajj of Russian Muslims. The Annual Collection of Travel Notes about the Hajj]. Nizhny Novgorod, Publishing House "Medina", 2012, no. 4. 104 p.]

4. Amerikanskie ehksperty nazvali chislo rossiyan v ryadakh IGIL. [US Experts Name Number of Russians in ISIS Ranks (In Russ.)] Available at: https://versia.ru/amerikanskie-yeksperty-nazvali-chislo-rossiyan-v-ryadax-igil (accessed 21.12.2019).

5. IGIL dvizhetsya na Kavkaz. [ISIS Moves to the Caucasus (In Russ.)] Available at: http://eurasianews.net/religiya/igil-dvizhetsya-na-kavkaz (accessed 21.12.2019).

6. Putin nazval chislo rossiyan, stavshikh boevikami IG. 12.04.2017. [Putin Called the Number of Russians, Who Became IS Fighters (In Russ.)] Available at: https://riafan.ru/712388-putin-nazval-chislo-rossiyan-stavshih-boevikami-ig (accessed 21.12.2019).

7. “U menya est' pravilo: ran'she vystrela ne padat'”. Interv'yu Ramazana Abdulatipova Elene Mukhametshinoj. Vedomosti, 23.12.2015. [“U menya est’ pravilo: ran’she vystrela ne padat’”. Interv’yu Ramazana Abdulatipova Elene Mukhametshinoi [“I Have a Rule: Do Not Fall before the Shot”. Helen Muhametshina’s Intreview with Ramazan Abdulatipov]. Vedomosti, 23.12.2018.]

8. V Kremle dadut otsenku zayavleniyam Kadyrova o sobytiyakh v M'yanme. 04.09.2017. [The Kremlin Will Assess the Kadyrov’s Statements Regarding the Events in Myanmar (In Russ.)] Available at: https://www.interfax.ru/russia/577701 (accessed 21.12.2019).

9. Skryl'nikov P. Mezhdu ummoj i diplomatiej. NG Religii, 06.11.2018. [Skryl’nikov P. Mezhdu ummoi i diplomatiei [Between Umma and Diplomacy]. NG Religii, 06.11.2018.]

10. Tatarstan i Turtsiya: “Nerazluchny, kak nogot' i palets”. [Tatarstan and Turkey: “Inseparable, Like a Nail and a Finger” (In Russ.)] Available at: https://kazanreporter.ru/post/192_tatarstan_i_turciya-_-nerazluchny-_kak_nogot-_i_palec (accessed 22.12.2019).

11. Galimzyanov A. Rossijsko-turetskij konflikt i Tatarstan: s kem vy, prezident Minnikhanov? 27.11.2015. [Galimziyanov A. Rossiysko-Turetskiy konflikt i Tatarstan: s kem vy, prezident Minnikhanov? [The Russian-Turkish Conflict and Tatarstan: Who Do You Support, President Minnikhanov?]] Available at: https://eadaily.com/ru/news/2015/11/27/rossiysko-tureckiy-konflikt-i-tatarstan-s-kem-vy-prezident-minnihanov (accessed 22.12.2019).

12. Kashevarova A. Glava Chechni ukreplyaet avtoritet Rossii v arabskom mire. Izvestiya, 23.07.2015. [Kashevarova A. Glava Chechni ukreplyaet avtoritet Rossii v arabskom mire [The Head of Chechnya Strengthens Russia’s Authority in the Arab World]. Izvestia, 23.07.2015.]

13. Islam na krayu sveta. Istoriya islama v Zapadnoj Sibiri. V 3-kh tomakh. Yarkov A.P., red. Tyumen', Koleso, 2015. T. 3. 443 s. [Islam na krayu sveta. Istoria islama v Sibiry. V 3-kh tomakh [Islam on the Edge of the World. History of Islam in Siberia. In 3 Volumes]. Tyumen’, Koleso, 2015. Vol. 3. 443 p.]

Система Orphus

Loading...
Up