Российская мусульманская община в мировой умме

 
Код статьиS013122270009014-6-1
DOI10.20542/0131-2227-2020-64-3-98-104
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Исследовательский Институт “Диалог цивилизаций”
Адрес: РФ, 105062 Москва, ул. Покровка, 42, стр. 1
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 64 Выпуск №3
Страницы98-104
Аннотация

В статье исследуется нынешнее место и роль российской мусульманской общины в мировой исламской умме. Рассматривается эволюция ее отношений с мусульманским зарубежьем в постсоветское время, растущий интерес, который проявляет к ней мусульманское сообщество. Анализируется восприятие мусульманами РФ происходящих событий на Ближнем Востоке, а также то участие, которое они в этих событиях принимают.  Говорится здесь и о попытках некоторых мусульманских политиков и представителей духовенства, несмотря на лояльность властям, в отдельных случаях занимать самостоятельную, отличающуюся от официального внешнеполитического курса позицию.

Ключевые словаислам, умма, Ближний Восток, исламское государство, российские мусульмане, Кадыров, Татарстан, внешняя политика
Получено29.03.2020
Дата публикации29.03.2020
Кол-во символов24632
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Мусульманское сообщество Российской Федерации оказывает влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Кремля. Об этом написаны десятки монографий и великое множество статей. Пишут ученые, политики, имамы и муфтии. Одни – что ислам есть угроза (пусть и скрытая), иные – ислам есть часть российской (суб)цивилизации. Не полемизируя ни с теми, ни с этими, заметим, что есть тема, которую и те, и другие затрагивают нечасто. Тема эта – место российских мусульман в мировой умме.
2 В мировой исламской умме российское мусульманство выглядит маргинально, как в историческом контексте, так и с демографической (российские мусульмане составляют от нее менее полутора процентов), политической и собственно религиозной точек зрения.
3 Оказавшиеся на территории России, они не могли полноценно участвовать в мировой политике, в формировании глобальной исламской мысли и идеологии. Среди них не могло быть харизматичных мыслителей-авторитетов уровня аль-Фараби, аль-Газали, Ибн Рушда, Ибн Халдуна. Исламскую идентичность татарам, кавказцам привнесли в некотором роде уже готовой, сформированной извне.
4 Их присутствие в происходивших в мировой умме и вокруг нее процессах было ограниченным. Они не участвовали в “противостоянии цивилизаций”, подобно экспансии в VIII в. ислама на Пиренейский полуостров, Крестовых походах, или осадах Вены в XVI-XVII вв. Они обитали на окраинах мусульманского мира, а их сопротивление российской экспансии начиная с XVII в. было “частным делом”, не оказавшим существенного влияния на христианско-исламский расклад сил.
5 При всем том, в XIX в. в истории мусульман России случился удивительный, имевший мировое значение эпизод. Речь идет о существовавшем в 30–50-х годах позапрошлого века имамате Шамиля, который некоторыми аналитиками порой именуется “государством нового типа”, оказавшимся редким случаем, когда “в окружении монархических государств возникло и длительно существовало демократическое государство, где утвердилась дерзновенная для своего времени идея о равенстве людей” [1, с. 87, 89]. В такой оценке есть преувеличения. По сути то была попытка сотворения исламского государства (в тогдашних газетах о его запрете в Империи не писали). И это государство было жизнеспособным и, вероятно, просуществовало бы намного дольше, если бы не война с Россией.
6 Примерно в то же самое время в другой части мусульманского мира, в Алжире, возникло еще одно исламское государство – эмира Абд-аль-Кадира, разгромленное французскими завоевателями. Показательно, что, оказавшись в руках победителей, оба – и Шамиль, и Абд аль-Кадир – оставались почетными пленниками, что можно считать свидетельством большого уважения к ним как государственным деятелям.
7 С точки зрения государственного строительства, опыт Имама Шамиля и Абд аль-Кадира можно признать общеисламским, ибо тем самым они обозначили религиозно-политический тренд, который и по сей день присутствует в мировой умме.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 753

Оценка читателей: голосов 0

1. Шамиль. Иллюстрированная энциклопедия. Москва, Фонд "Содружество", 2005. 440 с. [Shaml’. Illyustrirovannaya entsiklopediya [An Illustrated Encyclopedia]. Moscow, Fond "Sodruzhestvo", 2005. 440 p.]

2. Беннигсен A. Мусульмане в СССР. Панорама-Форум, Казань, 1995, № 3, сс. 108-126. [Bennigsen А. Musul’mane v SSSR [Muslims in the USSR]. Panorama-Forum, Kazan’, 1995, no. 3, pp. 108-126.]

3. Хадж российских мусульман. Ежегодный сборник путевых заметок о хадже. Нижний Новгород, ИД "Медина", 2012, № 4. 104 с. [Khadzh rossiiskikh musul’man. Ezhegodnyi sbornik putevykh zametok o khadzhe [Hajj of Russian Muslims. The Annual Collection of Travel Notes about the Hajj]. Nizhny Novgorod, Publishing House "Medina", 2012, no. 4. 104 p.]

4. Американские эксперты назвали число россиян в рядах ИГИЛ. [US Experts Name Number of Russians in ISIS Ranks (In Russ.)] Available at: https://versia.ru/amerikanskie-yeksperty-nazvali-chislo-rossiyan-v-ryadax-igil (accessed 21.12.2019).

5. ИГИЛ движется на Кавказ. [ISIS Moves to the Caucasus (In Russ.)] Available at: http://eurasianews.net/religiya/igil-dvizhetsya-na-kavkaz (accessed 21.12.2019).

6. Путин назвал число россиян, ставших боевиками ИГ. 12.04.2017. [Putin Called the Number of Russians, Who Became IS Fighters (In Russ.)] Available at: https://riafan.ru/712388-putin-nazval-chislo-rossiyan-stavshih-boevikami-ig (accessed 21.12.2019).

7. “У меня есть правило: раньше выстрела не падать”. Интервью Рамазана Абдулатипова Елене Мухаметшиной. Ведомости, 23.12.2015. [“U menya est’ pravilo: ran’she vystrela ne padat’”. Interv’yu Ramazana Abdulatipova Elene Mukhametshinoi [“I Have a Rule: Do Not Fall before the Shot”. Helen Muhametshina’s Intreview with Ramazan Abdulatipov]. Vedomosti, 23.12.2018.]

8. В Кремле дадут оценку заявлениям Кадырова о событиях в Мьянме. 04.09.2017. [The Kremlin Will Assess the Kadyrov’s Statements Regarding the Events in Myanmar (In Russ.)] Available at: https://www.interfax.ru/russia/577701 (accessed 21.12.2019).

9. Скрыльников П. Между уммой и дипломатией. НГ Религии, 06.11.2018. [Skryl’nikov P. Mezhdu ummoi i diplomatiei [Between Umma and Diplomacy]. NG Religii, 06.11.2018.]

10. Татарстан и Турция: “Неразлучны, как ноготь и палец”. [Tatarstan and Turkey: “Inseparable, Like a Nail and a Finger” (In Russ.)] Available at: https://kazanreporter.ru/post/192_tatarstan_i_turciya-_-nerazluchny-_kak_nogot-_i_palec (accessed 22.12.2019).

11. Галимзянов А. Российско-турецкий конфликт и Татарстан: с кем вы, президент Минниханов? 27.11.2015. [Galimziyanov A. Rossiysko-Turetskiy konflikt i Tatarstan: s kem vy, prezident Minnikhanov? [The Russian-Turkish Conflict and Tatarstan: Who Do You Support, President Minnikhanov?]] Available at: https://eadaily.com/ru/news/2015/11/27/rossiysko-tureckiy-konflikt-i-tatarstan-s-kem-vy-prezident-minnihanov (accessed 22.12.2019).

12. Кашеварова А. Глава Чечни укрепляет авторитет России в арабском мире. Известия, 23.07.2015. [Kashevarova A. Glava Chechni ukreplyaet avtoritet Rossii v arabskom mire [The Head of Chechnya Strengthens Russia’s Authority in the Arab World]. Izvestia, 23.07.2015.]

13. Ислам на краю света. История ислама в Западной Сибири. В 3-х томах. Ярков А.П., ред. Тюмень, Колесо, 2015. Т. 3. 443 с. [Islam na krayu sveta. Istoria islama v Sibiry. V 3-kh tomakh [Islam on the Edge of the World. History of Islam in Siberia. In 3 Volumes]. Tyumen’, Koleso, 2015. Vol. 3. 443 p.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх