Иран на мировом рынке нефти

 
Код статьиS013122270007783-2-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-11-26-37
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: РФ, 117997 Москва, ул. Профсоюзная, 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №11
Страницы26-37
Аннотация

Иран является четвертым крупнейшим держателем запасов нефти в мире, издержки добычи иранской нефти сравнительно невысоки. Динамика нефтедобычи имеет ярко выраженный циклический характер, и заданы эти циклы экзогенными для нефтяного сектора политическими факторами. Пик был достигнут в 1974 г., с тех пор доля Ирана в мировой нефтедобыче снижается. Авторы показывают, что в череде мощных экзогенных шоков сильное негативное влияние на динамику добычи иранской нефти оказывают односторонние и многосторонние санкции. Долгосрочные отрицательные эффекты санкций существенно превосходят краткосрочные. В решающей мере из-за санкций технологический уровень иранского нефтяного сектора остается крайне низким. Глобальные энергетические компании и банки отказываются от сотрудничества с иранскими контрагентами из-за того, что расширяющаяся практика экстерриториального применения санкций США превратила иранские углеводороды в “токсичный актив”. Продолжающие же импортировать иранскую нефть в условиях санкций страны АТР получили возможность устанавливать выгодные для них условия контрактов. Иранская нефть закупается с ценовым дисконтом, за ограниченно конвертируемые и/или неконвертируемые валюты, нередко в обмен на встречные бартерные поставки товаров. В условиях ускоряющейся гонки монетизации углеводородных запасов и приближения глобального пика спроса на нефть возрастает вероятность, что значительная часть коммерчески конкурентоспособной иранской нефти останется в недрах.

Ключевые словаИран, мировой рынок нефти, санкции, иностранные инвестиции, технологический уровень, контракты обратного выкупа, новый тип нефтяного контракта, США, Евросоюз, Китай
Получено03.12.2019
Дата публикации09.12.2019
Кол-во символов30994
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Иран – одна из самых старых нефтяных стран мира. Нефтяной сектор этой страны создан с нуля иностранным капиталом. Первая концессия на поиск нефти была заключена в 1872 г., а первая нефть обнаружена в 1908 г. Коммерческая добыча началась в 1913 г. С середины 1930-х годов доходы от экспорта нефти стали играть важную роль в формировании бюджета. В 1951 г. Иран вторым после Мексики национализировал нефтяную промышленность. Однако фактический контроль над разработкой и добычей нефти через национальную государственную компанию National Iranian Oil Company (NIOC) был установлен только в 1974 г. По доказанным запасам нефти в 2017 г. Иран занимал четвертое место в мире после Венесуэлы, Саудовской Аравии и Канады [1], а издержки ее добычи, как и в Саудовской Аравии, самые низкие в мире [2]. Выгодное географическое положение в принципе позволяет поддерживать масштабный нефтяной экспорт на все основные мировые рынки. При этом динамика нефтедобычи имеет ярко выраженный циклический характер, что обусловлено экзогенными политическими факторами.
2

ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ И ЦИКЛЫ ДИНАМИКИ НЕФТЕДОБЫЧИ

3 Начиная с 1913 г. добыча нефти в Иране поступательно росла с перерывом на начальный период Второй мировой войны, спровоцировавшей дезорганизацию мировых нефтяных потоков. К 1950 г. добыча достигла почти 665 тыс. барр. в день, или 6.4% мировой нефтедобычи (рис. 1). Форсированная радикальная национализация нефтяного сектора, проведенная правительством Мосаддыка в 1950 г., была встречена западными компаниями в штыки, и в 1951–1953 гг. добыча нефти в Иране снизилась до нулевых отметок. Возобновление взаимодействия с международными компаниями произошло после свержения Мосаддыка. На уровень 1950 г. нефтедобыча вернулась в 1957 г.
4 С середины 1960-х годов в шахском Иране началась реализация политики ускоренной модернизации сверху, которая получила дополнительный импульс в 1974 г. Опираясь на умеренный национализм в рамках концепции “великой иранской цивилизации”, шах поставил стратегическую цель трансформировать Иран к концу XX в. в пятую ведущую промышленную державу мира [6]. Финансовую основу должны были составить доходы от экспорта нефти. Иран форсировал ее добычу, выступал ценовым ястребом в ОПЕК, стал одним из инициаторов шока 1973/1974 гг. Опора на западные технологии позволила ему по объему нефтедобычи выйти на четвертое место в мире после Советского Союза, США и Саудовской Аравии (в 1974 г. добывалось 6 млн барр. нефти в день, то есть 10.3% мировой добычи).
5 Как и в большом числе развивающихся стран, политика модернизации сверху, опиравшаяся на авторитарную власть, поддерживаемую ведущей партией, государственными компаниями и централизованным планированием в форме пятилеток, провалилась. Во-первых, невозможно быстро и органично трансформировать отсталое традиционное общество посредством запущенных и подстегиваемых сверху процессов урбанизации и индустриализации. Во-вторых, форcированная импортозамещающая индустриализация вела к усилению зависимости национальной экономики от импорта и соответственно требовала вливания нефтедолларов в возрастающих масштабах.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1407

Оценка читателей: голосов 0

1. BP Statistical Review of World Energy June 2018. Available at: http://www.bp.com/statisticalreview (accessed 13.03.2019).

2. Rystad Energy UCube Barrel Breakdown. Available at: http://graphics.wsj.com/oil-barrel-breakdown/ (accessed 13.05.2019).

3. OPEC Annual Statistical Bulletin 1999, 2018. Available at: https://www.opec.org/opec_web/en/publications/202.htm (accessed 13.05.2019).

4. Gonzales P.R. Running Out: How Global Shortages Change the Economic Paradigm. New York, Algora Publishing, 2006. 234 p.

5. Gonzales P.R. Running Out. Global Strategies Change the Economic Paradigm. A Statistical Yearbook 2008. New York, Algora Publishing, 2008. 178 p.

6. Иранская революция 1978–1979. Причины и уроки. Москва, Наука, 1989. 556 c. [The Iranian Revolution of 1978– 1979. Causes and Lessons. Moscow, Nauka, 1989. 556 p. (In Russ.)]

7. U.S. Navy Sinks or Cripples 6 Iranian Vessels in Major Persian Gulf Battle. Available at: http://web.stanford.edu/group/tomzgroup/pmwiki/uploads/2752-1988-04-22-FoF-a-JZW.doc (accessed 13.05.2019).

8. Declaration of Rambouillet. November 17, 1975. Available at: http://www.g8.utoronto.ca/summit/1975rambouillet/communique.html (accessed 13.05.2019).

9. Katzman К. The Iran Sanctions Act (ISA). CRS Report for Congress. Updated October 12, 2007. Available at: https://fas.org/sgp/crs/row/RS20871.pdf (accessed 13.05.2019).

10. Iran Sanctions. Congressional Research Service RS20871. Updated February 4, 2019. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/RS/RS20871/285 (accessed 19.03.2019)

11. Jalilvand D.R. Back to Square One? Iranian Energy after the Re-Imposition of US Sanctions. The Oxford Institute for Energy Studies, March 2019. Available at: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2019/03/Iranian-Energy-after-the-Re-Imposition-of-US-Sanctions.pdf (accessed 20.03.2019).

12. Fesharaki F.,Varzi M. Investment Opportunities Starting to Open up in Iran’s Petroleum Sector. Oil & Gas Journal, Feb. 14, 2000, pp. 44-52.

13. Van Groenendaal W.J.H., Mazraati M. A Critical Review of Iran’s Buyback Contracts. Energy Policy, 2006, vol. 34, pp. 3709-3718.

14. Esfahani H. S., Pesaran M. Hashem. The Iranian Economy in the Twentieth Century: a Global Perspective. Iranian Studies, 2009, vol. 42, iss. 2, pp. 177-211.

15. Базы данных Energy Information Administration. Available at: https://www.eia.gov/ (accessed 20.05.2019).

16. Shahriari K., Selangor S. Modernization Process in Iran: Historical Overview. Journal of Social Science Studies, 2017, vol. 4, no. 1. Available at: http://jsss.macrothink.org (accessed 15.05.2019).

17. Mahdavi P. Oil, Monarchy, Revolution, and Theocracy: a Study on the National Iranian Oil Company (NIOC). Viktor G., Hults D.R., Thurber M.C., eds. Oil and Governance. State Owned Enterprises and the World Energy Supply. Cambridge, Cambridge University Press, 2011, pp. 234-279.

18. Yong W. NIOC and the State: Commercialization, Contestation and Consolidation in the Islamic Republic of Iran. The Oxford Institute for Energy Studies. MEP 5. May 2013. Available at: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/uploads/2013/05/MEP-5.pdf (accessed 15.05.2019).

19. Habibi N. Can Rouhani Revitalize Iran’s Oil and Gas Industry? Brandeis University Crown Center for Middle East Studies, June 2014, no. 80. Available at: https://www.brandeis.edu/crown/publications/meb/MEB80.pdf (accessed 15.05.2019).

20. Europe’s Iran Policy. Available at: https://europe.unc.edu/files/2016/11/Brief_Europe_Iran_Diplomacy_2008.pdf (accessed 15.05.2019).

21. Security Council Resolutions 1737 (2006), 1747 (2007), 1803 (2008), 1929 (2010). Available at: https://www.un.org/securitycouncil/content/resolutions-0 (accessed 15.05.2019).

22. Iran Sanctions. Congressional Research Service RS20871. Updated April 22, 2019. Available at: https://crsreports.congress.gov/product/pdf/RS/RS20871/291 (accessed 20.05.2019).

23. Council Decision 2012/35/CFSP of 23 January 2012 Amending Decision 2010/413/CFSP Concerning Restrictive Measures against Iran. Available at: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/9cae1390-1296-4e87-9d24-c4d776654b63/language-en (accessed 15.05.2019).

24. SWIFT Instructed to Disconnect Sanctioned Iranian Banks Following EU Council Decision. Available at: https://www.swift.com/insights/press-releases/swift-instructed-to-disconnect-sanctioned-iranian-banks-following-eu-council-decision (accessed 15.03.2012).

25. Treasury Submits Report to Congress on NIOC and NITC (9/24/2012). Available at: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/tg1718.aspx (accessed 15.05.2019).

26. Maddison Project Database 2018. Available at: https://www.rug.nl/ggdc/historicaldevelopment/maddison/releases/maddison-project-database-2018 (accessed 10.03.2019).

27. UN National Accounts Statistics. Available at: https://unstats.un.org/unsd/snaama/Downloads (accessed 10.03.2019).

28. Central Bank of the Islamic Republic of Iran. Economic Time Series Database. Available at: https://tsd.cbi.ir/ (accessed 10.03.2019).

29. Базы данных International Energy Agency. Available at: https://www.iea.org/ (accessed 20.05.2019).

30. Old Technology, Equipment, Holding Back Iran Oil Sector. Financial Tribune, July 11, 2017. Available at: https://financialtribune.com/articles/energy/68140/old-technology-equipment-holding-back-iran-oil-sector (accessed 20.05.2017).

31. Dokhani V., Minagar Z. Iran Seeks Field Revitalization, New Development. Oil & Gas Journal, September 5, 2016. Available at: https://www.ogj.com/articles/print/volume-114/issue-9/exploration-and-development/iran-seeks-field-revitalization-new-development.html (accessed 20.05.2017).

32. Chow E.C., Ashayeri C., Stanley A.J. The Future of Iran’s Oil and Gas Industry. 2019. Available at: https://ssrn.com/abstract=3269898 (accessed 19.01.2019).

33. National Iranian Oil Company Annual Report 2017. Available at: http://en.nioc.ir/Portal/Home/ (accessed 10.03.2019).

34. Catherine D.C. Cimono-Isaacs C.D., Katzman K. Iran’s Expanding Economic Relations with Asia. CRS Insight, November 29, 2017. Available at: https://fas.org/sgp/crs/mideast/IN10829.pdf (accessed 20.03.2019).

35. CRS Report for Congress. Iran Sanctions. November 17, 2018. Available at: https://www.everycrsreport.com/files/20171121_RS20871_17a9984e6646e1ebb3028c603adcfcff03a0c49f.pdf (accessed 19.03.2019).

36. Borzorgmehr N. China Ties Lose Lustre as Iran Refocuses on Trade with West. Financial Times, September 23.09.2015. Available at: https://www.ft.com/content/9d1564bc-603f-11e5-a28b-50226830d644 (accessed 19.03.2019).

37. Iran to Launch New Development Phases of South Pars Gas Field. Available at: https://www.reuters.com/article/us-iran-oil-south-pars/iran-to-launch-new-development-phases-of-south-pars-gas-field-idUSKBN1QT0TS (accessed 12.03.2019).

38. “Зарубежнефть” ушла из Ирана в преддверии санкций. Ведомости, 31.10.2019. [“Zarubezhneft” has gone from Iran in anticipation of sanctions. Vedomosti, 31.10.2019 (In Russ.)] Available at: https://www.vedomosti.ru/business/news/2018/10/31/785262-iz-v (accessed 25.03.2019).

39. Ex-diplomat: not Only China, but Russia, India, Turkey Will Leave Iran. Available at: https://theiranproject.com/blog/2019/01/21/ex-diplomat-not-only-china-but-russia-india-turkey-will-leave-iran/ (accessed 21.01.2019).

40. SWIFT and Sanctions. Available at: https://www.swift.com/about-us/legal/compliance/swift-and-sanctions (accessed 16.04.2019).

41. Tan F. U.S. Says Iran has Lost $10 Billion in Oil Revenue due to Sanctions. Available at: https://www.reuters.com/article/us-ceraweek-energy-iran/us-says-iran-has-lost-10-billion-in-oil-revenue-due-to-sanctions-idUSKBN1QU21X (accessed 13.03.2019).

42. Faucon B. China Offers Iran $3 Billion Oil Deal. The Wall Street Journal, 18.01.2019, p. A7.

43. Joint Statement on the Creation of INSTEX, the Special Purpose Vehicle Aimed at Facilitating Legitimate Trade with Iran in the Framework of the Efforts to Preserve the Joint Comprehensive Plan of Action (JCPOA) (31 January 2019). Available at: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/iran/events/article/joint-statement-on-the-creation-of-instex-the-special-purpose-vehicle-aimed-at (accessed 19.03.2019).

44. Europe not Buying Iran Oil despite Waivers. Available at: https://www.shana.ir/en/newsagency/287346/Europe-Not-Buying-Iran-Oil-Despite-Waivers (accessed 05.02.2019).

45. US Withdrawal from the JCPOA: Total’s Position Related to the South Pars 11 Project in Iran (16 May 2018). Available at: https://www.total.com/en/media/news/press-releases/us-withdrawal-jcpoa-totals-position-related-south-pars-11-project-iran (accessed 20.04.2019).

46. Carbonnel A. EU's Bank Says Cannot Ignore U.S. Sanctions on Iran. Available at: https://www.reuters.com/article/us-iran-nuclear-europe-eib/eib-says-cannot-ignore-u-s-sanctions-on-iran-idUSKCN1J21XR (accessed 20.03.2019).

47. U.S. Does not Expect European SPV to Affect U.S. Pressure Campaign on Iran. Available at: https://www.reuters.com/article/us-iran-usa-sanctions-comment/u-s-does-not-expect-european-spv-to-affect-u-s-pressure-campaign-on-iran-idUSKCN1PP20B (accessed 31.01.2019).

48. A Notice by the State Department. In the Matter of the Designation of the Islamic Revolutionary Guard Corps (and Other Aliases) as a Foreign Terrorist Organization. Available at: https://www.federalregister.gov/documents/2019/04/15/2019-07415/in-the-matter-of-the-designation-of-the-islamic-revolutionary-guard-corps-and-other-aliases-as-a (accessed 15.05.2019).

49. Joint Oil Data Initiative. Available at: https://www.jodidata.org/ (accessed 20.05.2019).

50. База данных по обменному курсу риал-доллар. Available at: https://www.bonbast.com/historical (accessed 20.05.2019).

51. IMF Regional Economic Outlook: Middle East and Central Asia Update. April 2019.

52. Iran Urges P4+1 to Take Practical Measures. Available at: http://www.irna.ir/en/News/83309525 (accessed May 10, 2019).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх