Репрезентация суицида в суицидальных мемах

 
Код статьиS020595920027723-1-1
DOI10.31857/S020595920027723-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ФГБНУ “Научный центр психического здоровья”
Адрес: 115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 34, Россия
Аффилиация:
ФГБНУ “Научный центр психического здоровья”
ФГАОУ ВО “Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова” Министерства здравоохранения Российской Федерации
Адрес: 115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 34, Россия; 117997, г. Москва, ул. Островитянова, д. 1, Россия
Аффилиация: ФГБНУ “Научный центр психического здоровья”
Адрес: 115522, г. Москва, Каширское шоссе, д. 34, Россия
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 44 № 5
Страницы37-46
Аннотация

В настоящей статье приводится обзор современных исследований суицидальных мемов, их роли в формировании суицидальной идеации, а также их влияния на психическое здоровье интернет-пользователей в целом. Освещена модель “заражения самоубийством в киберпространстве” П. Марсдена, в рамках которой эмоциональная репрезентация самоубийства в меме становится ключевым фактором при оценке его суицидогенного потенциала. Анализируются существующие на данный момент классификации суицидальных мемов, оцениваются перспективы их дальнейшего уточнения и практического применения. Предлагается следующая теоретическая классификация суицидальных мемов: неюмористические “просуицидальные”, неюмористические “антисуицидальные” (например, используемые в антисуицидальных пабликах), юмористические. Выдвигаются гипотезы о том, что репрезентации суицида в юмористических мемах: 1) различаются в разных мемах; 2) определяются индивидуальным восприятием; 3) позитивная и негативная репрезентации должны присутствовать одновременно для достижения комического эффекта. Предполагается, что в случае с юмористическими мемами возникает более сложное восприятие самоубийства, которое может одновременно отражать и наличие суицидальных мыслей, и критическое отношение к ним. В статье анализируется ряд современных исследований, указывающих как на положительные, так и на отрицательные аспекты влияния суицидальных мемов на психическое здоровье. Делается вывод о том, что характер суицидальной репрезентации в меме не является единственным фактором, определяющим его суицидогенность.

Ключевые словасуицид, суицидальное поведение, репрезентация суицида, юмор, черный юмор, мемы, суицидальный мем
Получено01.10.2023
Дата публикации02.10.2023
Кол-во символов29223
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 208

Оценка читателей: голосов 0

1. Билле-Браге У., и др. Глоссарий суицидологических терминов: Методическое пособие. Киев, 1998.

2. Докинз Р. Эгоистичный ген / Пер. с англ. Н. Фоминой. М.: АСТ: CORPUS, 2013.

3. Козинцев А.Г. Разнонаправленное двуголосое слово: эстетика и семиотика юмора // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 143–162.

4. Костюхина Е.Д., Холмогорова А.Б. Виртуальная коммуникация о депрессии и суициде с использованием интернет мемов // VII Всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) “Возможности и риски цифровой среды”. Сборник материалов конференции (тезисов). Т. 1 / Ред. Т.А. Басилова и др. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. С. 332–335.

5. Любов Е.Б. Сми и подражательное суицидальное поведение. Часть 1 // Суицидология. 2012. № 3. С. 20–29.

6. Любов Е.Б., Антохин Е.Ю., Палаева Р.И. Комментарий. Двуликая паутина: Вертер vs Папагено // Суицидология. 2016. Т. 7. № 4 (25). С. 41–51.

7. Суицид в СМИ: регулируются ли вопросы освещения самоубийств в этических кодексах? [Электронный ресурс] / Общественная коллегия по жалобам на прессу 10.09.2017. URL: https://presscouncil.ru/mezhdunarodnyj-opyt/5838-suitsid-v-smi-reguliruyutsya-li-voprosy-osveshcheniya-popytok-ili-sluchaev-suitsida-v-eticheskikh-kodeksakh (дата обращения: 25.08.2023)

8. Усманова Л.С. Мемы про суицид как разновидность черного юмора в интернете // Вестник Международного института рынка. 2020. № S2. С. 90–94.

9. Файнтух Е.Д., Холмогорова А.Б. Коммуникация на тему депрессии в Интернете — фактор психопатологии или ресурс для психотерапии? // Современная терапия психических расстройств. 2021. № 1. С. 44–54.

10. Akil A.M., Ujhelyi A., Logemann H.N.A. Exposure to depression memes on social media increases depressive mood and it is moderated by self-regulation: Evidence from self-report and resting EEG assessments // Frontiers in Psychology. 2022. V. 13. Art. 880065.

11. Akram U., et al. Exploratory study on the role of emotion regulation in perceived valence, humour, and beneficial use of depressive internet memes in depression // Scientific Reports. 2020. V. 10. Art. 899.

12. Barron J.W. Humor and psyche: Psychoanalytic perspectives. NJ, Hillsdale: The Analytic Press, 1999.

13. Brown E.A. Suicide memes might actually be therapeutic [Электронный ресурс] / The Atlantic. 15.02.2019. URL: https://www.theatlantic.com/health/archive/2019/02/suicide-memes/582832/ (дата обращения: 25.08.2023)

14. Goldney R.D. Suicide: the role of the media // Australian & New Zealand Journal of Psychiatry. 1989. V. 23. № 1. P. 30–34.

15. High A.C., Solomon D.H. Locating computer-mediated social support within online communication environments // Computer-mediated communication in personal relationships / Eds. K.B. Wright, L.M. Webb. NY: Peter Lang New York, 2011. P. 119–136.

16. Jadayel R.E.H., Medlej K., Jadayel J.J. Mental disorders: A glamorous attraction on social media? // International Journal of Teaching & Education. 2022. V. 7. P. 465–476.

17. Kirmayer L.J. Suicide in cultural context: An ecosocial approach // Transcultural Psychiatry. 2022. V. 59. № 1. P. 3–12.

18. Lester D. Memes and Suicide // Psychological Reports. 2009. V. 105. № 1. P. 3–10.

19. Lorenz T. Why does everyone on the internet want to die? How suicide memes took over the web [Электронный ресурс] / Mic. 11.07.2017. URL: https://www.mic.com/articles/181752/why-does-everyone-on-the-internet-want-to-die-how-death-memes-took-over-the-web (дата обращения: 25.08.2023)

20. Marsden P. The “Werther” effect: fact or fantasy? DPhil Research Thesis. University of Sussex, Graduate Research Centre in the Social Sciences, 2000.

21. Perez J. Suicide memes: Internet users’ anti-future expressions. Thesis. Georgetown University Qatar, 2019.

22. Phillips D.P. The influence of suggestion on suicide: Substantive and theoretical implications of the Werther effect // American Sociological Review. 1974. V. 39. № 3. P. 340–354.

23. Rains S.A., Peterson E.B., Wright K.B. Communicating social support in computer-mediated contexts: A meta-analytic review of context analyses examining support messages shared online among individuals coping with illness // Communication Monographs. 2015. V. 82. № 4. P. 403–430.

24. Ruch W., Hehl F.-J. Conservatism as a predictor of responses to humour: II. The location of sense of humour in a comprehensive attitude space // Personality and Individual Differences. 1986. V. 7. № 6. P. 861–874.

25. Shifman L. Memes in digital culture. Cambridge, Massachussetts: The MIT Press, 2014.

26. Weiser R., Alam N. Meme culture and suicide sensitivity: A quantitative study // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. V. 9. Art. 313.

27. Willenborg J.P. To meme, or not to meme: Applying the theory of motivated information management to the provision of support after depressed individuals share suicidal memes. Theses and Dissertations. University of Wisconsin-Milwaukee, 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх