Development of the European Union – Belarus Relations

 
PIIS013122270006834-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-9-69-75
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior Researcher
Affiliation: Primakov National Research Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO)
Address: 23, Profsoyuznaya str., Moscow, Russia, 117997
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 63 Issue 9
Pages69-75
Abstract

This article is devoted to the formation and development of the European Union policy toward Belarus. In recent years, the importance of the EU for Belarus has gradually but steadily increased. The author shows how these bilateral relations acquire an increasing importance for both sides over time and turn into an independent foreign policy. Brussels is ready to consider the Belarusian leadership as a partner with whom it is possible to agree on the evolution of the relationship. At the same time, the factor of competition with Russia for the direction of Belarus’ development makes the European Union less and less aimed at regime change in Minsk. If the EU were to pursue a policy of striving for regime change in Belarus, it would certainly have lost the competition for this country to Russia, which, of course, is not wanted in Brussels. In the 1990s, A. Lukashenko wanted a real unification of Belarus with Russia, but at present, he is not interested in it, since this would mean the loss of real power for him. Thus, the president of Belarus, who was ready to renounce the sovereignty of his country in the 1990s, is now the guarantor and the main defender of its independence. Correcting the foreign policy and foreign economic imbalances in the development of Belarus becomes a common goal of Brussels and Minsk. The article demonstrates the diversification of the EU foreign policy where the EU countries bordering Belarus as well as Germany – the driving force of European integration – show particular interest in intensifying their policies toward Minsk. Until the middle of the current decade, relations between the European Union and Belarus had been developing cyclically. But, most likely, they are taking a linear development path now. At the same time, the EU does not want to annoy Russia. That is why the evolution of the relationship in the Belarus – Russia – European Union triangle will most likely occur without serious escalation. The attraction of Russia for Minsk is decreasing. In recent years, the Belarusian leadership has finally become disillusioned with the prospects and potential of the Eurasian integration project.

KeywordsBelarus, EU, Russia, Eastern Partnership, post-Soviet space, Union State, EAEU
AcknowledgmentThe article was prepared in the framework of the project “Formation of a Polycentric World Order: Risks and Opportunities for Russia”, program of the Presidium of the Russian Academy of Sciences No. 22 “Analysis and Forecast of New Global Challenges and Opportunities for Russia”.
Received25.09.2019
Publication date26.09.2019
Number of characters27055
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Республика Беларусь (РБ) находится между Европейским союзом и Россией. Оба эти актора являются центрами притяжения, которые активно развивают свои интеграционные проекты и заинтересованы в расширении этих проектов. Таким образом, вектор внешнеполитического развития Минска может стать объектом конкуренции между Москвой и Брюсселем.
2 Характерной чертой внешней политики Евросоюза является ее диверсификация. Из 28 его стран-членов заинтересованность и участие в формировании политики Союза на белорусском направлении (помимо вопросов экономического сотрудничества) проявляют в первую очередь соседи РБ – Латвия, Литва, Польша, но также Германия.
3 Как отмечают некоторые польские политологи, Польша имеет “особые отношения” с двумя странами: Белоруссией и Великобританией. Важность связей с последней объясняется тем, что в Лондоне находилась значительная часть польской эмиграции в годы Второй мировой войны и биполярного противостояния. Взаимоотношения с Белоруссией важны для поляков тем, что она является исторической родиной для значительной части населения страны, там живет большое количество этнических поляков, а территорию Западной Белоруссии Польша утратила в результате Второй мировой войны.
4 Особую заинтересованность в сотрудничестве с Белорусией имеет Литва. В течение нескольких веков оба государства входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, что создает базу для общей идентичности в белорусско-литовском пограничье. Однако следует отметить, что память о Великом княжестве Литовском, Первой и Второй Речи Посполитой не отягощает отношений между странами и не создает сложных ситуаций. У Литвы и Польши, с одной стороны, и Белоруссии, с другой, нет взаимных претензий. Это положительно отличает польско-белорусские отношения от польско-украинских (см. ниже). Латвия, которая также имеет общую границу с Республикой Беларусь, ведет активную политику в отношении южного соседа и участвует во множестве совместных проектов. В 1998 г. был создан еврорегион “Озерный край” с участием административных единиц Белоруссии, Латвии и Литвы1. 1. Также Белоруссия и Польша участвуют в еврорегионе “Беловежская пуща” на двусторонней основе и еврорегионе “Буг” на трехсторонней основе вместе с Украиной.
5 Из стран ядра европейской интеграции Германия, с точки зрения ее внешнеполитических интересов и внешней политики ЕС в целом, традиционно проявляла больший интерес к странам Восточной Европы, в том числе к Белоруссии, чем, например, к странам Средиземноморья.
6 В государствах – членах Евросоюза существуют разные подходы к взаимодействию с Республикой Беларусь. Правозащитники (“нормативисты”) выступают за развитие сотрудничества с гражданским обществом и белорусской оппозицией, а также с официальным Минском, но только в зависимости от того, будет ли власть демонстрировать прогресс в вопросах прав человека и демократии. Прагматики же предлагают развивать эти отношения, не оглядываясь на правозащитную проблематику, с целью создать максимально благоприятные условия для бизнеса. У соседей РБ в правящей элите преобладают сторонники нормативистско-правозащитного подхода, поэтому в ЕС превалирует увязывание политики в отношении Минска с правозащитной проблематикой.

Number of purchasers: 2, views: 1286

Readers community rating: votes 0

1. What the European Union Could Bring to Belarus. Non-Paper. Available at: http://eeas.europa.eu/archives/delegations/belarus/documents/eu_belarus/non_paper_1106.pdf (accessed 02.06.2019).

2. Shrajbman A. Fenomen belorusskoj gosudarstvennosti. Chto zhdet sistemu Lukashenko. Moskovskij tsentr Karnegi, 31.05.2017. [Shraibman A. Fenomen belorusskoi gosudarstvennosti. Chto zhdet sistemu Lukashenko [The Phenomenon of the Belarusian Statehood. What Awaits the System of Lukashenko]. Carnegie Center, Moscow, 31.05.2017. Available at: https://carnegie.ru/2017/05/31/ru-pub-70099 (accessed 02.06.2019).

3. Davydchyk M. Sanktionsmüde? Die Beziehungen zwischen der EU und Belarus. Deutsche Gesellschaft für Auswätrige Politik. 17 February 2016. Available at: https://dgap.org/de/think-tank/publikationen/fuenf-fragen/sanktionsmuede (accessed 02.06.2019).

4. Zayats D. Skol'ko Belarus' poteryaet iz-za nalogovogo manevra? Belorusskie novosti, 30.11.2018. [Zayats D. Skol'ko Belarus' poteryaet iz-za nalogovogo manevra? [How Much Will Belarus Lose due to Tax Maneuver?] Belorusskie novosti, 30.11.2018.] Available at: https://naviny.by/article/20181130/1543555644-skolko-belarus-poteryaet-iz-za-nalogovogo-manevra (accessed 02.06.2019).

5. Davydchyk M. Emanzipationskurs mit Hindernissen. Der Einfluss der Ukrainekrise auf die russisch-belarussischen Beziehungen. DGAPanalyse, 2015, Nr. 12 (Oktober). Available at: https://dgap.org/de/article/getFullPDF/27198 (accessed 02.06.2019)

Система Orphus

Loading...
Up