Развитие отношений Евросоюза и Белоруссии

 
Код статьиS013122270006834-8-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-9-69-75
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН
Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №9
Страницы69-75
Аннотация

Данная статья посвящена формированию и развитию политики Европейского союза на белорусском направлении. Двусторонние отношения с течением времени приобретают для сторон все большую важность и превращаются в самостоятельные направления внешней политики. Брюссель готов рассматривать белорусские власти как партнера, с которым можно договариваться о развитии взаимодействия. Выправление внешнеполитического и внешнеэкономического дисбаланса развития Белоруссии становится общей целью Брюсселя и Минска.

Ключевые словаБелоруссия, ЕС, Россия, Восточное партнерство, постсоветское пространство, Союзное государство, ЕАЭС
Источник финансированияСтатья выполнена в рамках проекта "Формирование полицентричного миропорядка: риски и возможности для России", программа Президиума РАН № 22 "Анализ и прогноз новых глобальных вызовов и возможностей для России".
Получено25.09.2019
Дата публикации26.09.2019
Кол-во символов27055
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Республика Беларусь (РБ) находится между Европейским союзом и Россией. Оба эти актора являются центрами притяжения, которые активно развивают свои интеграционные проекты и заинтересованы в расширении этих проектов. Таким образом, вектор внешнеполитического развития Минска может стать объектом конкуренции между Москвой и Брюсселем.
2 Характерной чертой внешней политики Евросоюза является ее диверсификация. Из 28 его стран-членов заинтересованность и участие в формировании политики Союза на белорусском направлении (помимо вопросов экономического сотрудничества) проявляют в первую очередь соседи РБ – Латвия, Литва, Польша, но также Германия.
3 Как отмечают некоторые польские политологи, Польша имеет “особые отношения” с двумя странами: Белоруссией и Великобританией. Важность связей с последней объясняется тем, что в Лондоне находилась значительная часть польской эмиграции в годы Второй мировой войны и биполярного противостояния. Взаимоотношения с Белоруссией важны для поляков тем, что она является исторической родиной для значительной части населения страны, там живет большое количество этнических поляков, а территорию Западной Белоруссии Польша утратила в результате Второй мировой войны.
4 Особую заинтересованность в сотрудничестве с Белорусией имеет Литва. В течение нескольких веков оба государства входили в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, что создает базу для общей идентичности в белорусско-литовском пограничье. Однако следует отметить, что память о Великом княжестве Литовском, Первой и Второй Речи Посполитой не отягощает отношений между странами и не создает сложных ситуаций. У Литвы и Польши, с одной стороны, и Белоруссии, с другой, нет взаимных претензий. Это положительно отличает польско-белорусские отношения от польско-украинских (см. ниже). Латвия, которая также имеет общую границу с Республикой Беларусь, ведет активную политику в отношении южного соседа и участвует во множестве совместных проектов. В 1998 г. был создан еврорегион “Озерный край” с участием административных единиц Белоруссии, Латвии и Литвы1. 1. Также Белоруссия и Польша участвуют в еврорегионе “Беловежская пуща” на двусторонней основе и еврорегионе “Буг” на трехсторонней основе вместе с Украиной.
5 Из стран ядра европейской интеграции Германия, с точки зрения ее внешнеполитических интересов и внешней политики ЕС в целом, традиционно проявляла больший интерес к странам Восточной Европы, в том числе к Белоруссии, чем, например, к странам Средиземноморья.
6 В государствах – членах Евросоюза существуют разные подходы к взаимодействию с Республикой Беларусь. Правозащитники (“нормативисты”) выступают за развитие сотрудничества с гражданским обществом и белорусской оппозицией, а также с официальным Минском, но только в зависимости от того, будет ли власть демонстрировать прогресс в вопросах прав человека и демократии. Прагматики же предлагают развивать эти отношения, не оглядываясь на правозащитную проблематику, с целью создать максимально благоприятные условия для бизнеса. У соседей РБ в правящей элите преобладают сторонники нормативистско-правозащитного подхода, поэтому в ЕС превалирует увязывание политики в отношении Минска с правозащитной проблематикой.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1285

Оценка читателей: голосов 0

1. What the European Union Could Bring to Belarus. Non-Paper. Available at: http://eeas.europa.eu/archives/delegations/belarus/documents/eu_belarus/non_paper_1106.pdf (accessed 02.06.2019).

2. Шрайбман А. Феномен белорусской государственности. Что ждет систему Лукашенко. Московский центр Карнеги, 31.05.2017. [Shraibman A. Fenomen belorusskoi gosudarstvennosti. Chto zhdet sistemu Lukashenko [The Phenomenon of the Belarusian Statehood. What Awaits the System of Lukashenko]. Carnegie Center, Moscow, 31.05.2017. Available at: https://carnegie.ru/2017/05/31/ru-pub-70099 (accessed 02.06.2019).

3. Davydchyk M. Sanktionsmüde? Die Beziehungen zwischen der EU und Belarus. Deutsche Gesellschaft für Auswätrige Politik. 17 February 2016. Available at: https://dgap.org/de/think-tank/publikationen/fuenf-fragen/sanktionsmuede (accessed 02.06.2019).

4. Заяц Д. Сколько Беларусь потеряет из-за налогового маневра? Белорусские новости, 30.11.2018. [Zayats D. Skol'ko Belarus' poteryaet iz-za nalogovogo manevra? [How Much Will Belarus Lose due to Tax Maneuver?] Belorusskie novosti, 30.11.2018.] Available at: https://naviny.by/article/20181130/1543555644-skolko-belarus-poteryaet-iz-za-nalogovogo-manevra (accessed 02.06.2019).

5. Davydchyk M. Emanzipationskurs mit Hindernissen. Der Einfluss der Ukrainekrise auf die russisch-belarussischen Beziehungen. DGAPanalyse, 2015, Nr. 12 (Oktober). Available at: https://dgap.org/de/article/getFullPDF/27198 (accessed 02.06.2019)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх