Russian-Mongolian Cooperation in Protection of Lake Baikal Ecosystem

 
PIIS013122270004371-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-3-68-75
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Baikal institute of nature using management, Siberian Branch of the Russian Academy of Science (BIP SO RAN)
Journal nameMirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia
EditionVolume 63 Issue 3
Pages68-75
Abstract

As of now, the rational utilization of the trans-boundary waters turned to be among the priority directions of scientific research in the field of protection of the lake Baikal (an object of World natural heritage according to UNESCO). The fact that a considerable part of the Selenga river basin (the basic inflow of the lake) is situated on the Mongolian territory has an increasing influence on the Russian-Mongolian inter-state relations. This defines the necessity of coordinated efforts aimed at securing ecological balance within the limits of all basins as a pressing problem of fundamental value. The resolution of the given problem at the interstate relations level demands working out of adequate strategy of the transboundary waters protection of the lake Baikal basin with a view of ecological safety, social and economic development, regional integration and geopolitical stability. The paper analyses the, pressing questions of the Russian-Mongolian cooperation in the context of transboundary waters sharing in the lake Baikal basin. The specificity and major factors that are limiting the Моngolian intensive social and economic development are characterized. A complex analysis of hydropower schemes development in Mongolia is presented. The basic directions of ecological and economic interests balance maintenance based on the conventional procedures of environmental trans-boundary impact assessment are outlined. The most reliable options for the development of Russian-Mongolian mutual cooperation with a view of transboundary waters of the lake Baikal basin protection are considered.

KeywordsRussia, Mongolia, ecosystem, Lake Baikal, World natural heritage, international cooperation, sharing waters, environmental impactRussia, Mongolia, ecosystem, Lake Baikal, World natural heritage, international cooperation, sharing waters, environmental impact
Received19.03.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters26356
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Сегодня наиболее острые вопросы в российско-монгольских отношениях связаны с развитием гидроэнергетики Монголии в бассейне трансграничной реки Селенги (основного притока озера Байкал). Планы форсированного развития экономики соседнего государства вступают в противоречие с задачами сохранения уникальных экосистем на территории РФ. Поиск разумных форм соблюдения баланса экономических и экологических интересов приобретает ключевую роль для сохранения добрососедских отношений наших стран.
2

ПРАВОВАЯ БАЗА СОТРУДНИЧЕСТВА

3 Россия и Монголия делят между собой несколько бассейнов крупных водотоков и водоемов, входящих в состав природных объектов, признанных мировым сообществом в качестве особо ценных экосистем. Один из них образован рекой Селенгой – главным притоком озера Байкал, другие – озером Убсу-нур и системой бессточных Торейских озер.
4

Байкал, Убсу-нур и Торейские озера включены ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия. Эти озера и дельта реки Селенги признаны водно-болотными угодьями международного значения (объектами Рамсарской конвенции). Помимо этого Убсу-нур и Торейские озера включены в сеть международных биосферных резерватов (как объекты Конвенции о биологическом разнообразии). Таким образом, вопросы совместного использования этих уникальных водных объектов выходят за пределы двусторонних отношений и имеют общемировую значимость. Соответственно, в основу их решения должны быть положены основные принципы международного водного права с учетом специфики трансграничной деятельности в отношении природных объектов, находящихся под действием глобальных природоохранных конвенций.

5 Соглашение между правительствами Российской Федерации и Монголии по охране и использованию трансграничных вод (1995 г.) представляет собой рамочный документ, идентичный заключенным Россией в тот же период с другими соседними странами. Оно определяет основные направления сотрудничества (ст. 2), области совместной деятельности (ст. 3), а также механизмы взаимодействия сторон (ст. 9). Помимо этого в нем закреплены обязательства сторон по ограничению негативного воздействия на трансграничные воды при проведении водохозяйственных и иных мероприятий (ст. 4), требования по предупреждению и ликвидации негативных последствий природных и техногенных аварий (ст. 5), а также общие вопросы деятельности института уполномоченных сторон (ст. 9).
6 Соглашение уже не в полной мере отражает современные тенденции интегрированного управления водными ресурсами. В нем не учтены “бассейновый” и экосистемный подходы, проблемы устойчивого водопользования и обеспечения экологического стока рек. Не содержит оно и фундаментальных положений международного водного права, требующих соблюдения принципов “справедливого и разумного использования” и “непричинения значительного ущерба”. Кроме того, в нем отсутствуют широко используемые сегодня требования о проведении экологической оценки и консультаций в отношении тех проектов, которые могут оказывать значительное трансграничное воздействие, а также о раскрытии информации и участии общественности в принятии решений. Соглашение не содержит ссылок на глобальные природоохранные конвенции и не устанавливает требований в отношении особого режима охраны и использования водных ресурсов самого крупного из общих водных бассейнов – бассейна реки Селенги.

Number of purchasers: 2, views: 1416

Readers community rating: votes 0

1. Jones C.E. Screening, Scoping and Consideration of Alternatives. Petts J., ed. Handbook of Environmental Impact Assessment. Oxford, Blackwell Science, vol. 1, chapter 10, 1999. 496 p.

2. Makarov A.V. Problemy sotrudnichestva Rossii s Mongoliej v kontekste okhrany transgranichnykh vod. EhKO, 2016, № 5, ss. 175-188. [Makarov A.V. Problemy sotrudnichestva Rossii s Mongoliei v kontekste okhrany transgranichnykh vod [Problems of Russia and Mongolia cooperation in a context of transboundary waters protection]. ESO, 2016, № 5, pp. 175-188.]

3. Mongolia Updating the Energy Sector Development Plan: Final Report. Singapore, Asian Development Bank, 2013. Available at: http://www.adb.org/projects/documents/updating-energy-sector-development-plan-tacr. (accessed 22.03.2015).

4. Action Program of the Government of Mongolia for 2015-2020 years. Ulaanbaatar, Government of Mongolia, 2015. 26 p.

5. Bushuev V.V., Voropaj N.I., Mastepanov A.M., Shafranik Yu.K. i dr. Ehnergeticheskaya bezopasnost' Rossii. Novosibirsk, Nauka, 1998. 302 s. [Bushuev V.V., Voropai N.I., Mastepanov A.M., Shafranik Yu.K. i dr. Energeticheskaya bezopasnost’ Rossii [Russia’s energy security]. Novosibirsk, Nauka, 1998. 302 p.]

6. Voropaj N.I., Saneev B.G., red. Vostochnyj vektor ehnergeticheskoj strategii Rossii: sovremennoe sostoyanie, vzglyad v buduschee. Novosibirsk, Akademicheskoe izdatel'stvo “Geo”, 2011. 368 s. [Voropai N.I., Saneev B.G., eds. Vostochnyi vektor energeticheskoi strategii Rossii: sovremennoe sostoyanie, vzglyad v budushchee [The Eastern vector of Russia’s energy strategy: current state and prospects]. Novosibirsk, GEO, 2011. 368 p.]

7. Gobitec and the Asian Supergrid for Renewable Energy Sources in Northeast Asia. Energy Charter Secretariat. Available at: https://energycharter.org/what-we-do/investment/investment-thematic-reports/gobitec-and-the-asian-supergrid-for-renewable-energy-sources-in-northeast-asia-2014/ (accessed 14.10.2015).

8. Saneev B.G., Voronin P.A., red. Toplivno-ehnergeticheskij kompleks Irkutskoj oblasti: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Moskva, ID “Ehnergiya”, 2013. 304 s. [Saneev B.G., Voronin P.A., eds. Toplivno-energeticheskii kompleks Irkutskoi oblasti: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Fuel and energy complex of Irkutsk region: current state and prospects for development]. Moscow, Energy, 2013. 304 p.]

9. Ehnergeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030 goda. [Russia’s energy strategy for the period till 2030 (In Russ.)] Available at: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (accessed 08.10.2015).

10. Podkoval'nikov S.V., Savel'ev V.A., Chudinova L.Yu. Perspektivy ehlektroehnergeticheskoj kooperatsii Rossii i stran Severo-Vostochnoj Azii. Problemy prognozirovaniya, 2015, № 4, ss. 118-130. [Podkoval'nikov S.V., Savel'ev V.A., Chudinova L.Y. Perspektivy elektroenergeticheskoi kooperatsii Rossii i stran Severo-Vostochnoi Azii [Prospects of electric-energy cooperation between Russia and Northeast Asian countries]. Problemy prognozirovaniya, 2015, no. 4, pp. 118-130.]

Система Orphus

Loading...
Up