The Byzantine heritage in Russia and Venice in the era of Peter the Great

 
PIIS086956870016248-3-1
DOI10.31857/S086956870016248-3
Publication type Review
Source material for review Ястребов А.О. Русско-венецианские дипломатические и церковные связи в эпоху Петра Великого: Россия и греческая община Венеции. М.: Познание, 2018. 394 с.
Status Published
Authors
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 4
Pages194-200
Abstract

           

Keywords
Received13.04.2021
Publication date10.08.2021
Number of characters20557
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Отечественную историографию последних десятилетий отличает устойчивый интерес к истории связей России с греческим миром после падения Византии под натиском турок в 1453 г. Отношениям русских государей с восточными патриархами, «милостыням» московских правителей в афонские монастыри и в другие обители православного Востока, проблемам греческого влияния на церковную и интеллектуальную жизнь XVI–XVIII вв. уделяют внимание такие российские исследователи, как Б.Л. Фонкич, Т.А. Опарина, Д.Н. Рамазанова, Н.П. Чеснокова, В.Г. Ченцова, Т.В. Никитина, О.Е. Петрунина, Л.А. Герд. В истории отношений России с итальянским миром в XV–XVIII вв. греческий элемент также был весьма существенным.
2 Особое место среди итальянских государств этого времени занимала Венеция, quasi alterum Byzantium, как о ней говорил кардинал Виссарион – выдающийся греческий интеллектуал и церковный деятель, главный инициатор брака Софьи Палеолог с Иваном III. С другой стороны, Виссарион, будучи «римлянином» и по духу, и по месту жительства, с 1440 г. способствовал налаживанию связей Московской Руси именно с «Вечным городом». Венецианские греки с конца XV столетия в той или иной степени были вовлечены в отношения Русского государства и со Светлейшей республикой, и с Римом. Как справедливо заметил протоиерей Георгий Флоровский, сам брак Ивана III с Софьей «привёл… к сближению Московии с итальянской современностью»1. Нельзя не вспомнить и другого выдающегося представителя Русского зарубежья – Н.П. Кондакова, полагавшего, что русская и итальянская средневековые культуры питались из одного, византийского источника, что способствовало продуктивному сотрудничеству двух миров2. Таким образом, связи России с итальянскими государствами были нередко переплетены с отношениями с греческим миром. 1.  Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 58.

2.  Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 2. СПб., 1915. С 392–393. Эта мысль развита А.Г. Габричевским в статье, написанной в 1947 г., но так и не напечатанной в то тревожное время. Искусствовед писал: «Единство эллинской традиции, переданной Византией как Италии, так и Руси, может отчасти объяснить то “чудо”, которое совершилось в Московском Кремле в 1475–1479 гг. (речь идёт о строительстве католиком Аристотелем Фиораванти главного храма православной Руси. – Т.М.)» (Габричевский А.Г. Итальянские зодчие в России // Россия и Италия. Вып. 2. М., 1996. С. 226).
3 В числе актуальных вопросов российской науки традиционно находится и проблема оценки преобразований Петра Великого – главные особенности отношений государя с Европой, характер заимствований с Запада, вектор его реформ как в светской, так и в церковной жизни России, предпосылки его бурной деятельности. В последние годы продуктивно исследуются связи Петра I с итальянским миром, особенно с Венецией и папством3. 3.  Андросов С.О. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII в. СПб., 2003; Андросов С.О. Скульпторы и русские коллекционеры в Риме во второй половине XVIII века. СПб., 2011; Плюханова М.Б. Борис Иванович Куракин в Риме в 1707 году // Dalla Russia in Italia. Intellettuali e artisti a Roma (XVIII e XIX secoli). Salerno, 2015. С. 23–40.
4 Оба эти направления соединены в фундаментальном исследовании протоиерея Алексея Ястребова, посвящённом истории дипломатических, церковных и культурных связей России последних десятилетий XVII – первой четверти XVIII вв. с Венецианской республикой. Значительная роль греков в этих связях неоспорима. Автор монографии, много лет проживший в Италии, получивший степень доктора философии в Папском Урбанианском университете (Рим) и в 2002–2019 гг. несший послушание настоятеля православного прихода святых Жён-мироносиц в Венеции, поставил перед собой задачу раскрыть широкую панораму русско-венецианских связей, в которые были активно и неизбежно вовлечены греки, жившие в «городе мостов и каналов» и/или связанные с Лагуной тесными семейными, интеллектуальными или другими узами. А.О. Ястребов стремился показать роль греческой общины Венеции в процессе активизации контактов России и Светлейшей республики в контексте не только сближения с Европой в целом, но и внутриполитических инициатив царя, направленных на модернизацию страны. Последнее требовало в том числе квалифицированных кадров на разных направлениях. Решение поставленной в работе научной задачи невозможно без обращения к церковным настроениям греческой диаспоры Венеции и особенностям межконфессиональных отношений. Эта проблематика неизбежно выводит и на сюжеты, связанные с симпатиями в отношении «латинян», которые были характерны для не слишком значительной, но всё же заметной части русской аристократии и духовенства, которые подчас становились тайными католиками. Таковыми стали, например, братья Александр и Сергей Милославские, Пётр Артемьев, Палладий Роговский (Рогов) (с. 325–341)4. 4.  Вслед за Е.Ф. Шмурло и А.В. Флоровским М.Б. Плюханова справедливо отметила, что русские стольники, отправленные в Италию для изучения мореходного дела в последние годы XVII в., «встретившись с католическим миром, переживали смущение и колебания, в разной степени сближаясь с католичеством… К русским ученикам были приставлены активные деятели католической церкви» (Плюханова М.Б. Борис Иванович Куракин… С. 28).

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 367

Readers community rating: votes 0

1. Annali Veneti dall’anno 1457 al 1500 del senatore Domenico Malipiero, ordinate ed abbreviate dal senatore Francesco Longo // Archivio storico italiano. Vol. VII. Parte 1. Firenze, 1843. P. 106.

2. Catiforo A. Vita di Pietro, il Grande imperador della Russia, estratta da varie memorie publicate in Francia e in Olanda. Venezia, 1736.

3. Androsov S.O. Russkie zakazchiki i ital'yanskie khudozhniki v XVIII v. SPb., 2003.

4. Androsov S.O. Skul'ptory i russkie kollektsionery v Rime vo vtoroj polovine XVIII veka. SPb., 2011.

5. Gabrichevskij A.G. Ital'yanskie zodchie v Rossii // Rossiya i Italiya. Vyp. 2. M., 1996. S. 226.

6. De Antiga R. Venetsiya. Gavan' svyatykh. SPb., 2021.

7. Kondakov N.P. Ikonografiya Bogomateri. T. 2. SPb., 1915. S 392–393.

8. Matasova T.A. Latinskij perevod gramoty Ivana III 1493 goda v Milane i Florentsii // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2021. № 2(84). S. 41–51).

9. Matasova T.A. Sof'ya Paleolog. M., 2016. S. 163–164.

10. Matasova T.A. Milanskij spisok moskovskoj gramoty 1493 g.: avtograf greka iz okruzheniya Sof'i Paleolog // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki. 2020. № 2(80). S. 5–13.

11. Matasova T.A., Vorob'yov G.M. Novyj dokument po istorii svyazej grecheskogo mira i Rossii poslednej chetverti XV v. // Vizantijskij vremennik. M., 2016. T. 100. S. 256–270).

12. Petrunina O.E. Russko-grecheskie otnosheniya i ehvolyutsiya «Velikoj idei» grekov v XIII – nachale XX veka // Grecheskij mir v XVIII–XX vv. v novykh istoricheskikh issledovaniyakh. M., 2006. S. 36.

13. Plyukhanova M.B. Boris Ivanovich Kurakin v Rime v 1707 godu // Dalla Russia in Italia. Intellettuali e artisti a Roma (XVIII e XIX secoli). Salerno, 2015. S. 23–40.

14. Prepodobnyj Maksim Grek. Sochineniya. T. 1. M., 2008. S. 119.

15. Siropul S. Vospominaniya o Ferraro-Florentijskom sobore (1438–1439). V 12 ch. SPb., 2010. S. 298, 312, 323.

16. Skrzhinskaya E.Ch. Rus', Italiya i Vizantiya v srednevekov'e. SPb., 2000. S. 281.

17. Florovskij G.V. Puti russkogo bogosloviya. Parizh, 1937. S. 58.

18. Shmurlo E.F. Snosheniya Rossii s papskim prestolom v tsarstvovanie Petra Velikogo (1697–1707) // Istoriki-ehmigranty: Voprosy russkoj istorii v rabotakh 20-kh – 30-kh gg. M., 2002. S. 212.

19. Yastrebov A.O. Novye svedeniya o deyatel'nosti mitropolita Meletiya Tipal'da na rubezhe XVII–XVIII vv. // «Vosstanet tsesar' v opustevshej zemle»: Lyudi, vremya i prostranstvo russkoj istorii. K 70-letiyu professora N.S. Borisova. M., 2020. S. 296–306.

20. Yastrebov A.O. Svyatyni Venetsii: Pravoslavnyj istoriko-khudozhestvennyj putevoditel' po bazilike Svyatogo Marka i tserkvyam Venetsii. Paduya, 2010.

Система Orphus

Loading...
Up