Сотрудничество России и Монголии в охране экосистемы озера Байкал

 
Код статьиS013122270004371-9-1
DOI10.20542/0131-2227-2019-63-3-68-75
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Байкальский институт природопользования Сибирского отделения РАН
Название журналаМировая экономика и международные отношения
ВыпускТом 63 Выпуск №3
Страницы68-75
Аннотация

Рассматриваются актуальные вопросы российско-монгольского сотрудничества по охране озера Байкал, прежде всего действующая договорная база в области совместного водопользования и возможные альтернативы развитию гидроэнергетики в монгольской части бассейна реки Селенги. Обосновываются основные направления согласования интересов сторон на базе процедур оценки воздействия на окружающую среду.

Ключевые словаозеро Байкал, экосистема, Всемирное природное наследие ЮНЕСКО, совместное водопользование, энергетическое сотрудничество, воздействие на окружающую среду, Россия, Монголия
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках государственного задания БИП СО РАН (проект № 0339-2016-0002).
Получено19.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов26356
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сегодня наиболее острые вопросы в российско-монгольских отношениях связаны с развитием гидроэнергетики Монголии в бассейне трансграничной реки Селенги (основного притока озера Байкал). Планы форсированного развития экономики соседнего государства вступают в противоречие с задачами сохранения уникальных экосистем на территории РФ. Поиск разумных форм соблюдения баланса экономических и экологических интересов приобретает ключевую роль для сохранения добрососедских отношений наших стран.
2

ПРАВОВАЯ БАЗА СОТРУДНИЧЕСТВА

3 Россия и Монголия делят между собой несколько бассейнов крупных водотоков и водоемов, входящих в состав природных объектов, признанных мировым сообществом в качестве особо ценных экосистем. Один из них образован рекой Селенгой – главным притоком озера Байкал, другие – озером Убсу-нур и системой бессточных Торейских озер.
4

Байкал, Убсу-нур и Торейские озера включены ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия. Эти озера и дельта реки Селенги признаны водно-болотными угодьями международного значения (объектами Рамсарской конвенции). Помимо этого Убсу-нур и Торейские озера включены в сеть международных биосферных резерватов (как объекты Конвенции о биологическом разнообразии). Таким образом, вопросы совместного использования этих уникальных водных объектов выходят за пределы двусторонних отношений и имеют общемировую значимость. Соответственно, в основу их решения должны быть положены основные принципы международного водного права с учетом специфики трансграничной деятельности в отношении природных объектов, находящихся под действием глобальных природоохранных конвенций.

5 Соглашение между правительствами Российской Федерации и Монголии по охране и использованию трансграничных вод (1995 г.) представляет собой рамочный документ, идентичный заключенным Россией в тот же период с другими соседними странами. Оно определяет основные направления сотрудничества (ст. 2), области совместной деятельности (ст. 3), а также механизмы взаимодействия сторон (ст. 9). Помимо этого в нем закреплены обязательства сторон по ограничению негативного воздействия на трансграничные воды при проведении водохозяйственных и иных мероприятий (ст. 4), требования по предупреждению и ликвидации негативных последствий природных и техногенных аварий (ст. 5), а также общие вопросы деятельности института уполномоченных сторон (ст. 9).
6 Соглашение уже не в полной мере отражает современные тенденции интегрированного управления водными ресурсами. В нем не учтены “бассейновый” и экосистемный подходы, проблемы устойчивого водопользования и обеспечения экологического стока рек. Не содержит оно и фундаментальных положений международного водного права, требующих соблюдения принципов “справедливого и разумного использования” и “непричинения значительного ущерба”. Кроме того, в нем отсутствуют широко используемые сегодня требования о проведении экологической оценки и консультаций в отношении тех проектов, которые могут оказывать значительное трансграничное воздействие, а также о раскрытии информации и участии общественности в принятии решений. Соглашение не содержит ссылок на глобальные природоохранные конвенции и не устанавливает требований в отношении особого режима охраны и использования водных ресурсов самого крупного из общих водных бассейнов – бассейна реки Селенги.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1420

Оценка читателей: голосов 0

1. Jones C.E. Screening, Scoping and Consideration of Alternatives. Petts J., ed. Handbook of Environmental Impact Assessment. Oxford, Blackwell Science, vol. 1, chapter 10, 1999. 496 p.

2. Макаров А.В. Проблемы сотрудничества России с Монголией в контексте охраны трансграничных вод. ЭКО, 2016, № 5, сс. 175-188. [Makarov A.V. Problemy sotrudnichestva Rossii s Mongoliei v kontekste okhrany transgranichnykh vod [Problems of Russia and Mongolia cooperation in a context of transboundary waters protection]. EСO, 2016, № 5, pp. 175-188.]

3. Mongolia Updating the Energy Sector Development Plan: Final Report. Singapore, Asian Development Bank, 2013. Available at: http://www.adb.org/projects/documents/updating-energy-sector-development-plan-tacr. (accessed 22.03.2015).

4. Action Program of the Government of Mongolia for 2015-2020 years. Ulaanbaatar, Government of Mongolia, 2015. 26 p.

5. Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. и др. Энергетическая безопасность России. Новосибирск, Наука, 1998. 302 с. [Bushuev V.V., Voropai N.I., Mastepanov A.M., Shafranik Yu.K. i dr. Energeticheskaya bezopasnost’ Rossii [Russia’s energy security]. Novosibirsk, Nauka, 1998. 302 p.]

6. Воропай Н.И., Санеев Б.Г., ред. Восточный вектор энергетической стратегии России: современное состояние, взгляд в будущее. Новосибирск, Академическое издательство “Гео”, 2011. 368 с. [Voropai N.I., Saneev B.G., eds. Vostochnyi vektor energeticheskoi strategii Rossii: sovremennoe sostoyanie, vzglyad v budushchee [The Eastern vector of Russia’s energy strategy: current state and prospects]. Novosibirsk, GEO, 2011. 368 p.]

7. Gobitec and the Asian Supergrid for Renewable Energy Sources in Northeast Asia. Energy Charter Secretariat. Available at: https://energycharter.org/what-we-do/investment/investment-thematic-reports/gobitec-and-the-asian-supergrid-for-renewable-energy-sources-in-northeast-asia-2014/ (accessed 14.10.2015).

8. Санеев Б.Г., Воронин П.А., ред. Топливно-энергетический комплекс Иркутской области: современное состояние и перспективы развития. Москва, ИД “Энергия”, 2013. 304 с. [Saneev B.G., Voronin P.A., eds. Toplivno-energeticheskii kompleks Irkutskoi oblasti: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Fuel and energy complex of Irkutsk region: current state and prospects for development]. Moscow, Energy, 2013. 304 p.]

9. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. [Russia’s energy strategy for the period till 2030 (In Russ.)] Available at: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (accessed 08.10.2015).

10. Подковальников С.В., Савельев В.А., Чудинова Л.Ю. Перспективы электроэнергетической кооперации России и стран Северо-Восточной Азии. Проблемы прогнозирования, 2015, № 4, сс. 118-130. [Podkoval'nikov S.V., Savel'ev V.A., Chudinova L.Y. Perspektivy elektroenergeticheskoi kooperatsii Rossii i stran Severo-Vostochnoi Azii [Prospects of electric-energy cooperation between Russia and Northeast Asian countries]. Problemy prognozirovaniya, 2015, no. 4, pp. 118-130.]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх