Spanish music: from the stagnation of dictatorship to creative freedom. For the 45th anniversary of the end of the Franco regime

 
PIIS0044748X0012281-8-1
DOI10.31857/S0044748X0012281-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Latin American Studies, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 12
Pages96-104
Abstract

The art of Spain during the Francoise dictatorship was in a state of stagnation and suffered irreparable losses. The poet Federico Garcia Lorca was killed. De Falla, Pablo Picasso, and Pablo Casals left the country. Since the second half of the 50s, the restoration of external relations has begun. A group of composers of Generation 51, who embarked on the path of updating the musical language, managed to bring musical creativity to a new level. Among them, the most famous are Cristobal Halfter, Luis de Pablo, Claudio Prieto and Anton Garcia Abril, whose works reflect the main trends of modern academic music-traditionalism, avant-garde and postmodernism.

KeywordsSpanish music, Generation 51, avant-garde, postmodernism
Received29.06.2020
Publication date30.11.2020
Number of characters23872
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Современная эпоха привнесла в музыкальное творчество изменения поистине глобального масштаба. Никогда ранее не возникало столько принципиально новых методов композиции, разновекторных эстетических направлений, неповторимых творческих индивидуальностей. Компьютеризация и стремительное возрастание скорости обмена информацией породили новую, охватывающую всю планету реальность, которая, несомненно, должна была найти отражение и в искусстве. Вместо превалирующего ранее стремления к утверждению национальной идентичности, доминирующей стала тенденция к универсализации композиторского мышления. Между образовавшимися двумя лагерями — традиционалистов и авангардистов — перевес явно склонился в пользу последних, считавших традиционные приемы исчерпанными и убежденных в необходимости быстрого и кардинального обновления всего арсенала композиторских средств.  
2 В Испанию авангардизм проник примерно с десятилетним опозданием, что было обусловлено особенностями изоляционистской политики франкистского режима. В этой связи представляется нелишним напомнить, что, к примеру, в родственных Испании, но гораздо более отсталых в культурном плане странах Латинской Америки авангардистские тенденции начали проявляться еще в 1930-е годы: 12-тоновая система Шенберга в творчестве аргентинского композитора Хуана Карлоса Паса, микротонализм мексиканского композитора Хулиана Каррильо; во второй половине 1940-х годов целая плеяда латиноамериканских композиторов прошла обучение в Беркширском центре современной музыки в Танглевуде (США), а к 1960-м годам они уже были в курсе всех направлений авангарда и имели в своих рядах таких видных деятелей, как Альберто Хинастера  и  Маурисио Кагель. 
3 Искусство Испании в годы диктатуры Франко понесло невосполнимые потери, в частности, был убит поэт Федерико Гарсиа Лорка. Известно, насколько непримиримую позицию к этому режиму заняли такие выдающиеся деятели испанской культуры, как художник Пабло Пикассо и виолончелист Пабло Казальс. Испанское композиторское творчество, начиная с Гражданской войны 1936—1939 гг., оказалось более чем на 20 лет оторванным от эволюционных процессов, происходивших в европейской музыке. Некоторым из композиторов, в том числе Мануэлю де Фалье, пришлось в 1939 г. покинуть страну, чтобы всего через несколько лет умереть в нищете в Аргентине; Роберт Херард (1896—1970 гг.), которого многие историки считают наиболее значительным композитором после Де Фальи, эмигрировал в Англию; творчество других, оставшихся на родине, замкнулось в границах традиционного неоклассицизма, уже преодоленного в большинстве стран Европы. Тем не менее исторически сложившийся в Испании высокий уровень композиторского мастерства по инерции поддерживался. Со второй половины 50-х годов общественно-политический климат в Испании начал смягчаться, что привело к постепенному восстановлению внешних связей.  

Number of purchasers: 0, views: 114

Readers community rating: votes 0

1. Casares E. Cristobal Halfter. Ethos-Música N 3. Servicio de Publicaciόnes de la Universidad de Oviedo, 1980, 280 p.

2. Available at: http://www.elmundo.es/magazine/num197/horos.htm | La revista Cristobal Halffter (accessed 25.09.2018).

3. Marco T. Historia de la música Española. 6. Siglo XX. Madrid, Alianza Música,1998, 368 p.

4. Istoriya zarubezhnoj muzyki. KhKh vek. M.: Muzyka, 2005, 576 s.

5. Pliego de Andres.V. Claudio Prieto. Música, belleza y comunicaciόn. Oviedo: Libros Acana 1994, 186 p.

6. Cadena SER, 14-3-1983.

7. Cabanas Alaman F.J. Anton García Abril. Sonidos de libertad. Oviedo: Instituto Compluente, 1994, 222 p.

Система Orphus

Loading...
Up