Испанская музыка: от застоя к свободе творчества. К 45-летию окончания диктатуры Франко

 
Код статьиS0044748X0012281-8-1
DOI10.31857/S0044748X0012281-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт Латинской Америки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 12
Страницы96-104
Аннотация

Искусство Испании в годы франкистской диктатуры находилось в состоянии застоя и понесло невосполнимые потери. Был убит поэт Федерико Гарсиа Лорка, страну покинули Мануэль де Фалья, Пабло Пикассо, Пабло Казальс. Со второй половины 50-х годов началось восстановление внешних связей. Группе композиторов «Поколения 51», вставших на путь обновления музыкального языка, удалось вывести музыкальное творчество на новый уровень. Среди них наибольшую известность приобрели Кристобаль Альфтер, Луис де Пабло, Клаудио Прието и Антон Гарсиа Абриль, в творчестве которых нашли отражение основные направления современной академической музыки — традиционализм, авангардизм и постмодернизм.

Ключевые словаиспанская музыка, «Поколение 51», авангард, постмодернизм
Получено29.06.2020
Дата публикации30.11.2020
Кол-во символов23872
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Современная эпоха привнесла в музыкальное творчество изменения поистине глобального масштаба. Никогда ранее не возникало столько принципиально новых методов композиции, разновекторных эстетических направлений, неповторимых творческих индивидуальностей. Компьютеризация и стремительное возрастание скорости обмена информацией породили новую, охватывающую всю планету реальность, которая, несомненно, должна была найти отражение и в искусстве. Вместо превалирующего ранее стремления к утверждению национальной идентичности, доминирующей стала тенденция к универсализации композиторского мышления. Между образовавшимися двумя лагерями — традиционалистов и авангардистов — перевес явно склонился в пользу последних, считавших традиционные приемы исчерпанными и убежденных в необходимости быстрого и кардинального обновления всего арсенала композиторских средств.  
2 В Испанию авангардизм проник примерно с десятилетним опозданием, что было обусловлено особенностями изоляционистской политики франкистского режима. В этой связи представляется нелишним напомнить, что, к примеру, в родственных Испании, но гораздо более отсталых в культурном плане странах Латинской Америки авангардистские тенденции начали проявляться еще в 1930-е годы: 12-тоновая система Шенберга в творчестве аргентинского композитора Хуана Карлоса Паса, микротонализм мексиканского композитора Хулиана Каррильо; во второй половине 1940-х годов целая плеяда латиноамериканских композиторов прошла обучение в Беркширском центре современной музыки в Танглевуде (США), а к 1960-м годам они уже были в курсе всех направлений авангарда и имели в своих рядах таких видных деятелей, как Альберто Хинастера  и  Маурисио Кагель. 
3 Искусство Испании в годы диктатуры Франко понесло невосполнимые потери, в частности, был убит поэт Федерико Гарсиа Лорка. Известно, насколько непримиримую позицию к этому режиму заняли такие выдающиеся деятели испанской культуры, как художник Пабло Пикассо и виолончелист Пабло Казальс. Испанское композиторское творчество, начиная с Гражданской войны 1936—1939 гг., оказалось более чем на 20 лет оторванным от эволюционных процессов, происходивших в европейской музыке. Некоторым из композиторов, в том числе Мануэлю де Фалье, пришлось в 1939 г. покинуть страну, чтобы всего через несколько лет умереть в нищете в Аргентине; Роберт Херард (1896—1970 гг.), которого многие историки считают наиболее значительным композитором после Де Фальи, эмигрировал в Англию; творчество других, оставшихся на родине, замкнулось в границах традиционного неоклассицизма, уже преодоленного в большинстве стран Европы. Тем не менее исторически сложившийся в Испании высокий уровень композиторского мастерства по инерции поддерживался. Со второй половины 50-х годов общественно-политический климат в Испании начал смягчаться, что привело к постепенному восстановлению внешних связей.  

Всего подписок: 0, всего просмотров: 109

Оценка читателей: голосов 0

1. Casares E. Cristobal Hаlfter. Еthos-Música N 3. Servicio de Publicaciόnes de la Universidad de Oviedo, 1980, 280 p.

2. Available at: http://www.elmundo.es/magazine/num197/horos.htm | La revista Cristobal Halffter (accessed 25.09.2018).

3. Marco Т. Historia de la música Española. 6. Siglo XX. Madrid, Alianza Música,1998, 368 p.

4. История зарубежной музыки. ХХ век. М.: Музыка, 2005, 576 с.

5. Pliego de Andres.V. Claudio Prieto. Música, belleza y comunicaciόn. Oviedo: Libros Acana 1994, 186 p.

6. Cadena SER, 14-3-1983.

7. Cabanas Alaman F.J. Anton García Abril. Sonidos de libertad. Oviedo: Instituto Compluente, 1994, 222 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх