Крупнейшие кинофестивали: география лауреатов

 
Код статьиS0044748X0006412-2-1
DOI10.31857/S0044748X0006412-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 10
Страницы71-84
Аннотация

Автор проанализировал распределение по странам мира всех главных наград ключевых 15 кинофестивалей (отнесенных Международной федерацией ассоциации кинопродюсеров к фестивалям категории «А») за все годы их проведения. Обзор отражает не только то, какие государства входят в число лауреатов, но и хронологию и факторы появления некоторых из них в списках. Рассмотрены отдель-ные латиноамериканские фильмыпобедители и сквозные сюжеты, появляющиеся в разных картинах различных стран, а также фильмы-победители, снятые режиссерами-мигрантами. В статье показано, какие образы государств и городов складываются после просмотра этих кинокартин, победивших на крупнейших кинофестивалях. Среди стран Латинской Америки наибольшее число первых наград на ключевых кинофестивалях получили Бразилия, Мексика и Аргентина. Главный город самых выдающихся кинолент Бразилии — Рио-де-Жанейро. «Бразильские» сюжеты часто разворачиваются также на северо-востоке страны. В случае Аргентины в большей части фильмов-победителей действие происходит в Буэнос-Айресе или просто в некоем «большом городе». Многие латиноамериканские киноленты связаны местом действия и сюжетом с природной доминантой региона — Амазонией. Общие в своей аутентичности (высоко ценимые жюри кинофестивалей) мотивы в творчестве можно найти у режиссеров-мигрантов. Например, один из ярчайших мексиканских фильмов-победителей режиссера Диего Кемада-Диаса, эмигрировавшего из Испании в Мексику, — «Золотая клетка», повествующий о трех подростках, которые из Гватемалы отправляются в США.

Ключевые словакиноиндустрия, кинофестиваль, креативные отрасли, культурные отрасли
Получено25.09.2019
Дата публикации26.09.2019
Кол-во символов27995
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В первой половине XX в. с ростом числа выходивших на экраны фильмов встал вопрос их качественной оценки. Один из объективных показателей успеха фильма — его кассовые сборы. Тем не менее популярность картины не всегда соответствует ее художественной ценности, которая, в свою очередь, не гарантирует ей популярность.
2 Продукцию кинематографии можно условно разделить на «кино в целях искусства» и на «индустриальное кино». В первом случае фильмы создаются исключительно в художественном ключе: кино — лаборатория, зона риска, никто не знает, как такое продавать. Во втором — фильмы создаются для зарабатывания денег, развлечения населения. В первом случае создатели фильмов, являясь новаторами, экспериментируют, вырабатывают новые эстетику и формы, а во втором — пользуются уже имеющимися образцами, зарекомендовавшими себя как успешные.
3 Двойственность фильмов подчеркивает и амбивалентность отрасли: с одной стороны, кинокартины можно рассматривать с точки зрения финансового успеха, с другой — их художественной ценности. Способов определить такую ценность может быть много, но есть те, которые в мировом сообществе зарекомендовали себя примерно с середины XX в. — кинематографические фестивали, на которых продукция киноиндустрии оценивается профессиональным художественным сообществом (жюри). Таким образом, признанные крупнейшими и наиболее значимыми международные кинофестивали являются глобальным инструментом для распространения авторского кино. Фильмы и участвовавших в их создании отдельных деятелей искусств (режиссеров, актеров, сценаристов и пр.) в связи с выдающимися, на взгляд жюри, художественными характеристиками выделяют и «наносят на карту мира кино».
4 В статье рассмотрены 15 кинофестивалей, аккредитованных Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (Fedération International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF) как первоклассные — наиболее качественные международные неспециализированные фестивали игровых фильмов (бывают еще специализированные кинофестивали, в которых участвуют, например, только документальные или короткометражные фильмы). Ассоциацией кинопродюсеров они выделены по уровню организации мероприятия в целом, по широте охвата стран, фильмы которые участвуют в конкурсе, по высокому уровню международного жюри и прочим характеристикам. Победить на таком фестивале — радость для всей съемочной группы, и, особенно, для продюсера, так как заветная статуэт- ка — «знак качества» для многих зрителей. «Знак качества» — не просто красивый оборот. В Великобритании Британский институт кино по отдельным фильмам проводит экзитпол (калька с англ. exit poll) — опрос зрителей на выходе с сеанса в кинотеатре. Такой опрос был проведен по картине «Любовь» Михаэля Ханеке (2012 г.), получившей «Золотую пальмовую ветвь» (высшая награда Международного Каннского кинофестиваля). Оказалось, что для 44% зрителей одной из причин посещения фильма стала его победа на престижном кинофестивале (опрос проводился среди британских зрителей, сам фильм — французский) [1]. Получается, что признание художественной ценности может влиять и на доходы от фильма.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 413

Оценка читателей: голосов 0

1. Официальный сайт Британского института кино. Available at: https://www.bfi.org.uk/education-research/film-industry-statistics-research (accessed 25.07.2018).

2. Бугрова О. «Дерсу Узала»: фильм о тайге как разрядка международной напряженности — РИА-Новости, 10.02.2015. Available at: https://ria.ru/20150210/1046906651.html (accessed 16.03.2019).

3. Официальный сайт Берлинского международного кинофестиваля. Available at: https://www.berlinale.de/en/HomePage.html (accessed 11.12.2017).

4. Официальный сайт Варшавского международного кинофестиваля. Available at: https://wff.pl/en/ (accessed 11.12.2017).

5. Официальный сайт Венецианского международного кинофестиваля. Available at: https://www.labiennale.org/en/cinema/2018 (accessed 11.12.2017).

6. Официальный сайт Индийского международного кинофестиваля. Available at: https://www.iffigoa.org (accessed 15.12.2017).

7. Официальный сайт Каирского международного кинофестиваля. Available at: https://www.ciff.org.eg (accessed 27.01.2018).

8. Официальный сайт Международного Каннского кинофестиваля. Available at: https://www.festival-cannes.com/en/ (accessed 16.03.2018).

9. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Available at: https://www.kviff.com/en/homepage (accessed 15.12.2017).

10. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Локарно. Available at: https://www.locarnofestival.ch/pardo/festival-del-film-locarno/home.html (accessed 15.12.2017).

11. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата. Available at: http://www.mardelplatafilmfest.com (accessed 16.03.2018).

12. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне. Available at: https://www.sansebastianfestival.com (accessed 16.03.2018).

13. Официальный сайт Международного кинофестиваля в Токио. Available at: https://2018.tiff-jp.net/en/ (accessed 15.12.2017).

14. Официальный сайт Монреальского международного кинофестиваля. Available at: http://www.ffm-montreal.org (accessed 16.03.2018).

15. Официальный сайт Московского международного кинофестиваля. Available at: http://www.moscowfilmfestival.ru (accessed 16.03.2018).

16. Официальный сайт Таллинского кинофестиваля «Темные ночи». Available at: https://2018.poff.ee (accessed 13.02.2018).

17. Официальный сайт Шанхайского международного кинофестиваля. Available at: http://www.siff.com/siff2017/english/ (accessed 12.02.2018).

18. Выступление А.Долина на лекции «Итоги Каннского фестиваля» в Московской школе кино 24.05.2018 г.

19. T. Robey. Uncle Boonmee Who Can Recall His Past Lives, review // The Daily Telegraph. 18.11.2010. Available at: https://www.telegraph.co.uk/culture/film/filmreviews/8143932/Uncle-Boonmee-Who-Can-Recall-His-Past-Lives-review.html (accessed 12.02.2018).

20. Ростоцкая Л.В. Бразильская кинематография до и после «нового кино». — Родина, 2013, № 10, с. 115-122. 21. Yingjin Zhang. Chinese National Cinema. New York: Routledge, 2004. 343 p.

21. Ростоцкая Л.В. Авторское кино Испании в контексте культурной идентичности. — Латинская Америка, 2019, № 4, с. 90-103.

22. Ветрова Т.Н. Голоса континента. 39-й Московский Международный Кинофестиваль. — Латинская Америка, 2017, №10, с. 94-104.

23. Ветрова Т.Н. Мастера латиноамериканского кино (очерки творчества ведущих режиссеров Латинской Америки). Москва, ВГИК, 2016, 336 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх