Событийный подход в формировании гражданской идентичности молодежи

 
Код статьиS181570410027995-9-1
DOI10.54884/S181570410027995-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Начальник отдела сопровождения проектов по развитию педагогических вузов
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы135-141
Аннотация

В статье проводится исследование понятия «гражданская идентичность», событийного подхода как средства формирования гражданской идентичности, рассмотрены вопросы самоидентификации и развития навыков работы в коллективе у молодежи. Целью статьи является обоснование эффективности применения событийного подхода при формировании гражданской идентичности. Методология заключается в сборе и анализе актуальных данных по теме работы. На основе данных, полученных в результате исследования научных трудов, удалось подтвердить авторскую гипотезу об эффективности событийного подхода, определить ключевые аспекты в вопросах формирования гражданской идентичности молодежи. Статья имеет практическую значимость и может быть использована как руководство для специалистов, занимающихся вопросами формирования гражданской идентичности у молодежи.

Ключевые словагражданская идентичность, молодежь, событийный подход, образовательное событие, формирование гражданской идентичности
Источник финансированияРабота выполнена в рамках государственного задания на НИР «Исследование ценностных ориентаций педагогических работников» (регистрационный номер ЕГИСУ НИОКТР 1023012400075-5-5.3.1).
Получено10.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов14247
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В эпоху геополитических вызовов и угроз вопросы сохранения и укрепления общероссийской гражданской идентичности (далее – ГИ) являются приоритетными. Правовые основы и положения, актуализированные в Указах Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2022 года «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 09 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», позволяют переосмыслить подходы к социальным, культурным и технологическим процессам при реализации работы с молодежью по вопросам сохранения и укрепления традиционных и культурно-исторических ценностей. В связи с этим деятельность по популяризации этих ценностей среди молодежи имеет стратегическое значение. Именно молодежь является тем стратегическим потенциалом, роль которого особенно возрастает в период трансформации общества во всех сферах жизни. Вопросами формирования ГИ занимались такие ученые, как Л.М. Дробижева, Е.Е. Соловьева, С.И. Попова и другие; изучением проблематики мотивации молодежи в ГИ: Л.Н. Мещанова, О.Ю. Козинская, Е.Ю. Глазырина, З.Б. Гасанова, Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцева, Т.В. Яковко, В.А. Сажина и другие. Признавая неоспоримость важности формирования ГИ, необходимо отметить, что вопросам эмоционально-ценностных подходов уделяется недостаточное внимание в научной литературе. Данный факт потребовал обращения к событийному подходу, предполагающему ценность и опору в образовательном и воспитательном процессе при работе с молодежью, основанном на личных смыслах.
2 Обзор научной литературы. Понятие «гражданская идентичность» достаточно часто встречается в научных работах. За последние десять лет, по данным электронной библиотеки elibrary.ru, ГИ является объектом научных исследований в философии, политологии, экономике, истории, социологии, психологии и педагогике. В настоящей статье понятие ГИ рассматривается преимущественно в педагогическом аспекте. По мнению Л.М. Дробижевой, актуальность данного понятия связана с выработкой эффективных механизмов объединения многонационального народа России, укреплением духовной общности, его суверенитета посредством формирования общероссийской ГИ. Автор, анализируя официальное понятие ГИ с позиции власти, делает акцент на политическую и социальную вовлеченность граждан в жизнь страны, которая выражается в солидарности с государственными правилами и нормами, принятии ответственности за создание благополучия в стране, укреплении единства народа посредством общей истории и культурного кода [1].
3 Идентичность в широком смысле рассматривается как социальный и личностный конструкт, присущий индивиду (Н.П. Несговорова) [2]; как самоопределение человека в разрезе социальной принадлежности, самооценки и обеспечения условий безопасности (М.М. Мчедлова). Самоопределение социума детерминировано наличием исторического прошлого, территориальной общности, культурных традиций, политических идей, коллективных ценностей [3].

всего просмотров: 160

Оценка читателей: голосов 0

1. Дробижева Л.М. Смыслы общероссийской гражданской идентичности в массовом сознании россиян // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4(158). С. 480–498.

2. Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Уфимцева М.Г. Научно-теоретические основания эколого-гражданской идентичности // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 10-2. С. 355–359.

3. Мчедлова М.М., Саркисян О.Л. Гражданская идентичность: разнообразие смыслов и достижение солидарности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23. № 4. С. 648–658.

4. Соловьева Е.Е., Попова С.И. Особенности формирования гражданской идентичности в процессе развития личности школьника // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2020. № 58. С. 20–34.

5. Россова Ю.И. Событийный подход – новый взгляд на воспитание // Приоритеты воспитания: историко-культурный поиск и современные практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях, Воронеж, 19–20 мая 2021 года / Под ред. М.В. Шакуровой. Часть I. Воронеж: Воронежский ГПУ, 2021. С. 63–67.

6. Поправко О.В. Событийный подход как способ организации образовательного процесса в вузе // Современный учитель – взгляд в будущее: сборник научных статей. Екатеринбург, 17–18 ноября 2022 года. Часть 2. Екатеринбург: Уральский ГПУ, 2022. С. 204–207.

7. Ушатикова И.И. Реализация событийного подхода в управлении формированием профессиональной позиции будущих учителей // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1(74). С. 333–335.

8. Шустова И.Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 438. С. 186–193.

9. Щербаков А.В., Кисляков А.В., Задорин К.С., Журба Н.Н. Фестиваль образовательного кино как механизм трансляции опыта проблемно-ценностного общения педагога с субъектами воспитания в системе неформального повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021. № 4(49). С. 52–61.

10. Бедоева Э.Х. Педагогические условия формирования патриотической культуры обучающейся молодежи средствами регионального туризма // Национальная ассоциация ученых. 2021. № 72-2. С. 19–22.

11. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования гражданской идентичности детей и подростков в летнем лагере отдыха // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2(41). С. 153–161.

12. Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» [Электронный ресурс] // Разговоры о важном: [сайт]. URL: https://razgovor.edsoo.ru/?year=2023 (дата обращения: 19.08.2023).

13. Российское движение школьников [Электронный ресурс] // Российское движение школьников: [сайт]. URL: https://рдш.рф/ (дата обращения: 19.08.2023).

14. Росмолодежь [Электронный ресурс] // Росмолодежь: [сайт]. URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 19.08.2023).

15. Молодежный клуб Русского географического общества [Электронный ресурс] // Молодежный клуб Русского географического общества: [сайт]. URL: https://mk.rgo.ru/ (дата обращения: 19.08.2023).

16. Академия Минпросвещения России [Электронный ресурс] // Академия Минпросвещения России: [сайт]. URL: https://apkpro.ru/uprav-pedvuzy/ (дата обращения: 19.08.2023).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх