“Весь мир купить можешь”: Вопрос об искуплении в романе “Братья Карамазовы”

 
Код статьиS023620070000329-8-1
DOI10.31857/S023620070000329-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент факультета cлавистских языков и литературы Северо-Западного университета (США)
Аффилиация: Северо-Западный университет
Адрес: США
Название журналаЧеловек
ВыпускВыпуск №4
Страницы157-172
Аннотация

Рассматривается использование языка и понятий купли–продажи и коммерческих сделок в романах Достоевского для описания глубинных феноменов и коллизий духовной жизни, прежде всего проблемы искупления. Подчеркивается, что деньги играли для писателя важнейшую роль в формулировании важнейших волновавших его духовных дилемм. Такие глубины духовного опыта, как достижение счастья, воскресение к новой жизни или обретение веры, он зачастую описывает языком торговых сделок. Два аспекта денег — их важность для размышлений об искуплении и их способность содержать в себе несовместимые противоположности — играют особенно большую роль в “Братьях Карамазовых”. Если подробно рассмотреть взаимоотношения между деньгами и искуплением, то можно пролить новый свет на духовную сердцевину романа — выбор между Иваном и Зосимой, бунтом и верой.

Ключевые словаФ.М. Достоевский, деньги, язык купли-продажи, искупление, вера, бунт, Зосима, Карамазовы, книга Иова.
Получено29.09.2018
Дата публикации03.10.2018
Кол-во символов40466
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться

Оглавление

1

Деньги, как напоминал нам Достоевский, –

это, воистину, “чеканенная свобода”.

Дэниел Акст, “Нью/Йорк Таймс”

2 Упоминание о Достоевском в экономическом разделе “Нью-Йорк Таймс” выглядит вполне естественным — ведь “в его художественном мире главенствуют деньги” [14, p. 94]. Дж. Катто утверждает, что деньги — это один из конституирующих принципов в творчестве писателя: “В целом его сочинения говорят нам, что деньги — категория, подобная пространству, позволяющая познавать наше социальное и даже духовное бытие” [14, p. 153]. Но если деньги “как посредник, идея и послание” действительно становятся “одним из фундаментальных строительных блоков” творческого универсума писателя, то стоит глубже осмыслить их значение и роль в романах Достоевского1. 1. Роль денег в прозе Достоевского рассматривается также в работе С. Оливье [28].
3 В полном согласии с процитированными авторами я утверждаю, что деньги играли для русского писателя важнейшую роль в формулировании важнейших волновавших его духовных дилемм. Такие глубины духовного опыта, как достижение счастья, воскресение к новой жизни или обретение веры, он зачастую описывает языком торговых сделок. Например, Наташа Ихменева (“Униженные и оскорбленные”) верит, что счастье покупается страданием. “Надо как-нибудь выстрадать вновь наше будущее счастье; купить его какими9нибудь новыми муками” [5, т. 3, с. 230]. Для рассказчика в “Преступлении и наказании” воскресение можно в буквальном смысле слова купить страданиями и борьбой. Раскольникову пришлось понять, что “зарю обновленного будущего, полного воскресения в новую жизнь” должно купить себе [5, т. 6, с. 421]: “Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом” [5, т. 6, с. 422], — комментирует рассказчик. Те же мотивы звучат в “Бесах”: “Дайте себе обет, и сею великою жертвой купите всё, чего жаждете и даже чего не ожидаете, ибо и понять теперь не можете, что получите!” — восклицает Тихон [там же, т. 11, с. 29].
4 Проблема христианского искупления у Достоевского тесно связана с темой денег. Его, судя по всему, не оставляет мысль, что искупление — это нечто такое, что может быть выставлено на продажу. “Бог как купец”, — таинственно произносит Великий инквизитор [там же, т. 15, с. 230]. Два выдающихся православных героя Достоевского — старцы Зосима и Тихон, как и Великий инквизитор, говорят о Боге как о некоем надмирном бухгалтере. “Сделайте, что можете, — говорит Зосима госпоже Хохлаковой, — и сочтется Вам” [там же, т. 14, с. 53]. “Постарайтесь исполнить свой обет, — увещевает Тихон Ставрогина, — и ваши усилия вам будут зачтены. Всё сочтется: ни одно слово, ни одно движение душевное, ни одна полумысль не пропадут даром”, — заверяет Тихон [там же, т. 11, с. 29].
5 Не приходится удивляться, что о событиях внутренней духовной жизни Достоевский говорит в терминах денежных расчетов. Здесь можно вспомнить как о мучительных финансовых проблемах, всю жизнь его сопровождавших, так и о глубоком знании Евангелия, в котором он постоянно наталкивался на использование языка купли-продажи для описания духовных предметов. Хотя, как напоминает Малколм Джонс, одного лишь наличия подобных образов в Библии еще недостаточно, чтобы понять в полной мере роль этого языка для Достоевского, — ведь «связь любого конкретного художественного текста Достоевского с его библейским “прообразом” крайне проблематична» [21, p. 124]. «Можно в подробностях показать, — считает Джонс, — что, как бы ни был текст “Братьев Карамазовых” наполнен библейскими аллюзиями, он глух к важнейшему посланию Нового Завета, и лишь выявляя одно за другим отклонения и искажения, можем мы проследить связь содержащегося в нем религиозного дискурса с предполагаемым источником в сердце христианского Благовещения» [idid, p. 124].

Цена публикации: 0

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1759

Оценка читателей: голосов 0

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык, 1989.

2. Виноградов В.В. Словарь современного русского литературного языка. М; Л.: Изд9во АН СССР, 1956.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.; СПб., 1903.

4. Долинин А.С. Последние романы Достоевского. Как создавались “Подросток” и “Братья Карамазовы”. М.: Сов. писатель, 1963.

5. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Л.: Наука, 1973–1990.

6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Канонические тексты: В 16 т. Т. 1 / Под ред. В.Н. Захарова. Петрозаводск: ПетрГУ, 1995.

7. Касаткина Т. Характерология Достоевского: типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996.

8. Мочульский К. Достоевский: Жизнь и творчество. P.: YMCA Press, 1980. С. 505.

9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1986.

10. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Париж, 1936.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх