«Школа Минпросвещения России»: от концептуальных установок к готовности классных руководителей к реализации

 
Код статьиS181570410027989-2-1
DOI10.54884/S181570410027989-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Проректор
Аффилиация: Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы19-30
Аннотация

Статья посвящена проблеме готовности института классного руководства к реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Результаты проведенного исследования и анализ сложившейся в общеобразовательных организациях различных регионов Российской Федерации практики подтвердили гипотезу о ведущей роли классных руководителей при реализации проекта «Школа Минпросвещения России»; обусловили выявление соотношения структурных элементов деятельности классного руководителя с магистральными направлениями и ключевыми условиями проекта; позволили реализовать попытку описания элементов структуры деятельности классного руководителя при реализации проекта «Школа Минпросвещения России». Исследование проводилось методом глубинного интервью как инструмента оценивания готовности классных руководителей к своей роли при реализации проекта, позволяющего в процессе коммуникативного взаимодействия выявить индивидуальные профессиональные ресурсы человека. Материалом для анализа послужили результаты глубинных интервью руководителей общеобразовательных организаций и классных руководителей, принимающих участие в проекте. Анализ результатов интервью позволил определить перспективы профессионального совершенствования классных руководителей в контексте применения потенциала сферы дополнительного профессионального образования. Теоретическая значимость статьи преломляется в перспективе разработки уровней и инструментальных слагаемых деятельности классных руководителей при реализации проекта.

Ключевые словаклассный руководитель, профессиональная готовность, общеобразовательная организация, проект «Школа Минпросвещения России», метод глубинного интервью
Получено10.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов38183
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Требования последних лет к качеству общего образования актуализировали ряд профессиональных и социальных проблем, среди которых: неоднородность уровня сформированности профессиональных компетентностей учителей, увеличение непедагогической нагрузки на педагогов; дефицит отдельных групп педагогических кадров; неоднородность подходов к организации образовательной среды, программного и учебно-методического обеспечения; избыточная вариативность учебников и учебных программ; низкая мотивация к обучению, самообразованию, саморазвитию; замещение традиционного общения сетевым; трудности с личностным и профессиональным самоопределением детей; неоднородность условий семейного воспитания и организации досуга во внеурочное время, обратной связи с семьей, родителями; рост случаев социально опасного поведения, рост числа обучающихся с ОВЗ, инвалидностью, обучающихся, для которых русский язык – не родной.
2 Таким образом, стала очевидной проблема неоднородности системы общего образования в контексте проявления тенденции к формированию целостной и суверенной системы российского образования.
3 Для реализации приоритетных направлений развития образования и преодоления выявленных проблем актуальным становится формирование единого образовательного пространства, в котором образовательные организации функционируют в соответствии с едиными требованиями к содержанию обучения, воспитательной работе, профориентации и развитию детей с разными потребностями и интересами, к средовым условиям развития ребенка и трудовой деятельности учителя. Это предполагает ориентацию на эталонную модель государственной школы и создание благоприятных условий для достижения образовательных результатов всеми российскими организациями общего образования.
4 Актуальность проекта «Школа Минпросвещения России» (далее – «Школа») определяется необходимостью реализации следующих условий:
  • консолидация ресурсов, в том числе межведомственного и межотраслевого сотрудничества, для решения приоритетных задач в интересах сохранения образовательного суверенитета;
  • обновление педагогических и управленческих технологий школьных команд для создания мотивирующей образовательной среды, развития интересов, способностей и талантов обучающихся;
  • обеспечение единства управленческих подходов в общеобразовательных организациях и применение лучших отечественных управленческих практик;
  • повышение мотивации к обучению и помощи с профессиональным самоопределением разным группам обучающихся для развития кадрового потенциала и субъектов Российской Федерации;
  • устранение дифференциации уровня и качества получаемого образования, выравнивание возможностей профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, синхронизация подходов к организации внеурочной деятельности и дополнительного образования.

всего просмотров: 128

Оценка читателей: голосов 0

1. Якса Н.В. Воспитательный потенциал проекта «Школа Минпросвещения России» // Научный вестник Крыма. 2023. № 3 (43). С. 1‒6.

2. Костенко М.А. Школа со знаком качества // Вестник образования. Апрель, 2022. С. 6–10. URL: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/b990bad3f6edfa7e83a011000ce250c1.pdf (дата обращения: 24.08.2022).

3. Фишман Л.И. Процессный подход в управлении качеством образовательного процесса в вузе как средство повышения качества образовательных результатов. Самара: ПГСГА, 2015. 159 с.

4. Матвеева Н.Н. Управление качеством образовательного процесса на основе процессного подхода // Известия СамНЦ РАН Педагогика и психология, Филология и искусствоведение. 2009. Т. 11. № 4 (4). С. 877–880.

5. Костенко М.А. Из выступления на Всероссийском совещании с представителями регионов, ответственными за реализацию проекта «Школа Минпросвещения России». Академия Минпросвещения России, 24.03.2023. URL: https://smp.edu.ru/events/tpost/g2fo6l9hv1-akademiya-minprosvescheniya-rossii-prove (дата обращения: 02.08.2023).

6. Концепция проекта «Школа Минпросвещения России» (поддержана Коллегией Министерства просвещения Российской Федерации, протокол от 8 апреля 2022 г. № ПК-1вн). URL: https://smp.iuorao.ru/ (дата обращения: 22.08.2022).

7. Степанов П.В., Селиванова Н.Л., Круглов В.В. и др. Воспитание в современной школе: от программы к действиям: методическое пособие / под ред. П.В. Степанова. М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. 119 с.

8. Леонидова Г.В. Формирование человеческого потенциала детского населения в системе общего образования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 3. С. 172‒188.

9. Суханова О.Н. Готовность классных руководителей и кураторов групп СПО к реализации воспитательной деятельности в современном образовании // Педагогическое образование в России. 2023. № 4. С. 28–40.

10. Белановский С.А. Глубокое интервью и фокус-группы: учебник по качественным методам социологического опроса. М.: Директ-Медиа, 2022. 456 с.

11. Шустова И.Ю. Воспитание в детско-взрослой общности. М.: Педагогическое общество России, 2018. 172 с.

12. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. РАО. М.: Просвещение, 2009. 25 с.

13. Суханова О.Н. Дополнительное профессиональное педагогическое образование как ключевой инструмент реализации приоритетных государственных задач в области воспитания // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. 2022. Т. 5. № 1. С. 29–37.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх