Суфийская метафизика музыки Хазрата Инайят Хана

 
Код статьиS268684310010569-3-1
DOI10.18254/S268684310010569-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант Школы философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ); ведущий редактор отдела научно-библиографической информации Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН)
Аффилиация: Высшая школа экономики
Адрес: Москва, Российская Федерация
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы126-136
Аннотация

Статья представляет собой попытку осмысления наследия Хазрата Инайят Хана. Его теоретические работы формируют последовательную монистическую метафизическую систему, целью которой является преодоление искусственной антитезы материи и духа и синтез науки и религии в духовном искусстве. Суть его онтологии составляют учение о музыке, природе звука и гармонии. Особую роль в предложенном им толковании принципа единобожия (таухид) играет концепция несотворенного и утраченного имени Бога (Исм-е-Азам), которое Инайят Хан связывает с абстрактным звуком как первопричиной всего сущего; таким образом, он считает обращение к духовной музыке в исламской и в любой другой религиозной практике не только целесообразным, но и теологически обоснованным. Воздействие слова и музыки в практике сама’ как отзывчивого и вдохновенного слушания представляет собой способ самопознания человека, преображения мира и движения по направлению к Богу.

Ключевые словаИнайят Хан, суфизм, метафизика, музыка, гармония, мистицизм, сама’
Получено18.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов32775
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Хазрат Инайят Хан (1882–1927) — один из самых известных индийских суфиев, музыкант и основатель Международного суфийского ордена. В начале XX в. он и его небольшой оркестр отправились на Запад с духовной миссией: познакомить людей в США, Западной Европе и дореволюционной России с традицией индийской классической музыки и с мистическим учением суфизма. Его влияние в России в 1910-е гг. оказалось действительно значимым, произведя довольно сильное впечатление, в первую очередь, на московские теософские круги. Песни и мелодии Инайят Хана были переложены для фортепиано С. Л. Толстым и В. И. Полем (подробнее см. третью главу [Загородникова, 2018]), а проникновенность его духовной музыки оказала сильное впечатление на А. Н. Скрябина. Вполне вероятно, что именно музыка Инайят Хана повлияла на замысел скрябинской Мистерии, предназначенной для однократного исполнения в Индии — впрочем, так никогда и не исполненной [Конанчук, 2012, с. 152]1. 1. Глубинное родство мотивов творчества Скрябина и Инайят Хана подчеркивает и Л. В. Шапошникова: «Скрябин хотел построить в Индии Храм для исполнения своей Мистерии Преображения и уже вел переговоры о покупке земли для этого. Инайят Хан, в свою очередь, пытался под Парижем воздвигнуть Храм единения всех религий и народов и даже заложил камень в основание его здания. И тот и другой и в своих идеях, и в своем творчестве опередили время» [Шапошникова, 2001, с. 211].
2 Инайят Хан родился в мусульманской семье и получил посвящение в суфийский орден Чиштийа. Дед Инайят Хана был известным музыкантом, создавшим систему нотной записи для индийской музыки, а его муршидом был Сайад Мухаммед Мадани, прямой потомок пророка Мухаммада. В отличие от сухравардийских суфиев, в ритуальной практике суфиев ордена Чиштийа были распространены элементы йогического мистицизма. В изложении Инайят Хана суфийский мистицизм предстает универсальной доктриной, где тесно переплетены метафизическое, этическое и эстетическое измерения, а все мировые религии в унисон возвещают откровение единого Бога. Читая лекции в Европе, США и России, Инайят Хан осуществлял порученную ему муршидом миссию «соединить Восток и Запад гармонией своей музыки и распространять мудрость суфизма» [Инайят-Хан, 1914, с. 23]. Для прояснения этого послания он рассказывал множество притч и историй, проводил параллели между Библией, Кораном и Ведами, открывал возможность диалога между религией и наукой, физикой и метафизикой. Посредником Инайяту служила музыка, которую он не только исполнял, но и разъяснял.
3 Как известно, отношение к музыке в исламе весьма сложное. В Коране не встречается каких-либо развернутых комментариев относительно музыки и музыкантов и их отношений с Аллахом. Часто апологеты музыки ссылаются на пример царя Давида (Давуда), вместе с которым холмы и птицы «славословили после полудня и утром» (К. 38: 18), говоря о том, что сам Аллах наделил царя Давида не только мудростью, но и особым музыкальным талантом, перед которым не могла устоять сама природа, воздававшая Богу хвалу вместе с ним. В Сунне же неоднократно встречаются упоминания музыки и музыкальных инструментов: в одних случаях музыка вполне однозначно ассоциируется с запретом и лицемерием, в других может иметь и положительный аспект (подробнее см., например, [Федорова, 2015]).

всего просмотров: 418

Оценка читателей: голосов 0

1. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. — 695 c. [Wagner R. Selected Works. Moscow: Isskustvo, 1978. — 696 p. (In Russian)].

2. Гороховик Е. М. РАГА. Большая российская энциклопедия. Том 28. М.: 2015. С. 122 [Gorokhovik E. M. RAGA. Great Russian Encyclopedia. Vol. 28. Moscow: 2015. p. 122 (In Russian)].

3. Загородникова Т. Н. Индия и Серебряный век русской культуры. М.: Институт востоковедения РАН, 2018. — 235 с. [Zagorodnikova T. N. India and the Silver Age of Russian Culture. Moscow: IOS (RAS), 2018. — 235 p. (in Russian)].

4. Инайят Хан Х. Акибат, жизнь после смерти. Метафизика. Опыт души на разных уровнях существования. М.: Сфера, 2007. — 304 с. [Inayat Khan H. Akibat, Life after Death. Metaphysics. The Experience of Soul on Different Levels of Existence. Moscow: Sfera, 2007. — 304 p. (In Russian)].

5. Инайят Хан Х. Мистицизм звука. М.: Сфера, 2013. — 352 с. [Inayat Khan H. Mysticism of Sound. Moscow: Sfera, 2013. — 352 p. (In Russian)].

6. Инайят Хан Х. Суфийское послание о свободе духа. М.: Типография М. О. Аттая и К., 1914. — 89 с. [Inayat Khan H. Sufi Message of Freedom of Spirit. Moscow: Typography of M. O. Attay & Co, 1914. — 89 p. (In Russian)].

7. Инайят Хан Х. «Чаша Саки». Мысли для ежедневной медитации: Ежедневник. М.: Сфера, 2003. — 272 с. [Inayat Khan H. “Bowl of Saki”. Commentary: Daily Insights for Life. Moscow: Sfera, 2003. — 272 p. (In Russian)].

8. Кныш А. Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. СПб.: «ДИЛЯ», 2004. — 464 с. [Knysh A. D. Islamic Mysticism: A Short History. Saint-Petersburg: “DILYA”, 2004. — 464 p. (In Russian); See in English: Knysh A. Islamic Mysticism: A Short History. Leiden-Boston-Köln: E. J. Brill, 2000. — 358 p.].

9. Конанчук С. В. Теургическая эстетика А. Н. Скрябина как прообраз нового искусства. Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург. 2012. № 2. С. 149–156.[Konanchuk S. V. Theurgical Aesthetics of A. N Scriabin as a Prototype of a New Art. Vestnik of Pushkin Leningrad State University. Saint-Petersburg. 2012. No. 2. Pp. 149–156 (in Russian)].

10. Корбен А. Световой человек в иранском суфизме. М.: «Фонд исследований исламской культуры», 2009. — 237 с. [Corbin H. The Man of Light in Iranian Sufism. Moscow: “The Foundation of Islamic Culture Research”, 2009. — 237 p. (In Russian)].

11. Манько Л. И. Звук, цвет, слово как проявление музыкально-эстетического в суфизме. Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург. 2009. № 11 (105). С. 139–145. [Manko L. I. Sound, Color, Word as a Demonstration of Musical-Aesthetic in Sufism. Vestnik Orenburgskogo Gosudarstvennogo Universiteta. 2009. No. 11 (105). Pp. 139–145 (In Russian)].

12. Федорова Е. С. Конфликтологический аспект проблемы «Музыка и ислам». Конфликтология. Санкт-Петербург. 2015. № 1. С. 194–202 [Fedorova E. S. “Music and Islam” as an Issue in Conflict Management. Conflictology. Saint-Petersburg. 2015. No. 1. Pp. 194–202. (In Russian)].

13. Шапошникова Л. В. «Мистерия нового мира» (об А. Н. Скрябине). Тернистый путь Красоты. М.: МЦР; Мастер-Банк, 2001. С. 205–217 [Shaposhnikova L. V. «Mystery of New World» (on A. N. Scriabin). Thorny Path of Beauty. Moscow: MTsR; Master-Bank, 2001. Pp. 205–217 (In Russian)].

14. Шеллинг Ф. В. Й. Философия мифологии. В 2-х т. Т. 2. Монотеизм. Мифология. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. — 544 с. [Schelling F. W. J. Philosophy of Mythology. In 2 vols. Vol. 2. Monotheism. Mythology. Saint-Petersburg: Saint Petersburg University Press, 2013. — 544 p. (In Russian)].

15. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1: Мир как воля и представление. M.: TEPPA Книжный клуб; Республика, 1999. — 496 с. [Schopenhauer A. Collected works: In 6 vols. Vol. 1: The World as Will and Representation. Moscow: TERRA, Knizhnyi klub, Respublika, 1999. — 496 p. (In Russian)].

16. Hazrat Inayat Khan. Complete Works of Piro-o-murshid Hazrat Inayat Khan. Original Texts: Lectures on Sufism 1922. I: January–August. London, The Hague: Omega Publications, 1990. — 622 p.

17. Hazrat Inayat Khan. Complete Works of Piro-o-murshid Hazrat Inayat Khan. Original Texts: Lectures on Sufism 1923. II: July–December. London, The Hague: Omega Publications, 1988. — 1003 p.

18. Hazrat Inayat Khan. Complete Works of Piro-o-murshid Hazrat Inayat Khan. Original Yexts: Lectures on Sufism 1924. I: January–June. New Lebanon: Omega Publications, 2002. — 357 p.

19. Shiloah A. Music in the World of Islam: A Socio-Cultural Study. Detroit: Wayne State University Press, 1995. — 213 p.

20. Смирнов А. В., Никулин Д. В. Вечность. Новая философская энциклопедия: в 4 т. 2-е изд., испр. и допол. [Интернет-версия] М.: Мысль, 2010. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0194de7044398e2c5d864994 (дата обращения: 02.06.2020).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх