УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ПРОЕКТ В ДРЕВНЕМ ГОРОДЕ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

 
Код статьиS181570410026437-5-1
DOI10.54884/S181570410026437-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: советник ректора
Аффилиация: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: профессор
Аффилиация: МБУ «Новгородский молодежный центр»
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Должность: директор
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы186-198
Аннотация

В статье излагается опыт создания Новгородского государственного университета как инновационного проекта в рамках интеграционной концепции. Представлен историко-культурный контекст развития древнего новгородского региона, который дает основания полагать, что образование Новгородского университета является исторически закономерным и предопределенным явлением. Вместе с тем показано, что реализация такого университетского проекта требует особых условий, предпосылок и огромных усилий от коллективов вузов, понимания необходимости перемен, поддержки властных структур и формирования команды единомышленников. Важно и то, что в системе духовно-нравственных ценностей Великого Новгорода книжность и просвещение всегда занимали одно из ведущих мест. Отсюда распространялись на Руси новые тенденции мировоззрения, науки и культуры. 

В статье показано, что Новгородский университет как федерально-региональный центр науки, культуры и образования является ведущим научно-методологическим региональным центром непрерывного педагогического образования и инновационным комплексом с развитой инфраструктурой.

Ключевые словаклассический университет, университетский комплекс, интеграция вузов, исторический контекст развития образования, концепция кейс-стади
Получено28.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов31708
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В последние три десятилетия развития системы образования в России произошел ряд изменений в подходах к решению региональных проблем улучшения качества человеческого потенциала, который представлен в образовании. Политики и организаторы образования способствовали внедрению новаций на уровне федерального законодательства [1] и региональной нормативной базы. Однако зачастую такие изменения были фрагментарны и не затрагивали прежнего уклада и стереотипов управления.
2 В девяностых годах и в начале двухтысячных в процессе реформирования образования более четко обозначились сохраняющиеся и сегодня, к сожалению, в России существенные противоречия между [2]: – возрастающими требованиями к уровню профессиональных знаний и навыков специалистов со стороны обновляющегося реального сектора российской экономики и фактическим рассогласованием уровней, структуры и качества подготовки выпускников вузов и техникумов (колледжей); – сосредоточением вузов и специалистов высокой квалификации в крупнейших городах и постоянно снижающейся мобильностью населения; – объективно возросшими требованиями к абитуриентам вузов и ставшим, очевидно, низким уровнем выпускников периферийных школ, с одной стороны, и ориентированными на средний уровень традиционными вузовскими учебными планами и повышенными ожиданиями выпускников «продвинутых» специализированных средних образовательных учреждений – с другой; – укоренившейся практикой традиционно аудиторного очного обучения студентов и настоятельной необходимостью создания новых (в том числе дистантных) форм обучения с учетом способностей к самообразованию и самосовершенствованию обучаемых (включая образование взрослых); – корпоративно-замкнутым характером деятельности учреждений профессионального образования и все возрастающим стремлением обучаемых иметь полное представление об уровне преподавания, об опыте ведущих научно-педагогических школ, а также иметь возможность влиять на образовательный процесс.
3 К изменению системы профессионального образования России привело постепенное разрешение противоречий, в первую очередь, за счет видоизменения сети вузов, наработки нормативной базы для изменения организационно-правовой формы их существования. Происходит укрупнение университетов и отраслевых вузов путем присоединения или слияния самостоятельных ранее образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Правительством РФ выделены МГУ и СПбГУ, а также 7 федеральных университетов и 29 национальных исследовательских университетов с приданием им больших ресурсов для развития с целью определения лидеров. На последующих этапах ставилась задача выведения из системы высшего образования неэффективных и достаточно слабых вузов. В последнем десятилетии были инициированы программы поддержки опорных университетов, а буквально несколько лет назад проведены процедуры отбора региональных вузов по программе академического лидерства «Приоритет 2030», а также по программе «Передовые инженерные школы». Все эти процессы – отражение официальной политики федерального центра, которая формируется под влиянием нарастающей конкуренции, в том числе в сфере образования. Иными словами, идет реформа «сверху».

всего просмотров: 111

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 6 февраля 2023 года). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 18.05.2023).

2. Доклад на уч. сов. А.Л. Гаврикова о В.В. Сороке 06.02.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.novsu.ru/file/1151084 (дата обращения: 26.05.2023).

3. Гавриков А.Л. Концепция Новгородского государственного университета как регионального научного комплекса // Современные проблемы университетского образования: материалы III междунар. науч.-практ. конф., Волгоград, 15–17 сент. 1993 г. Волгоград, 1993. С. 25–26.

4. Программа поэтапного развития Новгородского государственного университета на период 1994–2000 гг. (Принята Ученым советом НовГУ, прот. № 1 от 14.02.94). Новгород, 1994.

5. Гавриков А.Л. Новгородский университет как центр образования, науки и культуры // Российское образование. 1999. № 4. С. 3–8.

6. Гавриков А.Л. Проект концепции структурно-функциональных преобразований в сфере образования с целью повышения эффективности использования государственных средств // Университетское управление: практика и анализ. 1999. № 2(9). С. 16–27.

7. Гавриков А.Л. Стратегическое планирование развития научно-образовательной системы в регионе // Технологические и управленческие аспекты образования взрослых / под общ. ред. А.Е. Марона. СПб., 2000. С. 11–16.

8. Гавриков А.Л. Новгородский университет – крупнейший социальный проект конца столетия в историческом регионе России // Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков: сб. материалов конф., Москва, 23–24 марта 2000 г. М.: МГУ, 2001. С. 5.

9. Гавриков А.Л. Опыт создания университетского комплекса в Новгородском регионе // Инновации в российском образовании: Высшее профессиональное образование (Опыт создания университетских комплексов). М., 2001. С. 20–29.

10. Гавриков А.Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. СПб., 2001. 181 с.

11. Гавриков А.Л. Региональный университетский комплекс как модель системы непрерывного образования // Модернизация образования в Новгородской области: опыт и перспективы: сб. материалов / сост. В.Н. Аверкин, О.М. Зайченко; НРЦРО. Великий Новгород, 2003. С. 61–67.

12. Гавриков А.Л. Стратегический менеджмент вуза: учеб. пособие. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования» / В.А. Исаев и др. М.: ООО «Издательский дом «Новый учебник», 2004. 330 с.

13. Гавриков А.Л. Великий Новгород – колыбель российского образования / под общ. ред. В.Л. Янина. Великий Новгород, 2000. 268 с.

14. Гавриков А.Л. Великий Новгород – город университетский // Великий Новгород – город университетский: материалы юбил. науч.-практ. конф., 19–20 июня 2003 г.: посвящ. 10-летию ун-та / отв. ред. А.Л. Гавриков, В.Е. Гантмахер. Великий Новгород, 2003. 229 с.

15. Гавриков А.Л. Педагогическое образование в классическом университете: концептуальные основы / сост. О.М. Зайченко, О.С. Орлов. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2001. 36 с.

16. Гавриков А.Л. Педагогическое образование в университете: контекстно–биографический подход / М.Н. Певзнер, Р.М. Шерайзина и др.; под ред. А.Л. Гаврикова, М.Н. Певзнера. Великий Новгород, 2001. 300 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх