Могольский изумруд в европейском ювелирном искусстве

 
Код статьиS268684310010400-8-1
DOI10.18254/S268684310010400-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ассистент главного куратора выставочного отдела, Еврейский музей и центр толерантности
Аффилиация: Еврейский музей и центр толерантности
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосточный курьер
Выпуск
Страницы203-215
Аннотация

Ювелирные украшения можно считать надежными документами, характеризующими смену эпох, стилей, модных течений и вкусов. В данной статье автор обращается к проблеме бытования восточного драгоценного камня в западной культуре начала XX века. В статье делается попытка ответить на следующие вопросы: как и почему добытый в копях Новой Гранады изумруд попадал ко двору Великих Моголов, какой обработке он там подвергался, кто способствовал его проникновению в Европу и каким образом члены разных сообществ участвовали в формировании истории редкого зеленого минерала и определении его ценности. Также исследуется вопрос о соотношении драгоценного камня и его оправы.

Ключевые словамогольское искусство, Великие Моголы, ювелирное искусство Востока, ар-деко, изумруд, могольский изумруд
Получено08.07.2020
Дата публикации31.07.2020
Кол-во символов28613
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Могольский изумруд
2 Изумруд с древности занимал выдающееся положение на рынке драгоценных камней, особенно на Востоке. Этими зелеными минералами императоры демонстрировали свое богатство, могущество и протекцию Аллаха. Воцарение Могольской династии во главе Индийской империи в 1526 г. знаменует новую эпоху в истории исламской культуры. Среди многих черт, которые Бабур (правление: 1526–1530 гг.), наследник Тамерлана и основатель династии, и его преемники получили от своих предков, была любовь к искусству. Ритуалы и церемониальная часть при дворе в могольской Индии были сформированы из иранской культуры, к которой принадлежали правители, персидский был культурным и административным языком империи (Илл. 1). Из Персии же пришла традиция художественной резьбы по драгоценному камню. Украшение именно изумрудов с помощью нанесения глиптики1 было принято среди могольских ремесленников по нескольким причинам. Во-первых, из-за крупного размера и правильной формы камней. Чаще всего это были шестигранные и восьмигранные пластины. Глиптика также маскировала недостатки изумруда — разные вкрапления в структуре, которые делали камень полупрозрачным и тем самым увеличивали видимость резного узора. Среди мотивов преобладали растительные симметричные композиции. Также в эпоху Великих Моголов считалось, что натуральная сила изумруда могла быть усилена религиозной надписью — цитатой из Корана [Keene, Kaoukji, 2001, p. 60]. 1. Борис Виппер в книге «Введение в историческое изучение искусства» определяет термин глиптика как «пластическая обработка дорогих каменных пород, горного хрусталя и стекла; не столько даже резьба, сколько шлифовка алмазным порошком различных изображений» [Виппер, 2008, с. 60].
3 Проникнутые религиозным значением и все более и более втянутые в систему обмена дарами, изумруды ушли из мира обычных товаров, чтобы стать изысканными объектами священного искусства [Michell, 2007, p. 97].
4 Начиная с XVI в. крупные и качественные южноамериканские изумруды поступали к могольскому двору через португальскую колонию Гоа [Flores, Vassallo, 2011, p. 39]. Однако при огромном количестве драгоценных камней в императорских сокровищницах резные изумруды все же представляли редкость — любое уменьшение веса камня (даже вследствие его обработки) не приветствовалось, глиптика наносилась на самые выдающиеся камни в особое время.
5
Пожидаева_1

Илл. 1. Абу-ль Хасан. Принц Хуррам держит украшение с изумрудом, ок. 1616 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон. По: V&A http://collections.vam.ac.uk/item/O16761/shah-jahan-painting-hasan-abul-nadirul/

6 В этой статье мы понимаем «могольский изумруд» как добытый в Новой Гранаде (совр. Колумбия) крупный минерал, на который в мастерских при дворе Великих Моголов был нанесен резной орнамент. Лучшие образцы могольских изумрудов датируются XVII в., когда придворные мастера достигли небывалых высот в искусстве обработки твердых драгоценных камней [Untracht, 1997, p. 245]. Интересно, что изумруды оторвались от своего южноамериканского происхождения — в Европе было принято считать, что они пришли с Востока.
7 Как индийский камень пришел в Европу
8 Сложно посчитать объем рынка драгоценных камней из Индии в XVII–XVIII вв. Камни легко переносились и прятались, служили простым средством обмена, накопления и инвестиций — именно так огромное количество индийских драгоценностей попало в Европу. Все большее число дипломатов и чиновников Ост-Индской компании вкладывали накопленное в Индии состояние в драгоценные камни и ювелирные украшения. Они могли быть подарены человеку индийским правителем или высокопоставленным лицом, а также представляли собой военные трофеи.

всего просмотров: 529

Оценка читателей: голосов 0

1. Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. 3 изд. М.: Издательство В. Шевчук, 2008. — 368 с.

2. Индия. Драгоценности, покорившие мир. Балакришнан У., Вечерина О., Пешехонова Л., Скарисбрик Д. Щербина Е. (Cост.), О. Вечерина (Ред.). М.: Индийско-российский ювелирный фонд, 2014. — 428 с.

3. Краснокутская М. А. Ювелирные украшения ар деко во Франции. Контекст, специфика, мастера. М.: Буки Веди, 2014. — 120 с.

4. Стародуб Т. Х. Исламский мир. Художественная культура VII–XVII веков. М.: Восточная литература, 2010. — 254 с.

5. Cartlidge B. Twentieth-Сentury Jewelry. New York: Harry N. Abrams, 1985. — 238 p.

6. Flores J., Vassallo e Silva N. Goa and the Great Mughal. New York: Scala, 2011. — 240 p.

7. Haidar N., Stewart C. A. Treasures from India. Jewels from Al Thani Collection. New York: The Metropolitan Art Museum, 2015. — 144 p.

8. Keene M., Kaoukji S. Treasury of the World; Jeweled Arts of India in the Age of the Mughals. London: Thames & Hudson in association with the al-Sabah Collection, 2001. — 160 p.

9. Michell G. The Majesty of Mughal Decoration: The Art and Architecture of Islamic India. London: Thames & Hudson, 2007. — 288 p.

10. Nadelhoffer H. Cartier: Jewelers extraordinary. New York: Harry N. Abrams, Inc publishers, 1984. — 312 p.

11. Possémé E. Art Deco Jewelry. Modernist Masterworks and their Makers. ‒ London: Thames & Hudson, 2009. — 256 p.

12. Rudoe J., Cartier 1900–1939. – Harry N. Abrams, New York, 1997. – 344 p.

13. Snowman A. K. Fabergé, Lost and Found: The Recently Discovered Jewelry Designs from the St. Petersburg Archives. London: Thames & Hudson, 1993. — 176 p.

14. Stronge S. Cartier and the East. Jewelry Studies. 2001. No. 9. Pp. 65–77.

15. Stronge S. Jewels for the Mughal Court. The Victoria&Albert Album – 1986. No. 5. Pр. 308–317.

16. Stronge S., Ferrari A., Whalley J. Bejewelled Treasures: The Al-Thani Collection. London: Victoria and Albert museum, 2015. — 176 p.

17. Untracht O. Traditional Jewelry of India. New York: Harry N. Abrams, 1997. — 430 p.

18. Интервью с Уллой Тилландер-Гуденйелм, потомственным специалистом по Фаберже, автором ряда книг, посвященных его творчеству, членом экспертного совета Музея Фаберже. Дата проведения интервью 07.03.2017. Личный архив автора.

19. Интервью с Сьюзан Строндж, куратором отдела юго-восточной Индии музея Виктории и Альберта, автором монографий и статей по могольскому ювелирному искусству. Дата проведения интервью 09.03.2017. Личный архив автора.

20. Интервью с Дэвидом Уорреном, ведущим специалистом аукционного дома Christie’s. Дата проведения интервью 10.03.2017. Личный архив автора.

21. Интервью с Кираном МакКарти, директором королевского ювелирного дома и антикварного магазина Вартски, специалист по Фаберже. Дата проведения интервью 11.04.2017. Личный архив автора.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх