MODERN AESTHETIC EDUCATION: CURRENT PROBLEMS AND MAIN TRENDS

 
PIIS181570410026348-7-1
DOI10.54884/S181570410026348-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of Department of Philosophy, Cultural Studies and Foreign Languages
Affiliation: Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Associate Professor
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation
Occupation: Associate Professor
Affiliation: St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work
Address: Russian Federation
Journal nameMan and Education
Edition2 (75)
Pages86-91
Abstract

The article discusses the main problems and trends in the development of modern aesthetic education in Russia. It is noted that Russian aesthetic education is currently undergoing a number of positive innovative transformations associated with the processes of strengthening the virtual component in artistic culture and the social sphere. A number of scientific events, such as international conferences and the Russian Aesthetic Congress, held over the past five years, have served as an active incentive for the development of theoretical and practical aesthetics and aesthetic education. The current trends of modern aesthetics are identified: neuroesthetics, cultural aesthetics, environmental aesthetics, somaesthetics and synesthetic area, which have a stimulating effect on the development of aesthetic education. The special role and prospects of using synesthetic methodologies in modern aesthetics and aesthetic education are indicated, since in the conditions of digitalization of culture, synesthesia as a phenomenon of nonverbal associative thinking becomes one of the main means of preserving the integrity of world perception, an important method of developing flexibility of thinking and the ability of imagination.

Keywordsaesthetics, aesthetic education, aesthetic perception, aesthetic upbringing, aesthetic consciousness, synesthesia, synthesis of arts
Received24.06.2023
Publication date11.08.2023
Number of characters10671
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современные суждения о том, что отечественная эстетика находится в кризисном состоянии, можно трактовать как осмысление состояния смены научной парадигмы, выражающееся в стремлении осмыслить перспективы теории и практики эстетической науки в современном культурном контексте, в выявлении соотношения классических традиций и актуального проблемного поля, а также в попытке обновления понятийно-категориального аппарата эстетики. В связи с указанными вопросами эстетическое образование столкнулось с такими проблемами, как необходимость совершенствования существующих классических методологий и эстетических практик, среди которых в первую очередь можно назвать методы развития эстетического сознания, эстетического вкуса и креативности. Потребность в трансформациях связана с неуклонным расширением сферы эстетики и усилением влияния мультимедийных арт-практик и цифровых технологий, активизирующих все чувственные каналы восприятия информации, усилением виртуальной составляющей в художественной культуре и социальной сфере, в том числе и в образовании [1].
2 Исследование и результаты. За последнее пятилетие в российской эстетике произошел ряд важных событий, значительно повлиявших на ее развитие. В 2018 году на базе Санкт-Петербургского государственного университета было сформировано Российское эстетическое общество (РЭО), основной целью создания которого стало развитие теоретической и практической эстетики, а также эстетического образования. Кроме того, усилия РЭО направляются на объединение российских специалистов в области эстетики и стимулируют привлечение широкой общественности к эстетическим исследованиям. В 2019 году в Санкт-Петербурге состоялся первый Российский эстетический конгресс, второй – в 2021 году в Екатеринбурге, а в мае 2023 года планируется провести третий Российский эстетический конгресс во Владимире, тема которого – «Эстетика во времена глобальных перемен». В Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова с 2018 по 2023 год проходили международные научные конференции, посвященные проблеме синестезии и синтеза искусств («Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»). Проблематика перечисленных научных форумов связана в первую очередь с общими вопросами развития эстетической культуры и образования в современной России. В широком смысле это актуальные проблемы изучения эстетических феноменов и явлений, институтов, практик, всей совокупности эстетического опыта, накопленного к настоящему времени, в узком смысле – это исследование состояния современного эстетического образования и воспитания, выявление перспектив их развития, новых направлений и методологий.
3 Многочисленные научные мероприятия, посвященные изучению современной эстетики и эстетического образования, способствовали выявлению актуальных направлений и основных тенденций эстетической науки, среди которых особое значение имеют следующие: нейроэстетика, сомаэстетика, энвайронментальная (экологическая) и культурологическая эстетика, а также синестетическое направление. Эти актуальные направления указывают вектор перспективных инновационных изменений, которые необходимо осуществить в сфере современного эстетического образования.

views: 199

Readers community rating: votes 0

1. Konanchuk, S.V. (2021) Problems of modern aesthetic education: the formation of a new sensibility. Man and Education, No. 1 (59), pp. 71–75. (In Russ.)

2. Kolyadenko, N.P. (2003) Musical and aesthetic education: Synesthesia and the complex impact of the arts. Novosibirsk. 258 р. (In Russ.)

3. Sheveleva, S. (1997) Open model of education (synergetic approach). Moscow: IChP "Publishing house Magister". 48 р. (In Russ.)

4. Tomasheva, A.A. (2016) The nature of synesthesia and its development in children. Issues of musical synesthetics: history, theory, practice: Collection of scientific articles. Novosibirsk: M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, pp. 220–226. (In Russ.)

5. Lupenko, E.A. (2012) "Color hearing" – reality or myth? Experimental Psychology, vol. 5 (3), pp. 32–43. (In Russ.)

6. Vanechkina, I.L., Trofimova, I.A. (2000) Children draw music. Kazan: “FEN”. 120 р. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up