СОВРЕМЕННОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

 
Код статьиS181570410026348-7-1
DOI10.54884/S181570410026348-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры философии, культурологии и иностранных языков
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: доцент
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы86-91
Аннотация

В статье рассматриваются основные проблемы и тенденции развития современного эстетического образования в России. Отмечается, что российское эстетическое образование сегодня переживает ряд позитивных инновационных трансформаций, связанных с процессами усиления виртуальной составляющей в художественной культуре и социальной сфере. Ряд научных мероприятий, таких, как международные конференции и Российский эстетический конгресс, прошедшие за последнее пятилетие, послужили активным стимулом для развития теоретической и практической эстетики и эстетического образования. Выявлены актуальные направления современной эстетики: нейроэстетика, культурологическая эстетика, энвайронментальная эстетика, сомаэстетика и синестетическое направление, которые оказывают стимулирующее влияние на процессы развития эстетического образования. Указывается особая роль и перспективы применения синестетических методологий в современной эстетике и эстетическом образовании, поскольку в условиях цифровизации культуры синестезия как феномен невербального ассоциативного мышления становится одним из главных средств сохранения целостности мировосприятия, важным методом развития гибкости мышления и способности воображения.

 

Ключевые словаэстетика, эстетическое образование, эстетическое восприятие, эстетическое сознание, эстетический опыт, синестезия, синтез искусств
Получено24.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов10671
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современные суждения о том, что отечественная эстетика находится в кризисном состоянии, можно трактовать как осмысление состояния смены научной парадигмы, выражающееся в стремлении осмыслить перспективы теории и практики эстетической науки в современном культурном контексте, в выявлении соотношения классических традиций и актуального проблемного поля, а также в попытке обновления понятийно-категориального аппарата эстетики. В связи с указанными вопросами эстетическое образование столкнулось с такими проблемами, как необходимость совершенствования существующих классических методологий и эстетических практик, среди которых в первую очередь можно назвать методы развития эстетического сознания, эстетического вкуса и креативности. Потребность в трансформациях связана с неуклонным расширением сферы эстетики и усилением влияния мультимедийных арт-практик и цифровых технологий, активизирующих все чувственные каналы восприятия информации, усилением виртуальной составляющей в художественной культуре и социальной сфере, в том числе и в образовании [1].
2 Исследование и результаты. За последнее пятилетие в российской эстетике произошел ряд важных событий, значительно повлиявших на ее развитие. В 2018 году на базе Санкт-Петербургского государственного университета было сформировано Российское эстетическое общество (РЭО), основной целью создания которого стало развитие теоретической и практической эстетики, а также эстетического образования. Кроме того, усилия РЭО направляются на объединение российских специалистов в области эстетики и стимулируют привлечение широкой общественности к эстетическим исследованиям. В 2019 году в Санкт-Петербурге состоялся первый Российский эстетический конгресс, второй – в 2021 году в Екатеринбурге, а в мае 2023 года планируется провести третий Российский эстетический конгресс во Владимире, тема которого – «Эстетика во времена глобальных перемен». В Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова с 2018 по 2023 год проходили международные научные конференции, посвященные проблеме синестезии и синтеза искусств («Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика»). Проблематика перечисленных научных форумов связана в первую очередь с общими вопросами развития эстетической культуры и образования в современной России. В широком смысле это актуальные проблемы изучения эстетических феноменов и явлений, институтов, практик, всей совокупности эстетического опыта, накопленного к настоящему времени, в узком смысле – это исследование состояния современного эстетического образования и воспитания, выявление перспектив их развития, новых направлений и методологий.
3 Многочисленные научные мероприятия, посвященные изучению современной эстетики и эстетического образования, способствовали выявлению актуальных направлений и основных тенденций эстетической науки, среди которых особое значение имеют следующие: нейроэстетика, сомаэстетика, энвайронментальная (экологическая) и культурологическая эстетика, а также синестетическое направление. Эти актуальные направления указывают вектор перспективных инновационных изменений, которые необходимо осуществить в сфере современного эстетического образования.

всего просмотров: 125

Оценка читателей: голосов 0

1. Конанчук С.В. Проблемы современного эстетического образования: становления новой чувственности // Человек и образование. 2021. № 1 (59). С. 71–75.

2. Коляденко Н.П. Музыкально-эстетическое воспитание: синестезия и комплексное воздействие искусств. Новосибирск, 2003. 258 с.

3. Шевелева С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 48 c.

4. Томашева А.А. Природа синестезии и ее развитие у детей // Вопросы музыкальной синестетики: история, теория, практика: Сборник научных статей. Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, 2016. 256 с.

5. Лупенко Е.А. «Цветной слух» – реальность или миф? // Экспериментальная психология. 2012. Т. 5. № 3. С. 32–43.

6. Ванечкина И.Л., Трофимова И.А. Дети рисуют музыку. Казань: «ФЭН», 2000. 120 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх