Исследование проблем дистанционного образования иностранных аспирантов

 
Код статьиS181570410025133-1-1
DOI10.54884/S181570410025133-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор кафедры теории и методики непрерывного педагогического образования Института педагогики
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: аспирант кафедры языкового и литературного образования ребенка
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы168-177
Аннотация

Среди иностранных аспирантов, обучающихся в российских вузах, в постпандемийный период по-прежнему доминирует дистанционное образование. Низкий риск заражения инфекцией и гибкость в обучении, а также снижение финансовых расходов на транспорт являются главными причинами, по которым они продолжают выбирать онлайн-формат обучения. Однако слабое владение русским языком, недостаточная скорость интернета и сокращение контактов с преподавателями влияют на эффективность дистанционного обучения. В статье представлены результаты пилотного исследования по выявлению проблем дистанционного обучения иностранных аспирантов из Китая. Общая выборка состояла из 103 респондентов: обучающихся в нескольких вузах России на разных курсах аспирантуры, по разным научным направлениям и специальностям, с разной продолжительностью онлайн-обучения. На основе анализа данных опроса в статье предпринимается попытка выявить проблемы и трудности, с которыми столкнулись иностранные аспиранты в процессе дистанционного обучения, и выработать направления их преодоления. Полученные результаты могут быть использованы для оказания помощи иностранным аспирантам в решении проблем и трудностей, возникающих при обучении в дистанционном формате, а также для повышения уровня удовлетворенности иностранных аспирантов, получающих высшее образование в формате дистанционного образования в России.

Ключевые словадистанционное образование, дистанционное обучение, технические проблемы, иностранные аспиранты
Получено05.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов19963
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. С момента возникновения и распространения пандемии COVID-19 потребность в дистанционном образовании во всем мире была подтверждена, и его развитие шло все более ускоренными темпами. Cтатус дистанционного образования в России был установлен еще в 90-х годах прошлого столетия [1]. В отличие от традиционного дистанционное образование – это обучение на расстоянии с применением технических средств. Оно реализуется в формате электронного обучения, которое помогает обучающимся и педагогическим работникам взаимодействовать опосредованно, на расстоянии [2]. Следует обратить внимание, что понятие «дистанционное обучение» существенно отличается от понятия «дистанционное образование». Дистанционное обучение является частью дистанционного образования и относится к деятельности обучающегося [3]. Исследования показали, что обучение в дистанционном режиме имеет множество преимуществ как для учебного заведения, так и для педагога или обучающегося. Например, можно обучать неограниченное число студентов, при этом сокращается финансирование на закупку учебной литературы и расходных материалов [4], а обучающиеся могут самостоятельно устанавливать сроки обучения [5]. Несомненно, у дистанционного обучения есть и недостатки, например, неготовность студентов и преподавателей к оптимальной организации учебного процесса и оцениванию работ студентов в режиме реального времени [6]. Тем не менее перспективы онлайн-образования приобретают все большую привлекательность, особенно в отношении к обучению иностранных аспирантов. Из-за новой коронавирусной инфекции большинство российских университетов не настаивают на возвращении иностранных студентов в Россию для обучения офлайн, а продолжают предлагать им онлайн-обучение как вариант, который позволяет студентам самостоятельно планировать свою деятельность, освобождаясь от ограничений во времени и в пространстве. Это становится привлекательным для многих иностранных аспирантов. Поэтому и сегодня, когда офлайн-обучение стало возможным, иностранные аспиранты, находящиеся в своей стране, все еще предпочитают формат дистанционного обучения.
2 Специфика преподавания в формате дистанционного обучения, а также особенности самих иностранных аспирантов создают для них определенные барьеры и проблемы. Только понимая и учитывая трудности, с которыми они сталкиваются, можно принять меры, обеспечивающие повышение эффективности их учебы.
3 Целью данного исследования является совершенствование процесса дистанционного образования иностранных аспирантов за счет снижения числа барьеров и проблем, возникающих у них непосредственно в процессе дистанционного обучения.
4 Материалы и методы. Материалы для эмпирического исследования собирались с помощью онлайн-опроса. Этот метод дает возможность выявить мнения иностранных аспирантов по вопросам дистанционного формата обучения; определить мотивацию их деятельности, оптимизировать систему отношений [7]. Онлайн-опрос позволяет осуществить сбор статистического материала независимо от времени и пространства [8], поэтому он особенно подходит для описываемой образовательной ситуации.

всего просмотров: 189

Оценка читателей: голосов 0

1. Малькова Т.В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы // Наука и школа. 2009. № 1. С. 63–65.

2. Селиверстова Н.А. Дистанционное образование // Знание. Понимание. Умение. 2021. № 2. С. 249–252.

3. Сорокина В.С. Анализ понятия «Дистанционное образование» // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 2. С. 5–9.

4. Дегтярева А.П., Загорский В.В. Стратегии и эффективность работы в системах дистанционного образования // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2016. № 1. С. 67–74.

5. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Актуальные проблемы дистанционного обучения // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 304–307.

6. Богданова Ю.З. Дистанционное обучение: достоинства и недостатки // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-4. С. 48–51.

7. Бодрова Ю.Н. Анкетный опрос как метод научного исследования / Понятийный аппарат научного исследования. Сб. науч. тр. // Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. В. А. Дегтерев, Д. А. Лапушкина. Екатеринбург. 2018. C. 20–26.

8. Маллаева Т.И., Турковская Н.В. Анкетирование как современный метод научно-педагогического исследования // Современные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей победителей III Международной научно-практической конференции. М.: Пенза, 2017. С. 177–180.

9. Ендовицкий Д.А., Рисин И.Е., Трещевский Ю.И., Руднев Е.А. Дистанционное обучение – дисбаланс возможностей и угроз // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. № 1. С. 89–97.

10. Водолад С.Н., Зайковская М.П., Ковалева Т.В., Савельева Г.В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. № 1(13). С. 129–138.

11. Иванова С.В., Оборотова С.А., Победоносцева М.Г. Возможности и риски онлайн-обучения в аспирантуре педагогического направления в современных условиях // Ценности и смыслы. 2021. № 4(74). С. 74–84.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх