Моделирование военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза в российских спортивных традициях

 
Код статьиS181570410025124-1-1
DOI10.54884/S181570410025124-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: аспирант
Аффилиация: Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
Адрес: Российская Федерация, Новороссийск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы138-145
Аннотация

Статья посвящена обоснованию педагогической модели военно-патриотического воспитания учащейся молодежи в российских спортивных традициях. Приведены факторы, подтверждающие актуальность темы. Показана степень разработанности темы военно-патриотического воспитания в научной литературе. На основе теоретического анализа определены основы моделирования военно-патриотического воспитания курсантов морского вуза с учетом российских спортивных традиций. Результатом исследования является сконструированная педагогическая модель патриотической направленности, предназначенная для активизации военно-патриотического воспитания студентов с опорой на педагогический потенциал спортивных традиций России.

Ключевые словавоенно-патриотическое воспитание, курсанты морского вуза, моделирование, патриотизм, российские спортивные традиции, учащаяся молодежь
Получено05.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов16284
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Сегодня военно-патриотическое воспитание (ВПВ) молодежи приобретает особое значение. Воспитательная работа в морском вузе направлена на формирование каждого выпускника как гражданина и патриота Отечества, конкурентоспособного профессионала на рынке труда. В морских вузах России имеются военные учебные центры, осуществляющие подготовку военнослужащих запаса для Вооруженных сил РФ. Формирование и развитие патриотизма у курсантов морского вуза является одной из первостепенных задач.
2 Нормативно-правовая база ВПВ российской молодежи основывается на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в РФ», Концепции патриотического воспитания граждан РФ, государственных программах патриотического воспитания, иных правовых актах.
3 В Концепции патриотического воспитания граждан РФ подчеркивается, что ВПВ является составной частью патриотического воспитания россиян. Оно направлено на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Для ВПВ характерны: специфическая направленность, глубокое понимание каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокая личная ответственность за выполнение требований военной службы, убежденность в необходимости формирования требуемых качеств для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных cил РФ [1].
4 Степень разработанности темы исследования. Проблему ВПВ в последние годы изучали В.В. Деев (2004), А.В. Фонарев (2005), С.П. Меньшиков (2006), А.Б. Гавря (2006), Е.А. Андреев (2012), С.Н. Томилина (2013) и др. Учеными рассмотрены такие аспекты, как ВПВ курсантов военного вуза, студентов высшей школы в современных условиях; подготовки молодежи к военной службе др. С.В. Вятлева исследовала роль спортивных традиций региона как средства патриотического воспитания студентов факультета физической культуры (2007) [2]. И.Д. Гаврильев рассматривал проблему применения национальных спортивных традиций как средства социального развития старшеклассников (2000) [3]. Следует отметить, что тема ВПВ курсантов морского вуза в российских спортивных традициях в отечественной педагогике практически не рассматривалась.
5 В педагогике термин «традиция» (от лат. traditio — передача, повествование) понимается как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления [4].
6 Спорт и физическая культура всегда привлекали внимание молодежи. Достижения российского спорта на олимпиадах, чемпионатах мира и Европы вызывали чувство гордости, служили эталоном патриотизма.
7 Следовательно, организация ВПВ с использованием педагогического потенциала российских спортивных традиций (РСТ) позволит привлечь внимание курсантов морского вуза и повысить их интерес к воспитательно-патриотической деятельности.

всего просмотров: 178

Оценка читателей: голосов 0

1. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. URL: https://www.рцпв.рф/ (дата обращения: 03.12.2022).

2. Вятлева С.В. Спортивные традиции региона как средство патриотического воспитания студентов факультета физической культуры: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Светлана Витальевна Вятлева. Кострома, 2007. 21 с.

3. Гаврильев И.Д. Национальные спортивные традиции как средство социального развития старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Иван Дмитриевич Гаврильев. Якутск, 2000. 19 с.

4. Педагогический словарь. URL: https://rus-pedagog-dict.slovaronline.com/804-традиции (дата обращения: 26.02.2023).

5. Андреев Е.А. Военно-патриотическое воспитание молодежи призывного возраста в процессе формирования готовности к военной службе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Евгений Александрович Андреев. Рязань, 2012. 20 с.

6. Гавря А.Б. Военно-патриотическое воспитание подростков и молодежи на традициях казачества России // Молодежь и общество. 2008. №3. С. 127-132.

7. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015. 124 с.

8. Мирзаев А.А. Патриотическое воспитание студентов вуза в условиях информационного многообразия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Азиз Агакеримович Мирзаев. Великий Новгород, 2018. 19 с.

9. Меньшиков С.П. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в современных условиях (на примере Северо-Кавказского региона): автореф. … дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Сергей Павлович Меньшиков. Майкоп, 2006. 26 с.

10. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. 256 с.

11. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. общество России, 2004. 608 с.

12. Вайндорф М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: конспект лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. 239 с.

13. Демкина Е.В. Модель педагогической профилактики социального инфантилизма обучающихся высших учебных заведений // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2020. Вып. 2. С. 111-117.

14. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание молодежи. URL: https://textarchive.ru/c-2178222-pall.html (дата обращения: 04.12.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх