Социально-ориентированная модель образования как фактор развития человеческого потенциала (на примере скандинавских стран)

 
Код статьиS020736760021500-9-1
DOI10.31857/S020736760021500-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник Центра экономический теории социального сектора
Аффилиация: Институт экономики Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаОбщество и экономика
ВыпускВыпуск 8
Страницы106-121
Аннотация

В статье рассматриваются особенности скандинавской социально-ориентированной модели государства и экономики. Анализируются факторы, определяющие достижение высоких показателей эффективности развития сферы образования, в частности, обеспечения доступности и качества образования. Также исследуются механизмы финансирования и особенности институциональной структуры сферы образования в скандинавских странах. Обосновывается вывод о том, что страны Северной Европы являются одним из успешных примеров реализации социальной политики и развития социокультурной среды, направленных на развитие человеческого потенциала. В этих странах не только разрабатываются инструменты по расширению возможностей поддержки граждан, но и сами граждане проявляют большую социальную активность. Утверждается, что опыт скандинавских стран может быть использован для совершенствования социально-экономической политики в сфере образования России.

Ключевые словаобразование, государство, человеческий потенциал, социальная политика, социально-ориентированная модель образования, скандинавская экономическая модель, скандинавская модель образования
Дата публикации31.08.2022
Кол-во символов31985
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 296

Оценка читателей: голосов 0

1. Бекова С. К., Терентьев Е. А., Малошонок Н. Г. Образовательное неравенство в условиях пандемии COVID 19: Связь социально-экономического положения семьи и опыта дистанционного обучения студентов // Вопросы образования. 2021. № 1. С. 74-92.

2. Бузгалин А.В. Десять принципов социально-ориентированного развития: новый проект? // Философия хозяйства. 2010. № 5 (71). С. 85-99.

3. Гусельцева М.С. Скандинавская модель. Успешная модернизация на примере Норвегии // Образовательная политика. 2020. №2 (82). С. 30-41.

4. Двенадцать решений для нового образования. Доклад центра стратегических разработок и Высшей школы экономики // М.: НИУ ВШЭ, 2018. 106 с.

5. Динамика доходов населения. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2018. № 34. 18 с.

6. Дубаков А.В., Оларь Ю.В., Кузьменкина Е.В. Образование в Финляндии: феномен успеха // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. 10 с.

7. Как сделать профессию учителя – профессией будущего! Уроки со всего мира / Аналитический доклад международного саммита, посвященного профессии учителя // СПб.: НИУ ВШЭ. 2011. 144 с.

8. Дубровин И.А. Теоретические основы Скандинавской экономической модели: Стокгольмская экономическая школа и социализация капиталистической системы // Вопросы политической экономии. 2021. № 2 (26). С. 117-131.

9. Козлова М.А. Система образования и рынок труда в Финляндии // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2019. № 2. С. 95-102.

10. Козлова М.А. Социально-философский анализ молодежной безработицы (в странах с различными экономическими моделями) // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2017. №2. С. 11-18.

11. Колосницына М.Г., Ермолина Ю.Е. Государственные расходы на образование и экономический рост: межстрановой анализ // Вопросы статистики. 2021. Т. 28. № 3. С. 70-85.

12. Кузьминов Я.И. и др. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? // М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019.

13. Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М. Университеты в России: как это работает // М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2021. 616 с.

14. Молчанов И.Н. Трансформация механизмов государственного регулирования сферы высшего образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021. № 1 (53). С. 91-103.

15. Осипов А.М. Рыночные механизмы – социальный тупик российского образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 5. С. 63-72.

16. Пономарева Е.А. Факторы экономического роста: научно-технический прогресс // М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2012. 186 с.

17. Сорокин Д.Е. Главная задача государства – обеспечение приоритетного развития технологий и социальной справедливости // Вопросы политической экономии. 2020. № (21). C. 120-129.

18. Яковлева Н.Г. Социальные последствия финансиализации образования // Социологические исследования. 2019. № 12. С. 104-114.

19. Яковлева Н.Г. Противоречия трансформации образования в современной экономике (политико-экономический подход): диссертация … доктора экономических наук: 08.00.01. Москва. 2021.

20. Яковлева Н.Г. Технологические и социально-экономические трансформации начала XXI века: роль и место образования // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 133-141.

21. Юлиусдоттир С., Петерссон Я. Общие стандарты по образованию в области социальной работы в странах Северной Европы: к постановке проблемы // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 3. С. 399-420.

22. Halme K., Lindy I., Piirainen K.A., Salminen V., White J. (2014) Eds. 2014. Finland as a Knowledge Economy 2.0: Lessons on Policies and Governance. Directions in Development. Washington.

23. Le Grand, C., R. Szulkin and M. Tåhlin (2005), “Education and Inequality in Sweden: A Literature Review” in R. Asplund and E. Barth, Education and Wage Inequality in Europe, ETLA/EDWIN, Helsinki, pp. 321-360.

24. NAE (2009), What influences Educational Achievement in Swedish Schools? A Systematic Review and Summary Analysis, NAE, Stockholm.

25. OECD, 2019. Finland - Country Note - PISA 2018 Results. URL: https://www.oecd.org/pisa/publications/PISA2018_CN_FIN.pdf (accessed: 18.03.2022).

26. OECD. Improving Schools in Sweden: An OECD Perspective. URL: https://www.oecd.org/education/school/Improving-Schools-in-Sweden.pdf

27. Waslander S., C. Pater and M. van der Weide (2010), “Markets in Education: An Analytical Review of Empirical Research on Market Mechanisms in Education”, OECD Education Working Papers, №. 52, OECD Publishing.

28. OECD. Education at a Glance 2021: OECD Indicators. – Paris: OECD Publishing, 2021.

29. OECD. PISA 2018 Results (Volume III): What School Life Means for Students' Lives. – OECD, 2019.

30. OECD. Resourcing Higher Education: Challenges, Choices and Consequences, Higher Education. – Paris: OECD Publishing, 2020.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх