Инновационный потенциал районной системы образования: от инновационной активности к измерению и экспертизе

 
Код статьиS181570410025102-7-1
DOI10.54884/S181570410025102-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: директор
Аффилиация: Информационно-методический центр Невского района Санкт-Петербурга
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (74)
Страницы69-75
Аннотация

В статье актуализирована проблема оценки инновационного потенциала образовательных систем в соответствии с современными вызовами и приоритетами государственной образовательной политики. Инновационная деятельность рассматривается как инструмент повышения эффективности общеобразовательной организации, образовательной системы того или иного уровня, обеспечения качественных образовательных результатов. Поднимаются вопросы инновационной активности образовательных организаций, вовлечения в инновационную деятельность управленческих и педагогических работников, определения подходов к управлению инновационными процессами. Представлен опыт Невского района Санкт-Петербурга в проектировании и реализации Программы развития как инструмента оценки инновационного потенциала образовательной системы. 

Ключевые словаинновационная деятельность, инновационный потенциал, активность, управление инновационной деятельностью, оценка (измерение и экспертиза) инновационного потенциала
Получено04.04.2023
Дата публикации21.04.2023
Кол-во символов12028
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время одной из характеристик успешности и перспектив развития образовательных систем и организаций является их инновационный потенциал. Понятие «инновационный потенциал» впервые было предложено английским экономистом Кристофером Фрименом в середине 1970-х гг.: под инновационным потенциалом он понимал систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию возможностей, лежащих в основе инноваций. Но в исследованиях в сфере инновационного менеджмента инновационный потенциал характеризуется как возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, способность системы на принципах экономической эффективности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Он описывается через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и с рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом [1].
2 Новый подход в работе с образовательными системами и организациями требует некоторой интерпретации, связанной со спецификой образования как вида деятельности и отсутствием непосредственной экономической эффективности, которую можно выразить в увеличении доходов или объемов продаж.
3 Чаще всего мы понимаем под инновационной деятельностью в образовании целенаправленное включение в работу образовательных систем и организаций тех изменений, которые позволят повысить качество образования, а понятие инновационного потенциала трактуем как совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата [2].
4 Инновационные образовательные пространства формируются, моделируются при использовании иных форматов организации деятельности. Это во многом определяется нормативным регулированием развития инновационной инфраструктуры в сфере образования [3]. Безусловно, расширение и внедрение практик проектной деятельности, инновационных методов и технологий образовательной деятельности в конечном счете оказывают влияние на качество образования, способствуют повышению конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг [4]. Но управление инновационными процессами в образовании, создание инновационного потенциала образовательных систем и организаций и его измерение относят к одной из самых проблемных и сложных областей деятельности.
5 В научной литературе, в профессионально-педагогическом сообществе одной из самых обсуждаемых тем настоящего времени стало создание инновационного потенциала образовательных систем на основе их включения в инновационные процессы и оценка (измерение) созданного инновационного потенциала [5; 6]. В последние годы опубликован ряд работ, раскрывающих территориальные аспекты решения этой проблемы [7; 8; 9; 10]. Поисковый запрос по теме «определение инновационного потенциала образовательной системы» в системе Яндекс позволяет получить около 4 млн результатов, что является одним из косвенных способов оценки актуальности подходов к решению проблемы. В исследовании ставится задача разрешить противоречия в способах оценки инновационного потенциала образовательных систем, связанные с несовместимостью подходов, используемых в инновационном менеджменте в сфере экономики, и интерпретации при их переносе на образовательную систему.

всего просмотров: 169

Оценка читателей: голосов 0

1. Гуреев П.М. Гришин В.Н. Инновационный потенциал: проблемы определения и оценки // Инновации. 2017. № 4 (222). С. 89–92

2. Матюшкина М.Д., Сметанин С.Д., Лебедева Л.Ю. Современный понятийный аппарат инноватики для анализа образовательной деятельности школ Санкт-Петербурга // Академический вестник. 2013. Вып. 3 (22). С. 21–28.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70435666/ (дата обращения: 02.12.2022).

4. Соколенко Я.В. Управление инновационной деятельностью в образовательной организации // Интерактивная наука. 2017. № 4 (14). С. 74–76.

5. Бурмакина М.С. Управление готовностью педагогов общеобразовательной школы к инновационной деятельности // Наука, образование, общество: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 138–141.

6. Горев П.М., Утемов В.В. Инновационная деятельность образовательного учреждения как одно из условий повышения качества образования // Концепт. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-odno-iz-usloviy-povysheniya-kachestva-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 10.12.2022).

7. Гераськин М.И., Симагина С.Г. Управление инновациями: математические методы: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2018. 256 с.

8. Подоляко Т. Н. Управление инновациями в системе общего среднего образования на муниципальном уровне: на примере г. Тольятти: дис. ... канд. социологич. наук: 22.00.08 / Подоляко Татьяна Николаевна. М., 2005. 149 с.

9. Никитская Е.Ф., Ослопова Т.П. Формирование инновационной системы на муниципальном уровне // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9. № 4.

10. Табарданова Т.Б. Управление инновационными процессами в образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 2. С. 31–41.

11. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: учебно-методическое пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2011. 108 с.

12. Данилов С.В., Лукьянова М.И. Системный подход к управлению инновационной деятельностью образовательных организаций региона // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-19. С. 4298–4303. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37947 (дата обращения: 02.12.2022).

13. Волков В.Н., Гришина И.В. и др. Управление инновационными процессами в образовательных системах. СПб.: АППО. 2021. 146 с.

14. Организация деятельности региональных инновационных площадок Вологодской области: методические рекомендации / под общ. ред. О.Ю. Коровиной. Вологда: Изд. центр ВИРО, 2017. 56 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх