Innovative potential of the district education system: from innovative activity to evaluation and expertise

 
PIIS181570410025102-7-1
DOI10.54884/S181570410025102-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Director
Affiliation: Information and methodological Center of the Nevsky district of St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (74)
Pages69-75
Abstract

The article actualizes the problem of assessing the innovative potential of educational systems in accordance with modern challenges and priorities of the state educational policy. Innovative activity is considered as a tool for improving the efficiency of a general education organization, an educational system of a particular level, and ensuring high-quality educational results. The issues of innovative activity of educational organizations, involvement of managerial and pedagogical staff in innovative activities, determination of approaches to their evaluation, management of innovative processes are raised. The experience of Nevsky district of St. Petersburg in the design and implementation of the Development program as a tool for evaluating the innovative potential of the educational system is presented.

Keywordsinnovation activity, innovation potential, activity, innovation management, innovation evaluation, evaluation of innovation potential
Received04.04.2023
Publication date21.04.2023
Number of characters12028
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В настоящее время одной из характеристик успешности и перспектив развития образовательных систем и организаций является их инновационный потенциал. Понятие «инновационный потенциал» впервые было предложено английским экономистом Кристофером Фрименом в середине 1970-х гг.: под инновационным потенциалом он понимал систему мероприятий по разработке, освоению, эксплуатации и исчерпанию возможностей, лежащих в основе инноваций. Но в исследованиях в сфере инновационного менеджмента инновационный потенциал характеризуется как возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, способность системы на принципах экономической эффективности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств. Он описывается через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и с рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом [1].
2 Новый подход в работе с образовательными системами и организациями требует некоторой интерпретации, связанной со спецификой образования как вида деятельности и отсутствием непосредственной экономической эффективности, которую можно выразить в увеличении доходов или объемов продаж.
3 Чаще всего мы понимаем под инновационной деятельностью в образовании целенаправленное включение в работу образовательных систем и организаций тех изменений, которые позволят повысить качество образования, а понятие инновационного потенциала трактуем как совокупность факторов, имеющихся в наличии, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определенной цели, результата [2].
4 Инновационные образовательные пространства формируются, моделируются при использовании иных форматов организации деятельности. Это во многом определяется нормативным регулированием развития инновационной инфраструктуры в сфере образования [3]. Безусловно, расширение и внедрение практик проектной деятельности, инновационных методов и технологий образовательной деятельности в конечном счете оказывают влияние на качество образования, способствуют повышению конкурентоспособности образовательной организации на рынке образовательных услуг [4]. Но управление инновационными процессами в образовании, создание инновационного потенциала образовательных систем и организаций и его измерение относят к одной из самых проблемных и сложных областей деятельности.
5 В научной литературе, в профессионально-педагогическом сообществе одной из самых обсуждаемых тем настоящего времени стало создание инновационного потенциала образовательных систем на основе их включения в инновационные процессы и оценка (измерение) созданного инновационного потенциала [5; 6]. В последние годы опубликован ряд работ, раскрывающих территориальные аспекты решения этой проблемы [7; 8; 9; 10]. Поисковый запрос по теме «определение инновационного потенциала образовательной системы» в системе Яндекс позволяет получить около 4 млн результатов, что является одним из косвенных способов оценки актуальности подходов к решению проблемы. В исследовании ставится задача разрешить противоречия в способах оценки инновационного потенциала образовательных систем, связанные с несовместимостью подходов, используемых в инновационном менеджменте в сфере экономики, и интерпретации при их переносе на образовательную систему.

views: 166

Readers community rating: votes 0

1. Gureev P.M. Grishin V.N. Innovatsionnyj potentsial: problemy opredeleniya i otsenki // Innovatsii. 2017. № 4 (222). S. 89–92

2. Matyushkina M.D., Smetanin S.D., Lebedeva L.Yu. Sovremennyj ponyatijnyj apparat innovatiki dlya analiza obrazovatel'noj deyatel'nosti shkol Sankt-Peterburga // Akademicheskij vestnik. 2013. Vyp. 3 (22). S. 21–28.

3. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 23 iyulya 2013 g. № 611 «Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i funktsionirovaniya innovatsionnoj infrastruktury v sisteme obrazovaniya» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70435666/ (data obrascheniya: 02.12.2022).

4. Sokolenko Ya.V. Upravlenie innovatsionnoj deyatel'nost'yu v obrazovatel'noj organizatsii // Interaktivnaya nauka. 2017. № 4 (14). S. 74–76.

5. Burmakina M.S. Upravlenie gotovnost'yu pedagogov obscheobrazovatel'noj shkoly k innovatsionnoj deyatel'nosti // Nauka, obrazovanie, obschestvo: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovatsii: sbornik statej II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Penza: Nauka i Prosveschenie, 2021. S. 138–141.

6. Gorev P.M., Utemov V.V. Innovatsionnaya deyatel'nost' obrazovatel'nogo uchrezhdeniya kak odno iz uslovij povysheniya kachestva obrazovaniya // Kontsept. 2015. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-deyatelnost-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-odno-iz-usloviy-povysheniya-kachestva-obrazovaniya/viewer (data obrascheniya: 10.12.2022).

7. Geras'kin M.I., Simagina S.G. Upravlenie innovatsiyami: matematicheskie metody: ucheb. posobie. M.: Finansy i statistika, 2018. 256 s.

8. Podolyako T. N. Upravlenie innovatsiyami v sisteme obschego srednego obrazovaniya na munitsipal'nom urovne: na primere g. Tol'yatti: dis. ... kand. sotsiologich. nauk: 22.00.08 / Podolyako Tat'yana Nikolaevna. M., 2005. 149 s.

9. Nikitskaya E.F., Oslopova T.P. Formirovanie innovatsionnoj sistemy na munitsipal'nom urovne // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2017. T. 9. № 4.

10. Tabardanova T.B. Upravlenie innovatsionnymi protsessami v obrazovanii // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2008. № 2. S. 31–41.

11. Lebedev O.E. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: teoriya i praktika: uchebno-metodicheskoe posobie. SPb.: Otdel operativnoj poligrafii NIU VShEh, 2011. 108 s.

12. Danilov S.V., Luk'yanova M.I. Sistemnyj podkhod k upravleniyu innovatsionnoj deyatel'nost'yu obrazovatel'nykh organizatsij regiona // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2-19. S. 4298–4303. URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37947 (data obrascheniya: 02.12.2022).

13. Volkov V.N., Grishina I.V. i dr. Upravlenie innovatsionnymi protsessami v obrazovatel'nykh sistemakh. SPb.: APPO. 2021. 146 s.

14. Organizatsiya deyatel'nosti regional'nykh innovatsionnykh ploschadok Vologodskoj oblasti: metodicheskie rekomendatsii / pod obsch. red. O.Yu. Korovinoj. Vologda: Izd. tsentr VIRO, 2017. 56 s.

Система Orphus

Loading...
Up