Николай Ефимович Румянцев: “Апостол труда и творчества”

 
Код статьиS020595920012590-5-1
DOI10.31857/S020595920012590-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры психологии управления
Аффилиация: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Адрес: Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Название журналаПсихологический журнал
ВыпускТом 41 № 6
Страницы69-77
Аннотация

Статья посвящена 100-летию со дня смерти ныне почти забытого, а в начале ХХ в. — известного педагогического психолога Николая Ефимовича Румянцева (1876–1919). Основоположник педагогической психологии в России, он создал вместе с профессором А.П. Нечаевым психологическую лабораторию в Соляном городке, педологические курсы для учителей, выступил одним из организаторов первых съездов по педагогической психологии (1906 г., 1909 г.), Н.Е. Румянцев прожил короткую и яркую жизнь. Кроме активной просветительской деятельности в Петербурге и множества публикаций, благодаря которым его имя стало известно провинциальным педагогам и психологам, современники узнали о нем после выхода его книги с описанием поневоле приобретенного опыта плена в Германии, куда он приехал в 1913 г. для стажировки в лабораториях В. Вундта и Г.Э. Мюллера. Вернувшись в Россию в 1917 г., он снова принялся за просвещение, главной его идеей было создание школы нового типа — трудовой школы, где работают психологически образованные учителя, со всем вниманием и уважением относящиеся к личности учащегося. В последние годы жизни радикальные изменения в стране перенесли его в Сибирь, где он без устали популяризировал идеи педагогической психологии и внедрял их в практику.

Ключевые словаН.Е. Румянцев, А.П. Нечаев, история психологии, педология, педагогическая психология, эксперимент в педагогике, стажировка в немецких лабораториях, первая мировая война, трудовая школа
Получено15.11.2020
Дата публикации27.11.2020
Кол-во символов28605
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1661

Оценка читателей: голосов 0

1. Будилова Е.А. Полемика о психологическом эксперименте на всероссийских съездах по педагогической психологии // Будилова Е.А. На рубеже веков: Очерки истории русской психологии конца XIX – начала XX века / Под общ. ред. В.И. Белопольского, А.Л. Журавлева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2019. С. 369–383.

2. Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

3. Костицын В. Пермский период профессора Сырцова // Звезда. 2002. 12 ноября. С. 2.

4. Лепилов К., Бочкарев Н. Общественный работник // Свободная трудовая школа. 1920. № 2. С. 4–9.

5. Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю., Махалин А.И. “Большой психолог и методолог психологии”: к 100-летию со дня смерти Гуго Мюнстерберга // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 2. С. 194–204.

6. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Трикста, 2010.

7. Маслов К.С. В свете незримого: жизнь и судьба А.А. Крогиуса. Таллинн: Изд-во Таллиннского университета, 2014.

8. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. Дубна: Издательский центр “Феникс”, 1995.

9. Профессора Пермского университета. 1916–2016 / Гл. ред. В.И. Костицын; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2017. URL: http://www.psu.ru/nauka/elektronnye-publikatsii/monografii-123123.

10. Профессора Таврического национального университета им. В.И.Вернадского (1918–2000) / Под. ред. Багрова Н.В., Ены В.Г., Шарапы В.Ф., Урсу Д.П. Киев: Либідь, 2000.

11. Профессора ЯГПУ. 1918–2008: биографические очерки / сост. А.В. Еремин; под ред. проф. М.В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008.

12. Румянцев Н. Бюрократическое творчество // Свободная трудовая школа. 1920. № 2. С. 10–13.

13. Румянцев Н.Е. Лекции по педагогической психологии для народных учителей. М., 1913.

14. Румянцев Н.Е. Новые задачи народной трудовой школы. Саратов, 1917. 38 с.

15. Румянцев Н.Е. Педагогическая психология. Лекции, прочитанные на сентябрьских Педагогических курсах 1918 г. Петербург: Издание отдела подготовки учителей Комиссариата Народного Просвещения Союза Коммун Северной Области, 1918.

16. Румянцев Н.Е. Педология (наука о детях), ее возникновение, развитие и отношение к педагогике. СПб.: Изд-во О. Богдановой, 1910.

17. Румянцев Н. Проблемы полового воспитания с психологической точки зрения. С предисловием автора. С.-Пб, Варшава: Ред. журн. “Обновление школы”, 1914.

18. Румянцев Н.Е. Школьный психологический кабинет // Ежегодник экспериментальной педагогики. 1908 г. Под ред. А.П. Нечаева. С.-Петербург, 1909. С. 56–82.

19. Румянцев Н.Е. Экспериментальные данные по вопросу о развитии эстетического чувства у детей // Труды Второго Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1909 г. (1–5 июня). Отчет, составленный Секретарем Съезда М.И. Коноровым при содействии секретарей Съезда А.И. Неклюдовой и Н.Е. умянцева. СПб., 1910. С. 361–363.

20. Румянцев Н.Е. Эстетическое воспитание в начальной школе. М.: Народный Учитель, 1913.

21. Слушатель и почитатель. Апостол труда и творчества // Свободная трудовая школа. 1920. № 2. С. 9-10.

22. Сморчков В.К. Первый костромской вуз: время, люди, судьбы. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.

23. Стоюхина Н.Ю. Проблемы изучения истории “провинциальной психологии” // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 152–157.

24. Стоюхина Н.Ю. Психология воздействия в советской психотехнике: 1920–1930-е гг. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016.

25. Сырцов А. (проф.) Н.Е. Румянцев // Сибирская жизнь. 1919. № 272. 21 декабря. С. 2.

26. Труды Первого Всероссийского съезда по педагогической психологии в С.-Петербурге в 1906 г. (31 мая – 4 июня). Отчет, составленный Секретарем Съезда М.И. Коноровым. СПб., 1906.

27. Ценюга С.Н. Становление и развитие теории и практики педологической работы в народном образовании Приенисейского края второй половины XIX – первой трети ХХ вв.: монография. Красноярск, 2010.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх