Риски педагогов в условиях реализации инклюзивной образовательной практики: аспект психологической безопасности

 
Код статьиS181570410023777-9-1
DOI10.54884/S181570410023777-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Ставропольский государственный педагогический институт
Адрес: Российская Федерация, Ставрополь
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы61-70
Аннотация

В статье представлен теоретический анализ и эмпирическое исследование психологической безопасности педагогов как субъектов инклюзивной образовательной среды. Необходимость анализа вопросов, связанных с психологической безопасностью субъектов инклюзивной образовательной среды, обусловлена современным состоянием социокультурной и образовательной ситуации, неопределенностью и трудностями прогнозирования развития общества, ростом напряженности, количеством детей, имеющих особые образовательные потребности, повышением требований к представителям педагогического сообщества в целом и к тем, кто выполняет свои функции в условиях инклюзивного образования. Феномен психологической безопасности относительно педагога инклюзивного образования традиционно рассматривается через призму рисков, которые могут возникать в случае неподготовленности педагога к деятельности в условиях инклюзивной образовательной среды; психологических барьеров и трудностей, возникающих у педагогов; деструктивных психологических защит, используемых педагогами при осуществлении своих функций; особенностей самооценки, самопринятия и других профессионально значимых личностных качеств. Последние исследования показывают, что первостепенное значение в создании психологической безопасности образовательной среды, личной психологической безопасности является стиль взаимодействия педагога с обучаемыми, его готовность работать в инклюзивной образовательной среде, а также способность преодолевать психологические барьеры, возникающие в процессе осуществления инклюзивной образовательной практики.

Ключевые словаинклюзивная образовательная практика, психологическая безопасность, психологические риски, педагог как субъект взаимодействия
Получено22.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов20243
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современное состояние социокультурной и образовательной ситуации в стране можно охарактеризовать как в высокой степени неопределенное, что обусловлено постоянно меняющимися условиями реализации образовательного процесса, переходом к гибридному обучению и т.д. Неопределенность и трудности прогнозирования развития общества приводят к росту психической напряженности и угрозе безопасности личности как в социальной, так и в образовательной среде.
2 Наиболее сильно влияние быстро изменяющихся условий жизнедеятельности проявляется при реализации разных моделей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в контексте данного исследования вызывает интерес психологический подход к изучению феномена безопасности образовательной среды, в которую включаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
3 Исходя из основных положений выбранного подхода, психологическая безопасность как целенаправленное воздействие на все социально значимое окружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая родителей и педагогов, предполагает управление развитием психологических умений партнерского, диалогического общения, позитивного взаимодействия и сотрудничества между всеми субъектами образовательного процесса.
4 Теоретический анализ современных исследований показывает, что при изучении особенностей жизнедеятельности субъектов инклюзивной образовательной среды акцент делается на психологической безопасности учащихся, что вполне закономерно. Однако, как утверждают Е.М. Кочнева и Л.Б. Морозова, в работах, связанных с рассматриваемой проблемой, явно недостаточно исследований, где именно педагог выступает объектом изучения, педагогов и психологов. Иначе говоря, в контексте данных исследований педагогам уделяется гораздо меньшее внимание, тогда как часто источниками или объектами опасных ситуаций являются именно учителя [1, с. 364].
5 Целью данной работы является исследование рисков психологической безопасности педагогов как субъектов инклюзивной образовательной среды.
6 Обзор литературы. Анализ научных работ показывает, что на данный момент развития инклюзивной культуры и практики проблема психологической безопасности инклюзивной образовательной среды и ее субъектов представлена недостаточно, в частности, отмечается, что «от личностного и профессионального развития педагога во многом зависит создание благоприятного климата в образовательной среде и условий психологической безопасности учащихся» (В.Н. Барцевич) [2, с. 61].
7 Рассматривая проблему психологической безопасности педагога как субъекта инклюзивной образовательной среды, правомерно обратиться к понятиям «психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды» и «психологическая безопасность личности».

всего просмотров: 189

Оценка читателей: голосов 0

1. Кочнева Е.М., Морозова Л.Б. Психологическая безопасность современного учителя // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-1. С. 364-368.

2. Барцевич В.Н. Факторы психологической безопасности школьной среды // Психология и психотехника. 2012. №6(45). С. 61-69.

3. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 11-17.

4. Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: монография. СПб.: Книжный Дом, 2013. 287 с.

5. Рещикова Л.С. Безопасность образовательной среды начальной школы: необходимость психологической оценки // Народное образование. 2016. № 7-8. С. 100-105.

6. Бедрина В.В., Личутин А.В. Психологическая безопасность образовательной среды: формирование понятия // Преподаватель XXI век. 2010. № 2-1. С. 157-169.

7. Беляева Т.Б., Беляева П.И. Педагогический стиль руководства как фактор образовательной среды, влияющий на психологическую безопасность младшего школьника // Вестник Новгородского государственного университета. 2012. №70. С. 70-73.

8. Деревянкина Н.А. Проблема межличностных отношений в инклюзивном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 3. С.54-58.

9. Василевская Е.А. Профессиональное здоровье педагога как фактор совершенствования здоровьесберегающей образовательной среды // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1 (15). С. 375–378.

10. Кожанова Н.С., Болгарова М.А., Панкратьева О.С. Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 307-321.

11. Слюсарева Е.С. Методика психологической диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. № 1. С. 104-111.

12. Хитрюк В.В. Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2013. № 3(79). С. 189-194.

13. Лабунская В.А., Менджерицкая В.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. 288 с.

14. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

15. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995. 544 с.

16. Педагогика и психология ненасилия в образовании: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В.Г. Маралов, В.А. Ситаров. М.: Юрайт, 2019. 424 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх