Risks for Educators in the Context of Implementing Inclusive Educational Practices: Psychological Safety Aspect

 
PIIS181570410023777-9-1
DOI10.54884/S181570410023777-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Assistant Professor
Affiliation: Stavropol state pedagogic institute
Address: Russian Federation, Stavropol
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages61-70
Abstract

The article presents theoretical analysis and empirical study of the psychological safety of teachers as subjects of an inclusive educational environment. The need to analyze issues related to the psychological safety of subjects of an inclusive educational environment is due to the current state of the socio-cultural and educational situation, uncertainty and difficulties in predicting the development of society, increasing tension in society, increasing the number of children with special educational needs, increasing requirements for representatives of the pedagogical community as a whole and for those who perform their functions in inclusive education, as well as the fact that it is the teacher who is the key figure in creating the psychological safety of students.

The phenomenon of psychological security in relation to the teacher of inclusive education is traditionally considered through the prism of risks that may arise in the case of a teacher's unpreparedness for activities in inclusive educational environment; psychological barriers and difficulties encountered by teachers; destructive psychological defenses used by teachers in the exercise of their functions; features of self-esteem, self-acceptance and other professionally significant personal qualities, properties. Recent studies show that the primary importance in creating the psychological security of the educational environment, personal psychological security is the style of interaction of a teacher with students, his willingness to work in an inclusive educational environment, as well as the ability to overcome psychological barriers that arise in the process of implementing inclusive educational practice.

Keywordsinclusive educational practice, psychological security, psychological barriers, teacher as a subject of interaction
Received22.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters20243
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современное состояние социокультурной и образовательной ситуации в стране можно охарактеризовать как в высокой степени неопределенное, что обусловлено постоянно меняющимися условиями реализации образовательного процесса, переходом к гибридному обучению и т.д. Неопределенность и трудности прогнозирования развития общества приводят к росту психической напряженности и угрозе безопасности личности как в социальной, так и в образовательной среде.
2 Наиболее сильно влияние быстро изменяющихся условий жизнедеятельности проявляется при реализации разных моделей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим в контексте данного исследования вызывает интерес психологический подход к изучению феномена безопасности образовательной среды, в которую включаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
3 Исходя из основных положений выбранного подхода, психологическая безопасность как целенаправленное воздействие на все социально значимое окружение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включая родителей и педагогов, предполагает управление развитием психологических умений партнерского, диалогического общения, позитивного взаимодействия и сотрудничества между всеми субъектами образовательного процесса.
4 Теоретический анализ современных исследований показывает, что при изучении особенностей жизнедеятельности субъектов инклюзивной образовательной среды акцент делается на психологической безопасности учащихся, что вполне закономерно. Однако, как утверждают Е.М. Кочнева и Л.Б. Морозова, в работах, связанных с рассматриваемой проблемой, явно недостаточно исследований, где именно педагог выступает объектом изучения, педагогов и психологов. Иначе говоря, в контексте данных исследований педагогам уделяется гораздо меньшее внимание, тогда как часто источниками или объектами опасных ситуаций являются именно учителя [1, с. 364].
5 Целью данной работы является исследование рисков психологической безопасности педагогов как субъектов инклюзивной образовательной среды.
6 Обзор литературы. Анализ научных работ показывает, что на данный момент развития инклюзивной культуры и практики проблема психологической безопасности инклюзивной образовательной среды и ее субъектов представлена недостаточно, в частности, отмечается, что «от личностного и профессионального развития педагога во многом зависит создание благоприятного климата в образовательной среде и условий психологической безопасности учащихся» (В.Н. Барцевич) [2, с. 61].
7 Рассматривая проблему психологической безопасности педагога как субъекта инклюзивной образовательной среды, правомерно обратиться к понятиям «психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды» и «психологическая безопасность личности».

views: 188

Readers community rating: votes 0

1. Kochneva E.M., Morozova L.B. Psikhologicheskaya bezopasnost' sovremennogo uchitelya // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 61-1. S. 364-368.

2. Bartsevich V.N. Faktory psikhologicheskoj bezopasnosti shkol'noj sredy // Psikhologiya i psikhotekhnika. 2012. №6(45). S. 61-69.

3. Baeva I.A. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy kak resurs psikhicheskogo zdorov'ya sub'ektov obrazovaniya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. № 4. S. 11-17.

4. Laktionova E.B. Psikhologicheskaya ehkspertiza obrazovatel'noj sredy: monografiya. SPb.: Knizhnyj Dom, 2013. 287 s.

5. Reschikova L.S. Bezopasnost' obrazovatel'noj sredy nachal'noj shkoly: neobkhodimost' psikhologicheskoj otsenki // Narodnoe obrazovanie. 2016. № 7-8. S. 100-105.

6. Bedrina V.V., Lichutin A.V. Psikhologicheskaya bezopasnost' obrazovatel'noj sredy: formirovanie ponyatiya // Prepodavatel' XXI vek. 2010. № 2-1. S. 157-169.

7. Belyaeva T.B., Belyaeva P.I. Pedagogicheskij stil' rukovodstva kak faktor obrazovatel'noj sredy, vliyayuschij na psikhologicheskuyu bezopasnost' mladshego shkol'nika // Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. №70. S. 70-73.

8. Derevyankina N.A. Problema mezhlichnostnykh otnoshenij v inklyuzivnom obrazovanii // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016. № 3. S.54-58.

9. Vasilevskaya E.A. Professional'noe zdorov'e pedagoga kak faktor sovershenstvovaniya zdorov'esberegayuschej obrazovatel'noj sredy // Vektor nauki TGU. 2011. № 1 (15). S. 375–378.

10. Kozhanova N.S., Bolgarova M.A., Pankrat'eva O.S. Problema obespecheniya psikhologicheski komfortnoj i bezopasnoj obrazovatel'noj sredy v inklyuzivnom obrazovanii // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2019. № 4 (40). S. 307-321.

11. Slyusareva E.S. Metodika psikhologicheskoj diagnostiki gotovnosti pedagogov k realizatsii inklyuzivnoj obrazovatel'noj praktiki // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika. 2020. T. 26. № 1. S. 104-111.

12. Khitryuk V.V. Gotovnost' pedagogov k rabote v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2013. № 3(79). S. 189-194.

13. Labunskaya V.A., Mendzheritskaya V.A., Breus E.D. Psikhologiya zatrudnennogo obscheniya. M.: Akademiya, 2001. 288 s.

14. Parygin B.D. Sotsial'naya psikhologiya. Problemy metodologii, istorii i teorii. SPb.: IGUP, 1999. 592 s.

15. Shevandrin N.I. Sotsial'naya psikhologiya v obrazovanii. Ch. 1. Kontseptual'nye i prikladnye osnovy sotsial'noj psikhologii. M.: VLADOS, 1995. 544 s.

16. Pedagogika i psikhologiya nenasiliya v obrazovanii: uchebnoe posobie dlya bakalavriata i magistratury / V.G. Maralov, V.A. Sitarov. M.: Yurajt, 2019. 424 s.

Система Orphus

Loading...
Up