Psychological and Pedagogical Enlightenment as a Means of Developing Parental Communities: Experience of the CIS Member States

 
PIIS181570410023070-2-1
DOI10.54884/S181570410023070-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Postgraduate Consultant
Affiliation: Branch of Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education» in St. Petersburg
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages45-56
Abstract

The article substantiates the need for interaction between different subjects of the educational process at school, including students’ parents. It is shown that the new strategy in the education system requires educational work with parents. Parental education today cannot be content with information alone. Educational work with parents can and should be built taking into account the mentality of different people. The article provides examples of the most effective experience in organizing parental education in the CIS member states.

Keywordsinteraction, partnership, enlightenment, parental communities, event meetings, responsible parenthood, CIS member states
Received15.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters30375
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Современное представление об образовании предполагает необходимость взаимодействия его субъектов. Одной их самых проблематичных в плане установления конструктивных отношений является сторона родителей, зачастую воспринимаемая другим субъектом, представителями образовательной организации как «токсичный партнер» [1]. Установление партнерских отношений с родителями обучающихся – традиционная задача для педагогического коллектива.
2 Очевидно наличие проблемы необходимости создания условий для формирования формы объединения родителей, позволяющей им просвещаться в области педагогики и психологии и устанавливать конструктивные взаимодействия с педагогическим коллективом. Одной из таких форм является сообщество. Оно может появляться и спонтанно в режиме самоорганизации, что требует от инициаторов определенного опыта, знаний и умений, но чаще необходима инициатива извне, исходящая от профессиональных педагогов и психологов. Важно, что создание сообщества происходит естественно, как результат множества индивидуальных и групповых контактов, успешно реализуемых в совместной деятельности школы и родителей.
3 Степень разработанности проблемы. Проблемы взаимодействия школы и родителей, объединения родителей в сообщества рассматривались прежде всего в работах А.С. Макаренко. В его трудах отражены наиболее эффективные образцы взаимодействия семьи и школы в определенный временной период. Его труды стали основанием последующих исследований И.П. Иванова, Т.Е. Конниковой, В.А. Караковского, И.П. Козлова и других ученых. Современное состояние этой проблемы описывает Б.С. Волков, И.П. Подласый и другие.
4 Обязательность взаимодействия школы и родителей сегодня определяется нормативно-правовыми документами государственного уровня. Так, в обязанности родителей или законных представителей обучающихся входят обязательства по формированию основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Национальные правовые акты России и ближайших к ней территориально стран Содружества свидетельствуют о том, что родители обучающихся становятся в государствах-участниках СНГ непосредственными активными полноправными участниками образовательного процесса.
5 Правосубъектность родителей в сфере образования определяется:
6 в Республике Азербайджан – Законом Азербайджанской Республики «Об образовании» от 19 июня 2009 года №833-IIIQ (Статья 31. Участники образовательного процесса) [2];
7 в Республике Армения – Законом Республики Армения об образовании от 8 мая 1999 года №ЗР-297 (Статья 19. Участники образовательного процесса в учебном заведении. Статья 27. Права и обязанности педагогических работников. Статья 28. Права и обязанности родителя учащегося) [3];
8 в Республике Беларусь – Конституцией Республики Беларусь (1994 года, с изменениями 1996, 2004, 2022 гг.), Кодексом Республики Беларусь о браке и семье» (1999 г.), Законом Республики Беларусь от 19.11.1993 г. №2570-ХII «О правах ребенка», Кодексом Республики Беларусь об образовании (2010 г. в редакции 2022 г.) и другими нормативными актами;

views: 176

Readers community rating: votes 0

1. Trofimova A. «Gotovit' k shkole nuzhno chut' li ne s rozhdeniya»: uchitel' nachal'nykh klassov – o detyakh i ikh roditelyakh. URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/3956047-gotovit-k-shkole-nuzhno-chut-li-ne-s-rozhdeniya-uchitel-nachalnykh-klassov--o-detyakh-i-ikh-roditely (data obrascheniya: 01.08.2022).

2. Zakon Azerbajdzhanskoj respubliki «Ob obrazovanii». URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29005 (data obrascheniya: 15.08.2022).

3. Zakon Respubliki Armeniya ob obrazovanii. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468 (data obrascheniya: 15.08.2022).

4. Zakon Respubliki Uzbekistan «Ob obrazovanii». URL: https://nrm.uz/search?products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (data obrascheniya: 15.08.2022).

5. Razorvina A.S. Roditel'skij universitet kak novaya forma vzaimodejstviya sem'i i obrazovatel'nykh organizatsij // Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl', 2017. T. 9. № 1. Chast' 2. S. 167-172. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-172.

6. Model'nyj zakon «O prosvetitel'skoj deyatel'nosti (novaya redaktsiya) (Prinyat v g. Sankt-Peterburge 20.05.2016 Postanovleniem 44-11 na 44-om plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG). URL: http://iacis.ru (data obrascheniya: 15.08.2022).

7. Model'nyj zakon «Ob obrazovanii vzroslykh (novaya redaktsiya) (Prinyat v g. Sankt-Peterburge 25.11.2016 Postanovleniem 45-5 na 45-om plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG) URL: http://iacis.ru (data obrascheniya: 15.08.2022).

8. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF № 1618-r ot 25 avgusta 2014 g. «Ob utverzhdenii Kontseptsii gosudarstvennoj semejnoj politiki v Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda» URL: http://base.garant.ru (data obrascheniya: 25.08.2022).

9. Blumer G. Sotsial'naya problema kak kollektivnoe povedenie // Konteksty sovremennosti: khrestomatiya / pod red. S.A. Erofeeva. Kazan': KGU, 2001. S. 150-159.

10. Chernova Zh., Shpakovskaya L. Politehkonomiya sovremennogo roditel'stva: setevoe soobschestvo i sotsial'nyj kapital // Ehkonomicheskaya sotsiologiya. 2011. T. 12. № 3. S. 85-105.

11. Manzon M., Miller R., Hong H., Khong L. Parent Engagement in Education, 2015. National Institute of Education, Singapore. URL: https://www.nie.edu.sg/docs/default-source/nie-working-papers/niewps7_parent-engagement-in-education.pdf?sfvrsn=2 (data obrascheniya: 10.08.2022).

12. Manzon, M. Building alliances: Schools, parents and communities in Hong Kong and Singapore. Hong Kong: CERC., 2004. P. 15.

13. Encouraging quality in Early Childhood Education and Care (ECEC): Strategies to tackle challenges in engaging families in ECEC. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/education/school/49322478.pdf (data obrascheniya: 10.07.2022).

Система Orphus

Loading...
Up