Психолого-педагогическое просвещение как средство развития родительских сообществ: опыт государств-участников СНГ

 
Код статьиS181570410023070-2-1
DOI10.54884/S181570410023070-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: Санкт-Петербургский университет МВД России
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Консультант аспирантов
Аффилиация: Филиал Института управления образованием Российской академии образования в г. Санкт-Петербурге
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы45-56
Аннотация

В статье обоснована необходимость взаимодействия разных субъектов образовательного процесса в школе, в том числе родителей учащихся. Показано, что новая стратегия в системе образования требует просветительской работы с родителями. Просвещение родителей не может сегодня довольствоваться только информированием. Просветительская работа с родителями может и должна строиться с учетом менталитета разных народов. В статье приведены примеры наиболее эффективного опыта организации просвещения родителей в государствах-участниках СНГ. 

Ключевые словавзаимодействие, партнерство, просвещение, родительские сообщества, событийные встречи, ответственное родительство, государства-участники СНГ
Получено15.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов30375
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современное представление об образовании предполагает необходимость взаимодействия его субъектов. Одной их самых проблематичных в плане установления конструктивных отношений является сторона родителей, зачастую воспринимаемая другим субъектом, представителями образовательной организации как «токсичный партнер» [1]. Установление партнерских отношений с родителями обучающихся – традиционная задача для педагогического коллектива.
2 Очевидно наличие проблемы необходимости создания условий для формирования формы объединения родителей, позволяющей им просвещаться в области педагогики и психологии и устанавливать конструктивные взаимодействия с педагогическим коллективом. Одной из таких форм является сообщество. Оно может появляться и спонтанно в режиме самоорганизации, что требует от инициаторов определенного опыта, знаний и умений, но чаще необходима инициатива извне, исходящая от профессиональных педагогов и психологов. Важно, что создание сообщества происходит естественно, как результат множества индивидуальных и групповых контактов, успешно реализуемых в совместной деятельности школы и родителей.
3 Степень разработанности проблемы. Проблемы взаимодействия школы и родителей, объединения родителей в сообщества рассматривались прежде всего в работах А.С. Макаренко. В его трудах отражены наиболее эффективные образцы взаимодействия семьи и школы в определенный временной период. Его труды стали основанием последующих исследований И.П. Иванова, Т.Е. Конниковой, В.А. Караковского, И.П. Козлова и других ученых. Современное состояние этой проблемы описывает Б.С. Волков, И.П. Подласый и другие.
4 Обязательность взаимодействия школы и родителей сегодня определяется нормативно-правовыми документами государственного уровня. Так, в обязанности родителей или законных представителей обучающихся входят обязательства по формированию основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Национальные правовые акты России и ближайших к ней территориально стран Содружества свидетельствуют о том, что родители обучающихся становятся в государствах-участниках СНГ непосредственными активными полноправными участниками образовательного процесса.
5 Правосубъектность родителей в сфере образования определяется:
6 в Республике Азербайджан – Законом Азербайджанской Республики «Об образовании» от 19 июня 2009 года №833-IIIQ (Статья 31. Участники образовательного процесса) [2];
7 в Республике Армения – Законом Республики Армения об образовании от 8 мая 1999 года №ЗР-297 (Статья 19. Участники образовательного процесса в учебном заведении. Статья 27. Права и обязанности педагогических работников. Статья 28. Права и обязанности родителя учащегося) [3];
8 в Республике Беларусь – Конституцией Республики Беларусь (1994 года, с изменениями 1996, 2004, 2022 гг.), Кодексом Республики Беларусь о браке и семье» (1999 г.), Законом Республики Беларусь от 19.11.1993 г. №2570-ХII «О правах ребенка», Кодексом Республики Беларусь об образовании (2010 г. в редакции 2022 г.) и другими нормативными актами;

всего просмотров: 177

Оценка читателей: голосов 0

1. Трофимова А. «Готовить к школе нужно чуть ли не с рождения»: учитель начальных классов – о детях и их родителях. URL: https://mel.fm/ucheba/shkola/3956047-gotovit-k-shkole-nuzhno-chut-li-ne-s-rozhdeniya-uchitel-nachalnykh-klassov--o-detyakh-i-ikh-roditely (дата обращения: 01.08.2022).

2. Закон Азербайджанской республики «Об образовании». URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=29005 (дата обращения: 15.08.2022).

3. Закон Республики Армения об образовании. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=7468 (дата обращения: 15.08.2022).

4. Закон Республики Узбекистан «Об образовании». URL: https://nrm.uz/search?products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения: 15.08.2022).

5. Разорвина А.С. Родительский университет как новая форма взаимодействия семьи и образовательных организаций // Историческая и социально-образовательная мысль, 2017. Т. 9. № 1. Часть 2. С. 167-172. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-1/2-172.

6. Модельный закон «О просветительской деятельности (новая редакция) (Принят в г. Санкт-Петербурге 20.05.2016 Постановлением 44-11 на 44-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ). URL: http://iacis.ru (дата обращения: 15.08.2022).

7. Модельный закон «Об образовании взрослых (новая редакция) (Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2016 Постановлением 45-5 на 45-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) URL: http://iacis.ru (дата обращения: 15.08.2022).

8. Распоряжение Правительства РФ № 1618-р от 25 августа 2014 г. «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 25.08.2022).

9. Блумер Г. Социальная проблема как коллективное поведение // Контексты современности: хрестоматия / под ред. С.А. Ерофеева. Казань: КГУ, 2001. С. 150-159.

10. Чернова Ж., Шпаковская Л. Политэкономия современного родительства: сетевое сообщество и социальный капитал // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 3. С. 85-105.

11. Manzon M., Miller R., Hong H., Khong L. Parent Engagement in Education, 2015. National Institute of Education, Singapore. URL: https://www.nie.edu.sg/docs/default-source/nie-working-papers/niewps7_parent-engagement-in-education.pdf?sfvrsn=2 (дата обращения: 10.08.2022).

12. Manzon, M. Building alliances: Schools, parents and communities in Hong Kong and Singapore. Hong Kong: CERC., 2004. P. 15.

13. Encouraging quality in Early Childhood Education and Care (ECEC): Strategies to tackle challenges in engaging families in ECEC. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/education/school/49322478.pdf (дата обращения: 10.07.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх